краткий синопсис шедевра Хармса

                Д. Хармс. "Старуха"

Когда-то
       эта  повесть Хармса
                мной была названа

садистской и жутковато-психоделической.
              Меня тогда это удивило,

что достаточно одного прочтения,
                чтобы понять всю степень
 
психического нездоровья Хармса.
                Но критики настаивают,

что это повесть -       
        вершина творчества

чудаковатого писателя...
        Приведу, для тех, кто не читал

краткий синопсис этого "шедевра".
Краткость важна для понимая этого текста!

*

Повествование от начала и до конца
                ведётся от первого лица. 

Герой выходит из дома...
                а во дворе  одинокая

старуха держит
в руках настенные

часы без стрелок. На углу Садовой
он встречает знакомого;
                совсем недолго

разговаривает с ним и почти бегом
                возвращается домой:

он забыл выключить электрическую печку!
Сначала пытается заснуть, но мешают детские

крики, что доносятся с улицы:
и он начинает обдумывать

их убийство. Потом решает
написать гениальный рассказ

о неком не творящем чудес чудотворце,
Но ему удаётся  написать лишь одну строчку:
                «Чудотворец был высокого роста».
*

Вдруг  раздаются громкие стуки.
                открыв дверь, он видит  старуху,

ту самую,  с часами без стрелок.
              Та усаживается в его кресло,
                заставляет героя встать на колени,

а затем и лечь на пол.    
          Герой  понимает,

что в этом нет никакого смысла,
                подымается и видит:
               
старуха умерла...
   он ложится спать.
    Утром идет в булочную, и там

знакомится с той, которую называет
                «милой дамочкой».

Приглашает её к себе в гости
                выпить водки...

но  тут вспоминает
о трупе и убегает.

Возвратившись домой, открыв дверь комнаты,
                видит, что старуха та ползает
                по полу.
*

Уложив труп в чемодан, идёт на остановку трамвая,
                где видит ту самую «милую дамочку»,

пытается её догнать, но чемодан с трупом  мешает.
                На трамвае
                он едет до вокзала,
 
покупает билет до станции «Лисий Нос»,
намереваясь выкинуть там чемодан под откос,

в болото.
    Но кто-то 

крадёт чемодан. Доехав до Лисьего Носа,
                он идёт в лес и молится.

*

Повесть странная,
                но важно

не забывать:
написал ее полусумасшедший Даниил Хармс,

которого сегодня называют не иначе,
                как "русским Кафкой".
                Он и закончил свои дни в камере

тюремной психиатрической больницы.

 *
я с ужасом наткнулся на одну строчку в документе,
благодаря которой  вспомнил об этой

сто лет назад читанной повести Хармса.
                И реально
                мне стало  жутковато.

В первую очередь
               вспомнилось
                то тошнотворное,

неприятное впечатление,
которое осталось после ее прочтения

В юности я ее воспринял
                исключительно,
                как произведение в духе Стивена Кинга —

то есть, как уповатый ужастик.
        И потом долго не мог понять,

как некоторые литературоведы
в психоделическо-сновидческой атмосфере
 
повести находят  предсказания
в виде зашифрованных описаний

будущих дней
обезумевших от жизни людей.


Рецензии