Яблоко

ПРОЛОГ

Кромсая сложности и трудности
и обессилев за года,
я берегу теперь зуб мудрости
лишь для запретного плода.
         —  Игорь Губерман


С времён Сократа те кто мыслит
Пытаются познать себя.
И этот поиск в полном смысле
Стал главной целью бытия.

Оценку дать и объективно
Себя узреть с стороны
Дано не всем. Потом обидно -
Мы для себя всегда правы.

Любой поступок - объяснимый.
На каждый грех - причина ей
Себя во всём легко простим мы -
Виновны Ева или змей.

А может яблоко - причина?
Всё что угодно. Но не мы.
И потому непримиримы
Мы судьи для чужой души.




ПРОСТОЕ ЯБЛОКО В ИСТОРИИ

Вот женщину я обнимаю,
Она ко мне льнет, пламенея,
А Ева, я вдруг понимаю,
И яблоко съела, и змея.
       —  Игорь Губерман


Простое яблоко, не более,
Но если б не было плода
Тогда вся древняя история
Совсем иначе бы пошла.

Не был Адам бы подкаблучник
И Евы дар не возжелал,
В раю им явно было лучше
Чем первый грех, какой скандал!

"Ищите женщину" известно
Она причина бед мужских,
Но Еву трудно не заметить,
И ей откажет только псих. 

И было "яблоко раздора”,
И спор богинь из-за него
Персей Елену выбрал споро,
А Троя стоила того?

Сам Будда получил прозренье
Под сенью яблони ветвей.
Буддисты все с благоговением
Так часто думают о ней.

И юный Ньютон не гадал,
Что сел в саду под Древом Знаний,
А плод на голову упал
И дал дорогу для познаний. 

Законы мира открывая,
Стал человек с богами равным.
Грех первородный забывая,
Себя везде считая правым. 

Не пало б яблоко Ньютона,
Иль промахнулся б Робин Гуд,
История шла бы по другому -
И яблоко виновно тут.

Мы все жалели Белоснежку,
Что соблазнилася на плод.
И Тьюринг выбрал тот же метод...
Эмблема "Apple" в честь его.

Писал Есенин вдохновенно
О “дыме с яблонь - не зову…"
Захаров пел проникновенно
"О яблонях, что все в цвету".

О райских яблоках Высоцкий
Нам пел, тогда такой живой...
И пели “яблочко” матросы
И шли на Зимний, на разбой…

История, былины, мифы,
Что с яблоком соедины
И даже партия, как скифы,
Такая есть. Увы. Увы...




БОГ ЛУЧШЕ ЗНАЛ

Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
                - Бенедикт Спиноза

Читал я Библию и тоже
И удивлялся, и грустил,
Что Богу яблоко дороже
Адама, а ведь первый сын!

Простить Адаму бы провинность,
Ведь он скрижалей не читал.
И мы бы с вами жили чинно
В раю. Но Бог нас лучше знал.

Бог знает всё. Ему сквозь время
Известны мысли и дела.
Он знал, какое создал племя,
А Ева повод лишь дала.

Он знал - мы недостойны рая,
Он знал - святыми нам не быть.
Ведь мы, его заветы зная,
Живём не так, как надо жить.




ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

Концепция «первородного греха» есть только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе её нет.


И надо мной и над тобой,
Проклятием на всех -
Висит, как меч над головой
Тот “Первородный грех”.

"Запретный плод” -
Не столько он - “желание" его!
Дал наказание всем Бог -
“Брысь с рая моего!”

"Теперь вы смертны и теперь
Потомкам вашим всем
Закрыта будет рая дверь
При жизни насовсем!”

Да как же так? Ведь нам сказал
Пророк сам Иезекииль -
“Сын не в ответе за отца” -
Он с Богом говорил.

А тут далёкие пра-пра…
Виновны - сняли фрукт!
И где же тут моя вина?
Да я не знал тех двух!

Учтите - грех для христиан!
В исламе его нет.
И в Торе нет, читал я сам…
Как грех увидел свет?

Так вот, Блаженный Августин
Придумал всем его
В четвёртом веке.  Только с ним
Католикам везло.

Для православных тысяча лет
Прошла, пока они
Себе приняли этот грех,
А до того - ни-ни.

Тот грех никак не искупить,
Спасибо праотцам.
Так как же быть? Так как же жить?
Зачем тот плод был нам?



Первородный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета «от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17).

Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354—430) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану»

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, после того как был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 года




ЧТО ДАЛ НАМ ЭТОТ ГРЕХ

Не так обычно страшен грех,
как велико предубеждение,
и кто раскусит сей орех,
легко вкушает наслаждение.“
       —  Игорь Губерман


Что дал нам “Первородный грех”?
За что мы изгнаны из рая?
Запретный плод - под змея смех
Познали что, того не зная?

Познали “стыд”, как и “обиду”,
Что есть “добро”, а что есть “зло”.
Познали значит что “завидуй”,
“Ревнуй” и что - не повезло!

Запретный плод вселил в нас “совесть”,
Дал “человечности” росток.
Понять, что “радость” есть и “горесть”,
Не жить, как комнатный цветок.

Тем, кто познал различия эти,
В раю нет места никогда.
Тем, кто наивен, словно дети,
Тем сказка эта хороша.

Адам и Ева до Познания
Были не полными людьми -
Коль нет стыда и раскаяния,
Любого робота спроси.



О ТАЙНАХ БЫТИЯ

Медлительный еврей с печальными глазами
Мне говорит о тайнах бытия:
Как человеком сделалась змея,
Накормленная райскими плодами.
    - Ю. О. Домбровский


Возможно прав был тот еврей
И многим род дала змея. -
Так объяснить сумею я
Причины судеб всех людей.

В кострах сгоревших и в печах,
Замученных голодной смертью,
Занесенных песком, метелью,
На нарах или на крестах.

Убийство брата и измена,
Страдания женщин и детей,
Причиной может быть тот змей,
Плодами спасшимся от тлена.

Итак, ни Ева ни Адам,
Не эволюции обезьяна,
Живёт в характере изъяном -
Змея, благодаря плодам.




ДЕМОН СОБЛАЗНА  - САМАЭЛЬ

Нет греха тяжелее страстей.
         —  Лао-цзы

Женщина — одновременно яблоко и змея.
        - Генрих Гейне


У демонов есть иерархия
Хоть ДЬЯВОЛ их бесспорный царь,
Есть также “Старший Демон” звание
И это САМАЭЛЬ, как встарь.

Все демоны ему подвластны,
Царь Смерти, воплощение Зла…
Он соблазнитель первокласный -
Где Ева яблоко взяла?

Всё это он, представши Змеем,
Уговорил и собланил.
И больше - позже жил он с Евой
И Каин – от него был сын.

Поскольку не было Заветов,
Моралью Ева не сильна -
Ей Самаэль шептал про “это”...
Вот от него и зачала.

Он покровитель проституток,
Он знает ревности слова,
В Суде Загробном судьёй служит
И в бездну сторожит врата.

Он чёрен весь и много-глазен,
В руке всегда есть острый нож.
Он - Ангел Смерти, вывод ясен -
Герой-любовник.  Как хорош!




НЕЛЬЗЯ

“Нельзя” - это только для тех, кто спрашивает.
     - из Одессы


Никто ведь Еве не сказал,
Что изменять есть “неприлично”.
И слово то никто не знал,
Как и “морально” и “этично”.

Ну изменила. Понесла
И Каин был от Самаэля.
И от того его судьба,
И гены демона имели.

Что Каин Авеля убил
Когда-то в детстве проходили,
Убийством первым случай был
И это мы не позабыли. 

Случилось это до судей,
До адвокатов, прокуроров,
И до скрижалей. «Не убей» -
Никто не слышал разговоров.

На что запрета не дано,
Они не знали, что не надо.
Когда-то правило одно -
“Не ешь один лишь плод из сада”.

И потому всё то - не грех,
А грех и самый первородный
Запретный плод сожрать при всех,
На нас лежит, как всенародный.

Одно лишь правило! И то
Было нарушено мгновенно.
Но Бог умнее стал зато -
Скрижали выдал постепенно.

Мы продолжаем нарушать,
Тем более, что нам запретно.
И если, что нельзя нам,  знать -
То мы нарушим непременно.





ЯБЛОКО РАЗДОРА - ЕЛЕНА

Красота — это королева, которая правит очень недолго 
            - Сократ


Была прекраснейшей из женщин,
Дочь Леды с Зевсом, вот секрет.
Бог с красотой две греков вещи
На чём стоял их белый свет.

Спартанка, стало быть - характер!
Не по словам судить - делам.
По Мойрам - ей пять раз быть в браке,
За счастье - красоту отдам.

А счастье ей не светит скоро,
Есть красота, но нет добра,
Сначала - “яблоко раздора”
Потом - Троянская Война.

На всю Элладу была слава
Красы Елены. К ней толпой
Шли женихи и вся орава
Была знатна наперебой.

И Одиссей к Елене также,
Как и три дюжины других
Героев, принцев крови даже,
Отец Елены тогда стих.

Один избранник - твой союзник,
Но будут дюжины врагов!
Тут Одиссей,  великий умник,
Совет подал для женихов.

Все те, кто свататься желают,
Пусть Аполлоном присягнут,
Избранника потом признают
И на защиту все придут. 

Потом, когда Парис Елену
И охмурит и уведёт,
Все присягнувшие - измену
Войны Троянской час пробьёт. 

Как изменившую жену
Её должны забить камнями,
Но греки, ценят красоту
И нет руки поднявшей камень.

Парис не вечен и Елена
Выходит замуж ещё раз.
Краса для счастья не замена
Мы убедились ещё раз.



ЭПИЛОГ

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
Что случится на моём веку.
        - Б. Пастернак


Мы всё стоим сейчас на сцене,
Всем роль отведена своя.
И мы играем, как умеем -
Есть Ева, яблоко, змея.

Король есть голый, как и Гамлет,
Герой-любовник есть и плут.
На этой сцене места хватит,
Но опоздавшего не ждут.

Мы на виду. Игра в разгаре.
Мы не учили свою роль.
Импровизируем в угаре -
Считает нищий, что король.

Наш путь рассчитан и продуман,
Уже заряжено ружьё.
Несётся время-поезд с гулом,
Но каждый верит - не моё.


Рецензии
Оскар,исправьте окончание на -я в конце первого четверостишия в слове "бытию",
а то как то не сочетается...
Мы по жизни все игроки:
меняем маски,
окружение,
места обитания,
но не меняемся
сами по сути - никогда!

Элина Григ   14.08.2025 05:57     Заявить о нарушении
Спасибо, исправил.
.
Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается сам от себя.
- Александр Поуп
.
Мы каждый день совсем другие,
Не те кем были мы вчера.
Кем были в юности - забыли,
И ночи те, и вечера.

Другие ценности и цены,
Накоплен опыт жизни всей -
Все повороты и измены,
И крики «горько» и «налей».

Когда-то мы хотели сами
Мир переделать для других.
Наивность вся ушла с годами,
Осадок выплеснулся в стих.

Непримиримы мы сегодня,
К тем, кто иначе видит свет.
И нам вчерашним, мы не сводня,
И прошлых нас - в помине нет.

Застыли в нас, окаменели
Идеи - в наше только «Я».
О чем и мыслить мы не смели,
Теперь наш образ бытия.

Какими будем с вами завтра?
Оставит след ли в нас «вчера»?
Пройдёт ли опыт наш напрасно?
И будет смысл вставать с утра?

Оскар Хуторянский   14.08.2025 14:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.