Лазурь

"Да что с "Девятым валом-то" не так! Не тронь Айвазовского!"
Возмущенная посягательством на святое публика горой встаёт
За живописца Главного морского штаба России с правом ношения
морского мундира,
Завершившего свою карьеру в чине действительного тайного советника,что соответствовало званию адмирала.


Надо понимать, что кроме самого девятого вала - огромной волны,
Всё остальное, изображённое на картине, к объективной реальности отношения не имеет.
На форумах в обсуждениях, посвященных искусству, некоторые люди справедливо задаются вопросом
«Почему ткань сухая?», имея ввиду кусок красной материи в руке одного из терпящих кораблекрушение.


Это не единственная несуразность, которую отмечают в комментариях в соцсетях.
Любому курортнику хорошо известно, как трудно удержать равновесие при катании на плавсредстве,
Имеющем экзотическое название "банан". Этот аттракцион непременный атрибут уважающего себя морского побережья.
В самой известной картине русского художника-мариниста запечатлен момент, когда едва оправившись от удара морской волны



Терпящие бедствие моряки, готовятся принять на себя ещё более сокрушительный - девятый - вал стихии.
С каждого из них ручьем течёт вода - свидетельство того, что времени для того, чтобы опомниться, почти нет,
Поэтому особое удивление вызывают позы моряков, в которых их и застал этот тяжкий миг сурового испытания.
Попробуем разобрать драматургию этой представленной на зрительский суд сцены.



Прежде, чем начать нашу беседу, надо достичь согласия в главном: сила волн - огромна!
Я раз в Кобулети на Черном море решил искупаться в шторм. Это было тридцать пять лет назад. Я чудом вылез из воды -
Меня просто сбивало с ног при попытке выйти на сушу. Сбивало с ног и снова относило в море....
На гладком и скользком дереве мачты фигура османского моряка в синих шароварах выглядит несколько отрешенной.




Никто не пробовал себя в качестве наездника на механическом быке Rodeo Classic?
Но именно такие перегрузки и должны испытывать попавшие в десятибалльный шторм!
А этот плотного телосложения мужчина, видимо, полностью вверивший собственную судьбу в руки Всевышнего,
Чуть ли ни черпает морскую воду горстью своей левой руки и чуть ли ни любуется прозрачностью проливающихся из неё струек на свету...




Сухая материя и эта загадочная во всем фигура не должны сбивать зрителя с толку.
В некоторых картинах Ивана Константиновича волны физически невозможны с точки зрения гидродинамики –
Но от этого они лишь мощнее выглядят! Вот она сила искусства! Жертвуя физической достоверностью
Художник добивается необыкновенной силы воздействия на воображение созерцающего его картины.



Приходим к выводу, что шесть человек, хотел уже сказать на борту космического корабля!
Шесть человек застигнутые в шторм на обломке мачты - это всего лишь аллегории, призванные отобразить ту или иную идею.
Лица, изображённые на полотне, отнюдь не православные христиане, мягко говоря.
Анализируя возможную драматургию поз, можно прийти к выводу, что эта картина -  символ триумфа ислама!




Преобладающими на картине являются два цвета, которые в  спектре соседствуют: зелёный и жёлтый.
Зелёный -  цвет ислама. Жизнь - это волнующееся море. "Держитесь за рукоять, которая не сломается никогда" - это о вере.
Цепляющихся за тросы на картине не видно. Пара на переднем плане: мудрость стариков страхует молодёжь и удерживает её от падения;
Отрешенность от тягот дуньи моряка в синих шароварах может определенным образом символизировать силу веры, дарующей спокойствие;



Пара левее этого моряка символизирует мусульман, которые вверили свою судьбу Аллаху, но ещё полны надежд на благой исход;
Ещё левее - коленопреклоненная фигура, но не сгорбленная: именно в ее руке "пылает" красный платок -
Мистически остающимся сухим: аллегория восхождения Духа - обретение имана!
Картина написана в 1850 году, а в 1857 году - Ованес Айвазян, сын Геворка, уже "лучший художник Босфора", а в 1874 - обладатель бриллиантовой табакерки от султана. Ласковое теля двух маток сосёт!


Нам возразят : "В «Чесменском бое» те же оттенки — но там горят турецкие корабли!"
Это совершенно не противоречит канонам ислама: "Всё по воле Всевышнего!"
Насколько фантастическим может быть предположение о "дипломатической" миссии армянина Айвазовского, тонкого придворного льстеца, судя по всему.
Почему бы российскому самодержцу Николаю I и не приобрести такую картину, символизм которой ему, наверняка, объяснили:



"ВЫ, ТУРКИ, ВЛАДЕЕТЕ ИЕРУСАЛИМОМ И ХРАМОМ ГРОБА ГОСПОДНЯ, А Я , РУССКИЙ ЦАРЬ - ЛУЧШЕЙ ИЗ КАРТИН, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ ТРИУМФ МУСУЛЬМАНСКОЙ ВЕРЫ!"


Рецензии