12 августа - гибель подлодки Курск
2. Основные события катастрофы:
12 августа 2000 года атомная подводная лодка К-141 "Курск" затонула в Баренцевом море в 175 км от Североморска во время учений Северного флота. На борту находилось 118 человек (111 членов экипажа, 5 офицеров штаба дивизии, военпред и инженер). Все они погибли, что сделало эту аварию крупнейшей трагедией в истории российского подводного флота.
3. Причины катастрофы:
Официальная версия (подтверждена следствием Генпрокуратуры РФ):
- Причиной стал взрыв учебной торпеды 65-76А "Кит" в первом отсеке из-за утечки пероксида водорода — высокореактивного компонента топлива.
- Первый взрыв вызвал пожар, который привёл к детонации боевых торпед через 2 минуты 14 секунд. Мощность второго взрыва разрушила носовые отсеки и отправила лодку на глубину 108 метров.
- При ударе о дно сдетонировали дополнительные боеприпасы, что завершило разрушение корпуса.
Альтернативные версии:
- Столкновение с субмариной НАТО: Эту гипотезу поддерживали адмирал Вячеслав Попов и часть моряков. Предполагалось, что "Курск" столкнулся с американской АПЛ *Memphis*, что привело к падению на дно и взрывам. Однако следствие не нашло доказательств (обломков, следов краски и т.д.).
- Ракетный удар с "Петра Великого": Некоторые журналисты предполагали, что лодка могла быть поражена ракетой с флагмана эскадры, но анализ повреждений исключил внешнее воздействие.
4. Инженер-физик Андрей Ожаровский подчёркивает: "Характер разрушений — страшные лохмотья вплоть до рубки — не оставляет сомнений во внутреннем взрыве".
5. Спасательная операция: цепь роковых ошибок
Критические просчёты:
1. Задержка с реакцией: Несмотря на взрывы, учения продолжились.
Только к 04:51 13 августа "Курск" обнаружили на дне.
2. Отказ от международной помощи: Россия отклонила оперативные предложения помощи от Норвегии и Великобритании, пытаясь спасти экипаж собственными силами. Глубоководные аппараты АС-15, АС-32 и другие не смогли пристыковаться к аварийному люку из-за повреждений корпуса и сильного течения.
3. Опоздание с эвакуацией: Лишь 20 августа к операции допустили норвежское судно *Seaway Eagle*. Водолазы вскрыли кормовой люк за считанные часы, но в 9-м отсеке уже не осталось живых.
Героизм в кормовых отсеках:
После взрывов 23 человека во главе с капитаном Дмитрием Колесниковым перебрались в 9-й отсек. Колесников оставил записку:
> *"Здесь темно писать... Шансов похоже нет, %-10-20... Всем привет, отчаиваться не надо"*.
Анализ показал, что моряки погибли от отравления угарным газом в течение 8 часов после катастрофы, но командование уверяло родственников в их спасении ещё несколько дней.
6. Технический и социальный контекст
"Курск" как символ флота:
- Подлодка проекта 949А "Антей" (кодовое имя НАТО — *Oscar-II*) длиной 154 м и водоизмещением 23 900 т. Оснащена 24 ракетами П-700 "Гранит", способными уничтожать авианосные группы.
- В 1999 году совершила легендарный поход в Средиземное море, скрытно пройдя Гибралтар и вызвав панику в НАТО.
- За месяц до катастрофы участвовала в параде кораблей в Североморске.
7. Проблемы флота 1990-х:
- Нищенские зарплаты: Командир "Курска" капитан 1-го ранга Геннадий Лячин получал 6000 руб., тогда как машинист метро в Москве — до 18 000 руб..
- Голод и долги: Семьи подводников жили впроголодь, покупая продукты в долг.
- Сокращение флота: С 1993 по 1995 год количество АПЛ в России сократилось со 230 до 100.
8. Последствия и память:
Расследование и выводы:
- Уголовное дело закрыто в 2002 году "за отсутствием состава преступления". Виновными названы технические факторы: микротрещины в торпеде и нарушения при её обслуживании.
- Ключевые фигуры (адмиралы Попов и Куроедов) отправлены в отставку без публичных разбирательств.
9. Подъём и утилизация:
В октябре 2001 года "Курск" подняли со дна в уникальной операции. Реакторный отсек вырезали и захоронили в Сайда-Губе (Мурманская область). Ограждение рубки и гребные валы сохранились как памятники.
10. Гуманитарное измерение:
- Родственники погибших до сих пор требуют ответов на вопросы о задержке спасательной операции.
- Вдова мичмана Владимира Хивука Антонина: "Это невозможно пережить. Я так и живу с этим".
- На памятнике в Твери выбиты слова: *"Нигде и никогда не было такого равенства перед лицом смерти, как в подводной лодке".
11. Заключение: уроки "Курска"
Трагедия "Курска" стала символом системного кризиса 1990-х: сочетания героизма экипажей с безответственностью командования, технической деградации и политической закрытости. Отказ от международной помощи, замалчивание масштабов катастрофы и фальшивые заверения о "контакте с экипажем" подорвали доверие общества к власти.
*Как отмечает журналист Андрей Королёв: "Ложь военных превратила 'Курск' в национальную катастрофу". Спустя 25 лет главным уроком остаётся понимание: спасение человеческих жизней должно быть выше амбиций и государственной тайны.
Свидетельство о публикации №125081203583