краткий синопсис шедевра Хармса
Когда-то
эта повесть Хармса
мной была названа
садистской и жутковато-психоделической.
Меня тогда это удивило,
что достаточно одного прочтения,
чтобы понять всю степень
психического нездоровья Хармса.
Но критики настаивают,
что это повесть -
вершина творчества
чудаковатого писателя...
Приведу, для тех, кто не читал
краткий синопсис этого "шедевра".
Краткость важна для понимая этого текста!
*
Повествование от начала и до конца
ведётся от первого лица.
Герой выходит из дома...
а во дворе одинокая
старуха держит
в руках настенные
часы без стрелок. На углу Садовой
он встречает знакомого;
совсем недолго
разговаривает с ним и почти бегом
возвращается домой:
он забыл выключить электрическую печку!
Сначала пытается заснуть, но мешают детские
крики, что доносятся с улицы:
и он начинает обдумывать
их убийство. Потом решает
написать гениальный рассказ
о неком не творящем чудес чудотворце,
Но ему удаётся написать лишь одну строчку:
«Чудотворец был высокого роста».
*
Вдруг раздаются громкие стуки.
открыв дверь, он видит старуху,
ту самую, с часами без стрелок.
Та усаживается в его кресло,
заставляет героя встать на колени,
а затем и лечь на пол.
Герой понимает,
что в этом нет никакого смысла,
подымается и видит:
старуха умерла...
он ложится спать.
Утром идет в булочную, и там
знакомится с той, которую называет
«милой дамочкой».
Приглашает её к себе в гости
выпить водки...
но тут вспоминает
о трупе и убегает.
Возвратившись домой, открыв дверь комнаты,
видит, что старуха та ползает
по полу.
*
Уложив труп в чемодан, идёт на остановку трамвая,
где видит ту самую «милую дамочку»,
пытается её догнать, но чемодан с трупом мешает.
На трамвае
он едет до вокзала,
покупает билет до станции «Лисий Нос»,
намереваясь выкинуть там чемодан под откос,
в болото.
Но кто-то
крадёт чемодан. Доехав до Лисьего Носа,
он идёт в лес и молится.
*
Повесть странная,
но важно
не забывать:
написал ее полусумасшедший Даниил Хармс,
которого сегодня называют не иначе,
как "русским Кафкой".
Он и закончил свои дни в камере
тюремной психиатрической больницы.
*
я с ужасом наткнулся на одну строчку в документе,
благодаря которой вспомнил об этой
сто лет назад читанной повести Хармса.
И реально
мне стало жутковато.
В первую очередь
вспомнилось
то тошнотворное,
неприятное впечатление,
которое осталось после ее прочтения
В юности я ее воспринял
исключительно,
как произведение в духе Стивена Кинга —
то есть, как уповатый ужастик.
И потом долго не мог понять,
как некоторые литературоведы
в психоделическо-сновидческой атмосфере
повести находят предсказания
в виде зашифрованных описаний
будущих дней
обезумевших от жизни людей.
Свидетельство о публикации №125081300223