Тюбинги
Пока проснувшийся Даня И. пьет кефир из стеклянной советской бутылки и съедает советскую булку с изюмом, нам не обойтись без кусочка истории. Литейный цех тюбингов и конвейер построили в тридцатых годах двадцатого столетия накануне строительства Московского метро. Говорят, что стройку курировал лично Серго Орджоникидзе, - соратник и друг Сталина. А сами тюбинги, - это массивные чугунные литые секции колец, которыми облицовывают туннели метро. Позже, тюбинги стали применять в шахтах, и не только в шахтах гражданского назначения. В том то и дело!
К семидесятым годам цех обветшал, а его производительность следовало существенно увеличить. Как и положено, выделили большие деньги, и, в срочном порядке, цех реконструировали по проекту одного из харьковских институтов. И тут: "спустилась ночь над засыпающими кленами".
После реконструкции цех остановился из - за аварийного выхода из строя семидесяти процентов оборудования, оказавшегося непригодным к непрерывной работе и других ошибок. Так, в ставших "Даниными", выбивных решетках заклинило редукторы, рассыпались от вибрации муфты, а отработанный формовочный состав плотно завис в бункерах.
Моторы перегревались, кантователи "промазывали" и не навешивали тюбинги на крюки конвейера охлаждения, вагранки для выплавки чугуна "хандрили", в цокольных помещениях с ленточными конвейерами был сущий ад от просыпей, пыли и жары.
Десятки больших и мелких проблем требовали прежде всего новых решений конструкторов. Директор завода, ставший позже заместителем министра в Москве, "разочаровался", если говорить вежливо, в авторах проекта и сделал ставку на своих, начинающих, и не имеющих никакого опыта по литейным производствам, - заводских конструкторов. (Пройдут годы и эти мальчики - девочки - конструкторы, решением Н.И. Рыжкова, станут "матерой" основой вновь созданного проектно - конструкторского и технологического института металлургического оборудования, ПКТИ МО).
Семь ведущих специалистов завода (главные: металлург, механик, энергетик, конструктор; начальник металлургического производства и начальники ремонтных цехов) были временно освобождены от занимаемых должностей. Они стали группой особого назначения с неограниченными полномочиями. В приказе директора завода отмечалось, что любое невыполнение требований группы будет рассматриваться, как сознательное стремление нанести ущерб нашему делу. Руководителем группы стал только что назначенный главный конструктор завода, что вызвало некоторый дискомфорт у матерых, опытных остальных членов аварийной команды, - семерки.
Ведь он намного моложе, бумажный, кабинетный, - а тут нужен "волкодав". Они не знали, что в 20 лет этот "кабинетный" был старшиной батареи. Кто служил в советской армии, тот знает, кто там "волкодав", а кто нет.
Дане новый "главный" сказал:" Металл и прочее не жалеть. Выиграв копейки, теряем миллионы. Бункеры - из нержавейки, К ней не прилипнет влажная горячая смесь. К ним же электровибраторы, Снимем с переносных бетонных бункеров у строителей, Если строители не дадут - украдем. На получение вибраторов обычным порядком нет времени. Вместо рассыпавшейся муфты между редуктором и трясущейся выбивной решеткой применим карданный вал из большегрузного автомобиля. Сделаешь эскиз, как его укоротить. С начальником автобазы по карданному валу уже договорено. У нас работает его дочь. Элементов, требующих даже месячных сроков для реализации, в проекте быть не должно".
Кабинетный "не - волкодав" уже на второй расширенной "пятиминутке", отстранил от работы начальника цеха тюбингов и еще некоторых, не выполнивших его поручения. Директор их жалобам не внял и некоторых уволил. Конструкторы работали день и ночь, станочники, сборщики, монтажники не жалели сил. Изготовление и монтаж организовывали члены "семерки" с особыми полномочиями. Сработавшиеся тогда "семеро смелых" на многие годы стали приятелями.
Спроектированные Даниилом за десять дней новые выбивные решетки проработали без проблем десятилетия. Смелыми, неординарными решениями, коллективным разумом, опытом и энергией быстро решались и остальные вопросы. Литейный цех тюбингов, получив механизмы спроектированное не по привычным, иногда авантюрным, правилам, в кратчайший срок запустился и заработал устойчиво и безупречно.
Из вагонов метро можно увидеть в туннелях ребра тех самых тюбингов, имеющих гарантийный срок службы 100 лет.
Свидетельство о публикации №125081203704