Oхотники??? на снегу-1

Oхотники(???)на снегу
В поисках ускользающего смысла
шедевра Питера Брейгеля Старшего
(Записки следопыта)


Вступление

Когда картине Питера Брейгеля Старшего "Охотники на снегу" в 1965 году исполнилось 500 лет, 18-летний я о ее существовании даже не  подозревал. Дело в том, что в Суворовском училище, которое я тогда заканчивал, нас западному изобразительному искусству не учили, а учили скорее, как с этим гнилым Западом воевать. В ту пору я еще не знал, что увижу зту знаменитую картину через 6 лет, когда в качестве переводчика туристической группы приеду в 1971 году в Австрию и посещу в Вене, помимо  всeго прочего, Музей Истории Искусств, где она и была представлена. Скажу честно: большого впечатления она на меня не произвела, но запомнилась. Запомнилась космическим холодом, которым от нее повеяло, и ощущением какой-то неземной тоски и безнадеги. К моему стыду моя голова была занята тогда больше проблемой нехватки денег для приобретения Levi's blue jeans  и пластинки  «Stairway to Heaven» («Лестница на небеса») английской рок-группы Led Zeppelin, которая как раз только что вышла.

Несколько позже знакомый фламандский зимний пейзаж мелькнул в интерьере космической станции в гениальном "Солярисе"(1972) Андрея Тарковского. В финале фильма замерзший пруд и охотничий рог на стене дома еще раз возвращают нас к теме картины Брейгеля.

Следующая встреча с шедевром на экране произошла в 1975 в рамках персонального показа кинокартины "Зеркало" для директора Западноберлинского кинофестиваля, которую я для него переводил. В просмотровом зале было всего четыре человека: директор, председатель Госкино СССР Филипп Тимофеевич Ермаш, Андрей Тарковский и я.

Потом прошло много, много лет.

1 апреля 1991 года я убежал в США, объехал полмира, побывал в почти всех ведущих музеях изобразительного искусства Европы, Северной и Южной Америк. Неожиданно для себя сам стал рисовать и имел много выставок.

Последняя встреча с оригиналом, а несколько позже и с родиной великого художника Северного Возрождения произошла всего год тому назад, и так получилось, что это было как раз зимой. В Нидерландах я даже жил в старинном ветряке, переделанным в гостиницу, и слышал по ночам завывание зимнего ветра в камине. Было очень холодно, но бесснежно.

В этот раз я провел в Вене наедине с "Охотниками" много часов, то подходил очень близко, то отходил подальше, уходил, на следующий день опять приходил, и все смотрел, смотрел и никак не мог наглядеться.

И вот, закупив все имеющиеся в музее художественные альбомы по творчеству Брегеля, я вернулся к себе домой во Флориду и стал тщательно их штудировать, а заодно и слушать и читать в Интернете многочисленные лекции и статьи  по данной теме на всех доступных мне языках.

Сейчас на календаре 2025 год. И опять юбилей. На этот раз 500 лет со дня рождения
Питера Брейгеля, и пора, наконец, подвести некоторые итоги моих многолетних поисков, наблюдений и размышлений.

Сразу хочу оговориться и заявить, что я не профессиональный искусствовед и  историк, хотя интересовался и тем и другим всю свою сознательную жизнь и даже неоднократно водил для иностранцев, как дипломированный переводчик Интуриста, экскурсии и по Третьяковке и по другим художественным музеям Москвы и тогдашнего Ленинграда. Все, что вы прочитаете ниже, есть исключительно мое частное мнение.

Для затравки также хочу обьяснить, что означают три вопросительных знака в названии книги "Охотники(???)на снегу". Они свидетельствуют о том, что я сильно сомневаюсь в том, что на картине действительно изображены охотники,  что конечно же в корне меняет общепринятый взгляд на всю историю и трактовку этого шедевра мировой культуры.

Википедия

Для начала я обратился к статьям электронной Википедии об "Охотниках на снегу" на нескольких иностранных языках и провел их сравнительный анализ. Все они в общем и целом излагают одну и ту же историю с незначительными на первый вгляд различиями.
Но как известно: дьявол в деталях.

Итак, для основы возьмем русскоязычную версию:

Русский

«Охотники на снегу» (нидерл. Jagers in de Sneeuw) — картина Питера Брейгеля Старшего. Написана маслом по дереву в 1565 году. Является частью цикла из шести картин, изображавших времена года (пять из них, включая «Охотников на снегу», сохранились). Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене.


Питер Брейгель Старший
Охотники на снегу. 1565
Jagers in de Sneeuw
Доска, масло. 117 ; 162 см
Музей истории искусств, Вена
(инв. GG_1838)


Описание

В цикле времён года картина соответствует декабрю-январю.

В картине Брейгель использовал приём, который ввёл в пейзаж Иоахим Патинир — это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины.

Художник располагается как бы на пригорке у куста (где и стоит подпись Брейгеля: BRVEGEL. M.D.LXV), поэтому долина видна как на ладони.

Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям. Направление движения охотников и окружающих их тощих и озябших собак, а также линии деревьев и дороги задают одну диагональ картины — из левого нижнего угла в верхний правый угол, где вдалеке видны утёсы. Другая диагональ задана краем пригорка и подчёркнута параллельными линиями скатов крыш и дороги вдоль утёсов. Одна из сорок летит опять же параллельно этой диагонали. Да и копья охотников направлены так же.

Все детали картины тщательно прописаны, хорошо видны на льду даже тени далеко расположенных людей, хотя день не солнечный. На переднем плане слева изображены три уставших и понурых охотника, возвращающиеся с охоты без особых трофеев — лишь одна худая лиса за плечами одного из них. В центре у куста — ловушка для птиц.

Слева гостиница, на ней вывеска с надписью «Dit is inden Hert» («У оленя») с изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Скорее всего это святой Губерт Льежский, покровитель охотников (менее вероятный вариант — Евстафий Плакида). Перед гостиницей семья, включая ребёнка, разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.

Лежащая внизу долина заполнена замёрзшей рекой и искусственным прудом, видны деревеньки с остроконечными церквями, мельница с обледенелым колесом. Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми. Кое-кто занимается хозяйственными делами, возит на телеге или носит хворост. У моста из трубы дома валит огонь, один человек уже забрался на крышу тушить пожар, другие спешат с лестницами на помощь. А в это время остальные развлекаются на пруду, катаясь на коньках и санках, или играют в аналоги гольфа, кёрлинга или хоккея.

Цветовая гамма на картине представлена тёмными тонами, какими написаны охотники и голые деревья, коричневыми домами, зелёными оттенками льда и неба и белизной снега.

Местоположение определить трудно. Брабантская долина плохо сочетается с альпийскими утёсами и немецким замком у их подножия. Скорее всего, это плод фантазии художника.

Фрагменты картины

Охотники
Гостиница «У оленя»
Мост и мельница
Тушение пожара
Игры на пруду
Замок у подножия гор

Питер Брейгель Младший, «Охотники на снегу»


Отсылки в культуре

По мнению историка искусства Мартина Кемпа, вероятно, нет более популярного «светского» сюжета для рождественских открыток, чем «Охотники на снегу»[1].

Сюжету картины посвящено экфрастическое стихотворение «Охотник на снегу» Уильяма Карлоса Уильямса[2].
Картина «Охотники на снегу» неоднократно служила вдохновением для режиссёров. Например, Андрей Тарковский использовал образ картины в своих кинофильмах «Солярис» и «Зеркало», а Ларс фон Триер в фильме «Меланхолия». Картина показана в психологическом триллере «Пи» Даррена Аронофски, а также обыграна в анимационном фильме «Пишто уезжает» (режиссёр Сони Кендель, 2011). По словам режиссёра Роя Андерссона, сидящие на ветках птицы, изображённые на картине, подсказали ему название для своего фильма — «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»
Режиссёр имеет в виду известное полотно Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», где можно увидеть сидящих на ветках дерева птиц, как бы созерцающих всю сцену[4]. «Птица, — размышляет Андерссон, — поражена тем, что сидящие под деревом охотники не видят хаоса, который неизбежно приближается.»[5].

English

The painting shows a wintry scene in which three hunters are returning from an expedition accompanied by their dogs. By appearances the outing was not successful; the hunters appear to trudge wearily, and the dogs, rather lean and gaunt, seem to share the hunters' weariness. One man carries the "meager corpse of a fox" illustrating the paucity of the hunt. In front of the hunters in the snow are the footprints of a rabbit or hare—which has escaped or been missed by the hunters. The overall visual impression is one of a calm, cold, overcast day; the colors are muted whites and grays, the trees are bare of leaves, and wood smoke hangs in the air. Several adults and a child prepare food (preparing to singe a pig) at an inn with an outside fire. There is a sign just above the entrance of the inn that is nearly detaching from its hardware. The sign reads "Dit Is Guden Hert" ("This is the Golden Hart" ie "deer").[2] Of interest are the jagged mountain peaks which do not exist in Belgium or Holland.

The painting prominently depicts crows sitting in the denuded trees and a magpie flies in the upper centre of the scene. Bruegel sometimes uses these two species of birds to indicate an ill-omen as in Dutch culture magpies are associated with the Devil.[3]

The landscape itself is a flat-bottomed valley (a river meanders through it) with jagged peaks visible on the far side. A watermill is seen with its wheel frozen stiff. In the distance, figures ice skate, play a forerunner of bandy or ice hockey, kolf, and play eisstock[4] ("ice-stick", similar to curling) on a frozen lake; they are rendered as silhouettes


Англоязычная версия прежде всего уточняет, что картина написана маслом на деревянной панели, указывает размеры в дюймах (46 x 63,3), имеет второе название "Возвращение охотников" и относит картину к Северному Ренессансу. Также указывается на то, что зима 1565 года была самой холодной из всех зим так называемого Малого ледникового периода.


Рецензии