Михаил фон Рейтерн ключевая фигура в продаже Аляск
Министр финансов Российской империи Михаил фон Рейтерн — ключевая фигура в продаже Аляски США, похоронен на родине в Латвии.
В 1867 году министр финансов Российской империи Михаил фон Рейтерн по поручению царя Александра II продал Аляску Соединённым Штатам Америки за 11 миллионов рублей (около 7,3 миллионов долларов). Эта сделка была уникальна тем, что заключалась в очень узком кругу лиц — о продаже знали всего шесть человек: Александр II, великий князь Константин Романов, министр иностранных дел Александр Горчаков, министр финансов Михаил Рейтерн, морской министр Николай Краббе и посланник России в США Эдуард Стекль. О факте продажи Аляски стало известно только спустя два месяца после заключения сделки. Традиционно инициатором продажи считается именно министр финансов Михаил Рейтерн.
Михаил фон Рейтерн, чей отец родился в Валке, похоронен в родовой усыпальнице возле усадьбы Эзере в Латвии.
За год до передачи Аляски Рейтерн направил Александру II специальную записку, в которой подчеркнул необходимость строгой экономии и отметил, что для нормального функционирования империи необходим трехлетний иностранный заем в размере по 15 миллионов рублей в год.
Даже нижний предел суммы сделки — 5 миллионов рублей, обозначенный Рейтерном, мог покрыть треть годового займа. Кроме того, государство ежегодно выплачивало дотации Российско-Американской компании, и продажа Аляски позволила избавиться от этих расходов. При этом Российско-Американская компания от продажи не получила ни копейки.
Еще до записки Рейтерна идея продажи Аляски высказывал генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский. Он полагал, что для России было бы выгодно улучшить отношения с Соединёнными Штатами, чтобы укрепить свои позиции на азиатском побережье Тихого океана и противостоять влиянию Великобритании.
Михаил фон Рейтерн (1820–1890) был восьмым министром финансов Российской империи с 1862 по 1878 год, а с 1881 по 1886 год занимал пост премьер-министра. Он сыграл важную роль в экономическом развитии страны, внедряя первые капиталистические реформы: поддерживал развитие частного предпринимательства, строительство железных дорог и создание банковской системы. Под его руководством было построено около 20 тысяч километров железнодорожных путей и создана первая кредитная казна России.
Происхождение. Образование и начало карьеры
Родился 12 (24) сентября 1820 года в Поречье Смоленской губернии в лютеранской семье. Старший сын офицера-кавалериста генерал-лейтенанта Христофора Романовича Рейтерна (1782–1833) и жены его Екатерины Ивановны, урождённой Гельфрейх (1789–1869).
Образование получил в Царскосельском лицее, который окончил в 1839 году. Начал службу 20 января 1840 года в Министерстве финансов, продолжал её в Министерстве юстиции, а в 1854 году перешёл в Морское министерство, где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства.
В 1858 году Рейтерн был пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошёл в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.
23 января (4 февраля) 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов. Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег. Как писал в своих «Воспоминаниях» К. А. Скальковский
…отставка его была решена ещё в 1866 г., но выбранный ему заместителем и назначенный в ожидании товарищем министра Грейг дебютировал так неудачно в его отсутствие на докладах, что государь передумал и Рейтерн просидел ещё 12 лет.
— Воспоминания молодости (По морю житейскому) : 1843—1869 / К. Скальковский. — СПб.: тип. А. С. Суворина, 1906. — С. 167.
Упорядочения расходов Рейтерн достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ. В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. С большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей.
С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.
При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казённого хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казённые дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки (дороги Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные — до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.
С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Рейтерн в 1865 году решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации, выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии. Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Рейтерн не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу. До Рейтерна Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Ещё в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Рейтерн делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 года), стали зарождаться ссудосберегательные товарищества (правила 1869 года).
Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа, Рейтерн впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 году почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговля. В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому, Брянскому, Берда и другим), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.
Род Рейтернов происходил из Германии, но жил в Риге с конца XVII века. Михаил фон Рейтерн принадлежал к ветви семьи, которая проживала в районе Валки. Его родовая усыпальница находится рядом с усадьбой Эзере, где он и покоится по сей день.
Знаменитый дом Рейтерна в Риге связан с этим же родом. Род фон Рейтерн — известная балтийско-немецкая дворянская семья, представители которой занимали высокие государственные посты в Российской империи. Дом Рейтерна в Риге (Reiterna nams) был семейной резиденцией и одним из важных объектов, связанных с этим родом.
Скончался бездетным 11 (23) августа 1890 года. Похоронен в семейном склепе в Курляндии, в местечке Эзере[латыш.] в Салдусском округе, на границе современных Латвии и Литвы. Графский титул передан был его племяннику барону В. Г. Нолькену.
В окрестностях Эзере находится усадьба и семейные склепы фон Рейтернов — рода, к которому принадлежал Михаил фон Рейтерн, российский государственный деятель XIX века. Местечко привлекает внимание историков и туристов, интересующихся наследием немецкой и русской дворянских семей в Латвии.
Награды и звания
Орден Святого Владимира 3-й степени (1 января 1858)
орден Святого Станислава 1-й степени (23 апреля 1861)
Орден Святой Анны 1-й степени с императорской короной (17 апреля 1862)
Орден Святого Владимира 2-й степени (17 апреля 1863)
Орден Белого орла (4 апреля 1865)
Орден Святого Александра Невского (31 марта 1868)
Орден Святого Владимира 1-й степени (1 января 1872)
Бриллиантовые знаки к ордену Святого Александра Невского (13 апреля 1875)
Орден Святого апостола Андрея Первозванного (7 июля 1878)
Бриллиантовые знаки к ордену Святого апостола Андрея Первозванного (15 мая 1883)
Портрет императора Александра III с алмазами для ношения в петлице при Высочайшем рескрипте (30 декабря 1886)
Знак отличия беспорочной службы за XV лет (22 августа 1856)
почётный член Петербургской академии наук (29 декабря 1863)
почётный член Русского технического общества (30 марта 1866)
почётный член Русского географического общества (14 января 1870)
титул графа (20 января 1890)
Почётный гражданин Череповца (17.05.1874)[4] — за особенно оказанное внимание и содействие к процветанию города
Почётный гражданин Казани (1880)[5] — за вклад в развитие местной промышленности и торговли.
Иностранные:
Итальянский орден Святых Маврикия и Лазаря, большой крест (1863)
Черногорский орден князя Даниила I 1-й степени (1869)
Французский орден Почётного легиона, большой крест (1874)
Австрийский орден Леопольда 1-й степени (1876)
Норвежский орден Святого Олафа 1-й степени (1876)
Свидетельство о публикации №125081206776