О кризисе отношений между Москвой и Вашингтоном
ИТОГИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ КАК ИНДИКАТОРА РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
В условиях новой геополитической реальности отношения двух мировых держав переживают сильнейший политико-экономический кризис, сопровождаемый небывалыми ранее санкциями и вспышками дипломатической войны. Инициатором кризисных взаимоотношений с конца 2012 г. стала американская сторона. Даже после отмены дискриминационной на протяжении Итоги и моделирование российско-американских отношений как индикатора развития 38 лет Поправки Джексона–Вэника (1974–2012)
Соединенные Штаты стали вводить против России все новые и новые санкции, согласно заранее сгенерированным сценариям. Российская Федерация была вынуждена предпринимать ответные меры.
Именно с тех пор российско-американские отношения продолжают заметно ухудшаться, несмотря на смену демократов в Белом доме с 20 января 2017 г. и наличие большинства представителей Республиканской партии в Конгрессе США после выборов 2016 г.
Привлекательными являются экспертные заявления о необходимости «обнуления» взаимных претензий искорейшем запуске новых письменных договоренностей с неукоснительным исполнением каждого пункта при соблюдении международного права.
Кризис во взаимодействии между Россией и США напрямую связан с
усилением роли Российской Федерации на международной арене и отстаиванием своих национальных интересов, с кризисным состоянием самой системы международных отношений и ее институтов, с началом новой эры, наступившей на планете, со сменой Больших экономических циклов; с жесткой межпартийной борьбой внутри Соединенных Штатов и необходимостью осуществления совершенно иных, более эффективных подходов к развитию билатеральных (двусторонних) и плюрилатеральных (многосторонних) отношений между государствами.
Российско-американские отношения уже давно стали индикатором международной жизни и всей системы международных отношений.
Далеко не нормальные отношения между Россией и США сказываются на отдельных
странах мира и функционировании международных организаций.
Политические контакты России и США в верхах: итоги Сравнительно короткая «эпоха Путин–Трамп» закончилась, так и не успев по-настоящему начаться.
Первая встреча президента России Владими-
ра Путина с 45-м президентом США Дональдом Трампом состоялась на по-
лях саммита «Группы 20» в Гамбурге (Германия) в июле 2017 г. Позитивных
и ожидаемых сдвигов в двусторонних отношениях саммит не принес.
Политический истеблишмент США (включая Госдепартамент, Конгресс, Пента-
гон, ЦРУ и руководство Администрации Белого дома) резко ограничил любые контакты с официальными представителями России из-за санкций и «охоты на ведьм», якобы помешавших демократу Хиллари Клинтон стать президентом Соединенных Штатов.
Саммит президентов РФ и США – В. Путина и Д. Трампа – 16 июля 2018 г. прошел в финской столице Хельсинки и носил характер более близкого знакомства между главами двух стран.
Эта встреча на высшем уровне оказалась полезной, поскольку выявила подходы сторон к решению многих назревших проблем.
После нее американцы объявили о намерении выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и вскоре сделали это в одностороннем порядке. С российской стороны последовали зеркальные шаги.
Виноватыми у Соединенных Штатов, как всегда, снова оказались русские по целому ряду надуманных причин.
Ветераны американской политики неоднократно призывали президента США Дональда Трампа устроить «перезагрузку» отношений с Россией.
Определенный интерес представила газета «Уолл Стрит» (The Wall Street
Journal), опубликовавшая весной 2019 года статью экс-госсекретаря Джорджа
Шульца, бывшего главы Пентагона Уильяма Перри и бывшего сенатора
Сэмюэла Нанна (того самого, который инициировал в октябре 1992-го для
государств бывшего СССР, включая Российскую Федерацию, принятие воен-
ной Программы Нанна–Лугара по совместному уменьшению угрозы).
Авторы статьи заявили, что «политика Вашингтона в отношении Москвы изжила
себя и требует пересмотра.
Политики предложили создать Парламентскую двухпартийную группу, которая отвечала бы как за укрепление НАТО, так и за диалог с Россией. По их мнению, Конгресс уже доказал свою эффективость в этом вопросе, сыграв важную роль в улучшении отношений между странами в 1980-х годах» . С Шульцем, Перри и Нанном сложно не согласиться, ведь добиться позитивных сдвигов всегда возможно. Необходимо
лишь поставить цель и обладать политической волей, чтобы наполнить отношения позитивным содержанием.
Визиты официальных лиц Вашингтона в Москву, как и встречи в верхах,
в последние годы тоже стали редкими, за исключением контактов с Джоном
Болтоном, бывшим советником президента США по национальной безопасности.
В апреле 2019 г. в столице побывала также специальный помощник президента США по делам Европы и России Фиона Хилл, еще исполнявшая на тот момент свои обязанности.
Она встретилась с помощником президента Российской Федерации по внешней политике Юрием Ушаковым, с представителями МИД и Совета Безопасности России .
За короткий срок при президенте Трампе в США сменили трех госсекретарей. Ими стали Том Шэннон, Рекс Тиллерсон и Джон Салливан.
В связи с этим следует отметить, что частая смена Вашингтоном ключевых фигур во
внешней политике, особенно в российском направлении, не способствовала
нормализации двусторонних отношений.
Последним главой Государственного департамента в Администрации Трампа стал бывший директор ЦРУ Майк Помпео, причисленный политическим истеблишментом к дипломатам и «ястребам».
После саммита глав государств в Хельсинки министр иностранных дел Сергей Лавров снова встретился в Финляндии в рамках заседания Арктического Совета (6 мая 2019 г.) со своим визави, а еще через неделю – в Сочи, на совместных переговорах с президентом России Владимиром Путиным.
Снова обсуждалась международная проблематика, а также пути улучшения двусторонних отношений.
Сергей Лавров высказался тогда за создание Неправительственной экспертной группы США и России (из известных политологов, бывших военных, дипломатов, специалистов по двусторонним отношениям) и Делового совета двух стран .
Такие структуры еще только предстоит создать в ближайшее время при более благоприятных условиях.
Новая встреча президентов РФ и США на высшем уровне состоялась во
время саммита «Большой Двадцатки» в Осаке (Япония, 28–29 июня 2019 г.).
Путин и Трамп, помимо общей повестки, обсудили острые региональные конфликты в Венесуэле, Сирии, Иране и на Украине, а также будущую модель контроля над вооружениями в XXI в.
Трамп не возражал относительно заявления Путина о том, что российско-американские отношения в последний период заметно деградировали
И хотя «русский след» в сговоре с Трампом на выборах 2016 г. исчез буквально накануне очередной встречи двух президентов (согласно докладу специального прокурора США Р. Мюллера),тем не менее, президенту Трампу пришлось по требованию американскойьжурналистки попросить президента Путина больше никогда не вмешиваться во внутренние дела Америки.
Что имел в виду Путин на двустороннем саммите с Трампом?
Из трех прямых контактов Путина и Трампа на государственном уровне полномасштабная встреча между действующими президентами двух мировых держав состоялась только однажды.
На пресс-конференции после российско-американского саммита в Хельсинки 16 июля 2018 г. президент России В.В. Путин говорил перед журналистами о необходимости новой философии в международных отношениях.
По мнению автора статьи, такая философия должна содержать совершенно новые подходы к выстраиванию современных международных отношений.
Прежде всего, для российской стороны целесообразно подписание
нового мирного договора, а также задекларированного отказа всех стран, об-
ладающих ядерным оружием, включая США, от его применения в будущем.
Весьма полезной для мирных договоренностей могла бы оказаться новая
Геополитическая доктрина «Восточное полушарие», выдвинутая и публично
озвученная автором данной статьи еще в 2016 г. на Ялтинской конференции.
Эта доктрина говорит о неприемлемости дальнейшего вмешательства США в
национальные интересы стран Большой Евразии и военного присутствия на
их территории, о построении нового комфортного и цивилизованного конти-
нентально-евразийского мирового порядка (без Великобритании, Японии,
США и других островных государств) на примере Доктрины Монро (1823)
о невмешательстве европейских государств в Северную Америку с XIX в. [8.
С. 110–113].
Современная Россия ждет от США отказа от продвижения НАТО на Во-
сток (Украина, Грузия, Молдова, Казахстан, Азербайджан, Армения и другие
государства); полного вывода военного контингента НАТО из Прибалтики,
Польши и Румынии; ликвидации военных баз и химических лабораторий
США вблизи российских границ; вывода своих военных консультантов из
Украины, запрет на передачу или продажу там летального и иного вооруже-
ния, а также отмену военных учений с НАТО на суше и в водах Украины и проч.
Принявшим участие в госперевороте на Украине и поддерживающим
там кровопролитную гражданскую войну самыми различными средствами,
Соединенным Штатам необходимо садиться за общий стол переговоров
(в качестве гаранта мира) и начинать оказывать реальную помощь в восстановлении разрушенных территорий .
Несостоявшееся партнерство при Путине и Трампе
При демонстрируемой активной деятельности российских и американ-
ских политиков и дипломатов (включая рабочую встречу президента США
Дональда Трампа и министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Бе-
лом доме 11 декабря 2019 г. по вопросу контроля над вооружениями )
прорыва в двусторонних отношениях или новой «перезагрузки» с 2017 г. не
произошло.
Настрой на совместную работу по стабилизации и развитию российско-американского взаимодействия на позитивной, равноправной и взаимовыгодной основе с намерением наладить отношения США и России так и остался на уровне декларирования.
Деструктивный период «охоты на ведьм» в отношениях с Россией обо-
шелся американским налогоплательщикам в 45 млн долл. и закончился в
США без доказательств о вмешательстве русских в президентские выборы 2016 г.
В январе 2020 г. в своем интервью телеканалу «Фокс Ньюс» (Fox
News) и через Twitter президент США Д. Трамп «заявил о необходимости
наладить торговые отношения с Россией» . Противостояние между демократами и республиканцами в США, как метод решения социально экономических проблем с помощью внешних факторов, оказался несостоятельным, способствовал расколу общества и открытым выступлениям темнокожего населения, проявляющего расизм по отношению к белым американцам и стремящегося переписать историю страны через крушение памятников.
Коронавирус, как и прошедшие с серьезными нарушениями президентские
выборы в США 2020 г., лишь усугубили там кризис демократии, американской политической системы, власти и внешней политики.
По утверждению министра иностранных дел России Сергея Лаврова в
декабре 2020 г., «осознание Западом того, что Россия является самостоятель-
ной державой, для которой на первом месте всегда будут свои национальные
интересы, – самое главное, что произошло с российской внешней политикой
за последние 15 лет…
Однако Запад делает все, чтобы не дать российской внешней политике достигать позитивных результатов, в том числе в ее ближайшем окружении» . Последние политические события в Белоруссии и Нагорном Карабахе это наглядно подтверждают.
Думается, Российской Федерации и Соединенным Штатам следует взаи-
модействовать постоянно, даже в условиях санкций и кризисов, как двум си-
лам на планете: влияния и мощи. Сотрудничество между Россией и США в
долгосрочной перспективе (при наличии взаимопонимания, политической
воли и активности с обеих сторон) могло бы оказаться более конструктивным
и эффективным направлением в международной жизни, чем политическое
соперничество и конфронтация в условиях новых реалий и неопределенности
настоящего времени.
Новый этап в отношениях между Россией и США
Российско-американские отношения переживают в наши дни момент ис-
тины. Эти отношения в последний период тесным образом были связаны с
президентами РФ и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом. Да-
же по мнению западных аналитиков из «Независимой» газеты (Independent) и
телеканала «Эн-Би-Си Ньюс» (NBC News), американо-российские отноше-
ния, которые и без того уже были на самом низком уровне со времен оконча-
ния холодной войны, еще больше ухудшились при Администрации Трампа
после его вступления в должность президента США с 20 января 2017 г. . C таким утверждением согласен президент ИМЭМО РАН, академик
А.А. Дынкин, считающий, что отношения между Россией и США деградировали еще к середине 2019 г. и оказались максимально разрушенными .
С. 8], в плане достигнутых результатов сотрудничества 1990–2000-х гг.
Итоги и моделирование российско-американских отношений как индикатора развития
В наши дни, с победой демократа Джозефа Байдена на президентских
выборах–2020 и его инаугурацией 20 января 2021 г., наступил новый этап в
российско-американских отношениях. Основными при этом являются следу-
ющие задачи:
– выработать реальную повестку дня для двусторонних отношений,
определить приоритеты как главные направления сотрудничества, очертить
красные линии и выстроить стратегию практических отношений на ближай-
шую перспективу, как минимум на 7 лет вперед (2021–2028);
– найти общие точки соприкосновения и общие интересы в двусторон-
них отношениях и международной жизни;
– создать новые формы и структуры сотрудничества при согласовании
сторон;
– разработать эффективные механизмы для реализации стратегии;
– объединить с обеих сторон группы компетентных профессионалов для
взаимодействия России и США не ради процесса, а для позитивного резуль-
тата, взаимопонимания и продвижения «дорожной карты»;
– создать на постоянной основе Специальную комиссию Федерального
собрания РФ и Координационный совет при МИД России по российско-
американскому сотрудничеству, результатом деятельности которых станет
экспертный анализ состояния дел, разработка рекомендаций для президента,
Совета Безопасности и Государственного совета РФ в целях улучшения рос-
сийско-американских отношений;
– учредить Институт мониторинга экономических возможностей России
и США с изданием периодических электронно-информационных журналов
на русском и английском языках;
– восстановить работу Российско-Американского делового совета;
– создать Российско-Американский Совет Безопасности (РАСБ) по про-
блеме размещения ЕвроПРО, структур НАТО, химических лабораторий в
Грузии и на Украине, по проблеме проведения военных учений НАТО вблизи
государственных границ России и незаконного пересечения ее нейтральных
вод; а также по заключению новых договоров о сокращении и неиспользова-
нии ядерного вооружения ни на Земле, ни в космосе;
– активизировать международное сотрудничество между РАН и акаде-
миями США в сфере науки и высшего образования, как «мягкую силу» науч-
ной дипломатии и научно-технологического развития в мире;
– подготовить и реализовать научно-культурный Проект – 2027 «Об ис-
тории сотрудничества между Россией и США», посвященный 220-летию
установления официальных дипломатических отношений, с демонстрацией
выставочных материалов в заранее намеченных государственных учреждени-
ях и научно-образовательных центрах двух стран.
Поле для совместной деятельности РФ и США чрезвычайно велико.
Конструктивных политических решений ждет проблема стратегической без-
опасности в Евразии и на планете, предотвращение очередной гонки ядерных
вооружений; кризисное состояние мировой финансовой системы и междуна-
родных организаций; противодействие международному терроризму и мор-
скому пиратству; дальнейшее освоение космоса и изучение климата Земли; а
также развитие двусторонних торгово-экономических связей, снятие дли-
тельных санкций, возврат дипломатической собственности; промышленная
реализация научных технологий;взаимодействие в Арктике, создание гуман-
ного посткоронавирусного миропорядка и проч.
Кризис системы международных отношений и ее институтов
В структурном геополитическом кризисе давно находятся Организация
Объединенных Наций, ее Совет Безопасности и другие подразделения. Зару-
бежные коллеги, увлеченные процессом заседаний, зачастую просто не слы-
шат друг друга, а лишь ждут своей очереди, чтобы выступить с критикой.
Главному международному институту планеты давно пора реформироваться
или перейти в иную международную структуру, как это произошло 75 лет
назад с Лигой Наций.
Еще с балканского кризиса и незаконных бомбардировок бывшей Юго-
славии войсками НАТО, с конца 1990-х гг. очевидным стал факт, что ООН
явно не справляется со своими функциями гаранта международной безопас-
ности, регулятора международных процессов, беспристрастного судьи и за-
щитника всех нуждающихся членов-государств, как сказано в Уставе.
Именно поэтому так необходима модификация правовых инструментов
международной жизни. Мировое сообщество нуждается в моделировании и
создании новых альтернативных институтов.
Согласно научным исследованиям автора статьи, любое заседание Генеральной Ассамблеи ООН до 2029 г.может стать последним.
Мировая элита должна быть к этому готова. Создание новой системы международных отношений – дело чести политической элиты мира .
В глубоком кризисе теперь находятся МВФ, ВТО, РАТОП (Организация
Российско-американского тихоокеанского партнерства), АТЭС (Азиатско-
Тихоокеанское экономическое сотрудничество) и другие международные орга-
низации с участием России и США, а также международные суды, НАТО,
«Группа Семи» и др. Европейский союз расколот, особенно после выхода из
него Великобритании, которая никогда там реально не находилась. В Североат-
лантическом Альянсе нет больше согласия, единства действий, стратегий и
мнений о США как о гаранте международной безопасности.
Учения НАТО демонстрируют низкий уровень подготовки военного состава и техники.
Переговоры между Россией и США по решению вопросов урегулирова-
ния вооруженного конфликта на Донбассе желаемых результатов пока не
принесли.
Военные действия у юго-западных границ России полностью не
прекратились. Не решен вопрос с закреплением в конституции Украины осо-
бого статуса Донецкой и Луганской республик.
Не совсем понятно, кто будет восстанавливать там значительные разрушения. Минские соглашения попрежнему рассматриваются как единственный инструмент разрешения регионального конфликта .
Полное установление мира на Донбассе имеет первостепенное значение
для России, чтобы не допустить перехода военных действий в затяжную вой-
ну. Думается, для прекращения военных действий в Малороссии участие
американской стороны в переговорах и скорейшем завершении регионально-
го конфликта является крайне необходимым условием.
Всеми дипломатическими средствами Москва дает понять Вашингтону,
«что Россия и США, как ведущие ядерные державы, несут особую ответ-
ственность за сохранение мира. Именно они должны инициировать процесс
Итоги и моделирование российско-американских отношений как индикатора развития
восстановления управляемости международными отношениями» .
Ведь международными процессами можно и нужно конструктивно управлять. Еще
в октябре 2018 г. в Кремле подготовили и передали американской стороне
Проект совместного заявления Президентов России и США – Владимира
Путина и Дональда Трампа, в котором зафиксировано намерение исключить
возможность начала ядерной войны.
Ответа на свою геополитическую инициативу Москва из Белого дома до сих пор не получила. Теперь этим предстоит заниматься в Америке новой Администрации Джозефа Байдена.
Навстречу новому договору о мире, дружбе и сотрудничестве между РФ и США
Если учесть ряд исторических фактов, а именно:
– при установлении дипломатических отношений между Россией и мо-
лодой Американской республикой в 1807 г. (при императоре Александре I и
3-м президенте США Томасе Джефферсоне) на основе политической воли
глав государств, их продолжительной переписки и обоюдного согласия,
озвученного посланниками на переговорах в Лондоне, отсутствовало подпи-
сание каких-либо двусторонних документов (хотя по тем временам это счи-
талось нормальным явлением);
– Белый дом не признал Советское правительство после Октября 1917 г.
и разорвал официальные дипломатические отношения, отсутствовавшие до
ноября 1933 г.;
– с приходом к власти президента США Франклина Рузвельта в 1933 г.
вместо договора об установлении советско-американских дипломатических
отношений произошел лишь обмен дипломатическими нотами о дружбе
и сотрудничестве, а после распада СССР между РФ и США были подписаны Российско-американская декларация о прекращении холодной войны,
а также Хартия российско-американского партнерства и дружбы в 1992-м
;
– ранее в мировом сообществе признавалось, что международный договор не имеет срока давности. Теперь в условиях новой геополитической реальности международные договоры и нормы международного права нередко отменяются, а действующие – не выполняются надлежащим образом (например, о дипломатической неприкосновенности, статусе посла и дипломатических сотрудников в иностранном государстве и проч.).
США все больше пытаются навязать повсеместно свои правила и открыто демонстрируют двойные стандарты во внешней политике в угоду узкому кругу лиц, прикрываясь демократией и национальными интересами;
– подписание в 2019 г. Председателем Правительства Российской Феде-
рации Д.А. Медведевым поручений о том, что более 20 тыс. актов СССР и
РСФСР должны прекратить свое действие с 1 февраля 2020 г. .
В связи с перечисленным выше, для современной России представляется
целесообразным в самой ближайшей перспективе подписать с иностранными
государствами (включая США) новый договор о дипломатических отноше-
ниях, отвечающий духу времени.
Дипломатические ноты, которыми обменялись народный комиссар (ми-
нистр) иностранных дел СССР М.М. Литвинов и президент США
Ф.Д. Рузвельт 16 ноября 1933 г., подтверждающие установление нормальных
дипломатических отношений и обмен Послами с верой и надеждой в то, что
отношения, «установленные между нашими странами, смогут навсегда
остаться нормальными и дружественными и что наши народы смогут сотруд-
ничать ради своей взаимной пользы и для сохранения мира во всем мире»
, больше не соответствуют действительности, в том числе из-за смены геополитических реалий.
Проект нового – предлагаемого автором данной статьи – международно-
го соглашения о мире, дружбе и сотрудничестве России и США в XXI в.
предусматривает две части: дипломатический договор и приложение. В са-
мом договоре предлагается выразить пожелание:
– установить поистине дружественные дипломатические отношения на
уровне послов и посольств с сохранением дипломатических консульств и
иных дипломатических миссий, их паритетным расширением по мере необ-
ходимости на основе существующего международного права и дипломатиче-
ского иммунитета;
– позитивно развивать между народами сотрудничество во всех его
направлениях на основе взаимного уважения, равноправия и взаимопонима-
ния, соблюдения международного права, защиты своего суверенитета и
национальной безопасности в интересах прочного мира, стабильного эконо-
мического прогресса и развития цивилизации на планете;
– избрать основными внешнеполитическими средствами сотрудничества
и взаимодействия – экономическую дипломатию, торговые связи, науку, тех-
нологии, культуру, спорт и молодежное патриотичное движение.
Приложение к дипломатическому договору, предположительно, может
содержать следующие пункты:
– Россия и США обязуются подходить в высшей степени ответственно к
выстраиванию официальных отношений друг с другом (привлекать к работе
исключительно высокопрофессиональных дипломатов и экспертов, облада-
ющих необходимым опытом дипломатической практики, общей культурой и
этикетом, глубокими знаниями по истории двусторонних отношений и исто-
рии страны, с которой заключается данный дипломатический договор: ее
традиций, культуры, менталитета, вклада в континентальную цивилизацию
Большой Евразии и общечеловеческую цивилизацию на планете Земля);
– Россия и США создадут необходимые условия для того, чтобы глава и
служащие внешнеполитических ведомств и другие представители политиче-
ской элиты по работе с Россией и США получили базовое профессиональное
дипломатическое образование. Настала острая необходимость наполнить ди-
пломатию и систему международных отношений истинными дипломатами-
миротворцами;
– Россия и США призывают друг друга относиться с уважением к проти-
воположной стороне и с достоинством к себе, использовать исключительно
несиловые методы во внешней политике, иметь политическую волю и жела-
ние вступать в диалог, уметь слушать и слышать партнера, стремиться нахо-
дить общие точки соприкосновения, преодолевать исторические тенденции и
противоречия, идти на компромисс; этично, достойно и компетентно решать
все возникающие проблемы за столом переговоров, поддерживать друг друга
на международной арене и стратегически моделировать долгосрочные, циви-
лизованные партнерские отношения;
– Россия и США гарантируют информационное ненаступление в мультимедиа без предварительного предъявления серьезных доказательств своих обвинений в Министерство иностранных дел РФ и Государственный департамент США, без вручения ноты протеста послу; а также дают гарантии безопасности и свободы слова журналистам, рекомендуют иностранным журналистам, радио- и телеканалам, работающим на территории Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, не заниматься информационной пропагандой на территории другой страны и надеются на взаимность в развитии исключительно деловых отношений и сотрудничества во всех
направлениях;
– Россия и США обязуются и настоятельно требуют запретить на своей
территории создание или финансирование деятельности реакционных непра-
вительственных организаций (НПО), террористических и иных группировок,
способных нанести вред российскому и американскому обществу, подорвать
мир в регионе и на планете; а также призывают «иностранных агентов» к
уважению государственных законов.
Современные реалии международной жизни диктуют новые требования
к позитивному выстраиванию официальных отношений между государствами.
Это, прежде всего: 1) дипломатический профессионализм; 2) соблюдение
этики, международного права и дипломатического иммунитета; 3) ненаступ-
ление в мультимедиа; 4) непозволение заниматься информационной пропа-
гандой другого государства на своей территории; 5) развитие исключительно
делового и конструктивного сотрудничества в различных сферах и направлениях.
Экономическая дипломатия как альтернатива политике либерального капитализма
Санкционная и протекционистская политика Соединенных Штатов в отношении современной России и их давление на лидеров европейских стран
не принесли ожидаемых результатов, а лишь разрушили позитивные начина-
ния в российско-американских отношениях, которые с неимоверным трудом
выстраивались в 1990–2000-х гг.
Американские политики вернули к себе недоверие времен холодной войны, стремление российского руководства проводить самостоятельную внешнюю политику в интересах своей национальной безопасности и торгово-экономического взаимодействия со странами мира.
Американскому истеблишменту пора открыто признать конец однополярного мира, крах доллара и мировой монетарной системы во главе с США,
как и несостоятельность теплившейся надежды на то, что XXI в. станет аме-
риканским и повсюду на Земле установится демократия, которой теперь нет
даже в самой Америке. Это наглядно показали последние там президентские выборы.
На основании проведенных исследований, можно констатировать, что
интровертная фаза развития политики в США до 2038 г., направленная на
решение многочисленных внутренних проблем, накопившихся в обществе за
последние десятилетия, ни в коем случае не должна отодвигать на задний
план развитие добрососедских отношений с Россией. Ведь только 55 морских
миль или менее 100 сухопутных километров разделяют Дальневосточный
федеральный округ РФ и 49-й американский штат Аляска, более 260 лет тому
назад принадлежавший России и сохранивший навсегда за собой название
«Русская Америка».
Мудрость политической элиты России будет заключаться в том, чтобы найти гармонию между дистанцированием от мировых кризисов, возвратом своих капиталов (в том числе незаконно вывезенных), а также реализацией нового курса страны на полную самодостаточность, промышленную, экономическую и информационную безопасность.
Новая современная эра на общей для всех планете Земля несет миру новые экономические и политические возможности, а значит – курс на экономическую дипломатию исключительно мирными, невоенными и несиловыми методами.
Экономическим санкциям и протекционизму рано или поздно суждено стать рудиментами воинствующей политики в международных отношениях. Экономическая дипломатия является единственной разумной и целесообразной альтернативой существующей ныне силовой экономической политике .
При более подробном освещении научной проблемы следует заметить,
что экономическая дипломатия – это одно из средств внешней политики,
осуществляемое с помощью методов традиционной дипломатии с использованием экономических ресурсов, рычагов экономического влияния и интеллектуально-экспертного потенциала (человеческого капитала).
По глубокому убеждению автора статьи, экономическая дипломатия
представляет собой дипломатический инструмент внешней политики госу-
дарства (на основе специальных программ, законов, структур, нескольких
десятков специализированных видов и механизмов их функционирования)
для гармонизации экономико-политических отношений между экономиче-
скими международными институтами (международные экономические орга-
низации), структурами внешнеэкономической деятельности, бизнес-сообще-
ством и органами государственного управления.
Как явление или феномен международной жизни, экономическая дипло-
матия – одновременно вид дипломатии (по форме), средство ее осуществле-
ния (по содержанию) и политико-экономический процесс (как внешнеэконо-
мическая деятельность на практике и ее результат в межгосударственных
отношениях). Выбор организационных средств и практических методов
внешней политики в развитии двусторонних и многосторонних отношений
исключительно невоенными способами должен быть оптимальным и свое-
временным. В геополитике и мировой экономике выигрывает тот, кто умеет
профессионально пользоваться этим инструментом.
Заключение
Российско-американские отношения стали важным индикатором состояния международной жизни. Россия и США призваны выполнять ее стабили-
зирующие функции и своевременно моделировать новую систему междуна-
родных отношений. Сотрудничество между Россией и США в ближайшей
и долгосрочной перспективе является более конструктивным направлением
в международных отношениях, чем политическая конфронтация и гонка
вооружений в условиях новых реалий эпохи перемен.
Новой «перезагрузки» с Москвой в период Администрации Трампа не
произошло, но деструктивный период «охоты на ведьм» в отношениях с Российской Федерацией у США завершился.
Вялотекущий политико-экономический процесс двустороннего взаимодействия необходимо переводить в более активную фазу их развития на основе взаимовыгодного сотрудничества в различных направлениях.
Военные конфликты на Ближнем Востоке, геополитические проблемы на
Корейском полуострове, в Тихоокеанском регионе, на Украине и в Грузии, в
Нагорном Карабахе при участии Турции (члена НАТО) целесообразнее было
бы решать Москве и Вашингтону совместно. Для прекращения военных дей-
ствий в Малороссии участие американской стороны в переговорах и скорей-
шем завершении регионального конфликта на границе с Россией является
крайне необходимым условием.
Многочисленные экспертные предложения и проект дипломатического
договора на примере России и США, содержащиеся в данной статье, имеют
рекомендательный характер, чтобы войти в стратегию деятельности недавно
созданного Государственного совета РФ под председательством действую-
щего президента России Владимира Путина. Все изложенное выше предна-
значено для того, чтобы оказать существенную помощь политикам, диплома-
там, представителям органов государственной власти в разработке новых
подходов и механизмов к улучшению российско-американского сотрудниче-
ства по всем направлениям и созданию современной, наиболее эффективной
системы международных отношений.
России необходимо также дистанцироваться от мировых экономических
кризисов с устаревшей валютно-монетарной и судебной системами, от недее-
способной Всемирной торговой организации и ряда других международных
структур, проявляющих недружественное отношение к современной России.
Российской Федерации предстоит значительно укрепить отечественную эко-
номику и выступить инициатором нового миропорядка, возможно, вначале на
пространстве Большой Евразии.
Позитивным моментом ушедшего периода стал успешно проведенный
впервые «Российско-Американский саммит молодых лидеров: Мы вместе
моделируем будущее» при участии Фонда поддержки публичной дипломатии
имени А.М. Горчакова (Суздаль – Владимир – Москва, 6–11 октября 2019 г.)
[29]. Взоры патриотов России и США направлены теперь в сторону офици-
альных лиц Белого дома и Кремля, в плане предстоящей нормализации меж-
государственных отношений.
Только продвижение миролюбивой и конструктивной экономической ди-
пломатии в развитии созидательной модели мировой экономики способно стать
альтернативой беспорядку и хаосу в международных отношениях либерального
капитализма и принести реальную пользу национальным интересам России.
Развитие конструктивного и разностороннего сотрудничества без санкций
и угроз, на основе международного права; совместное создание новой системы
международных отношений Россией и США – это, бесспорно, дело чести поли-
тической элиты двух мировых держав. В этом тоже заключается новый подход
к современной международной жизни третьего десятилетия XXI
Свидетельство о публикации №125081208043