На день космонавтики

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, обычный пролетарий из небольшого городка Клушино, совершил первый в мировой истории внеземной полёт человека и тем самым открыл для всех нас космос. Какие-то два с небольшим часа стали поворотным моментом для всего человечества. Какие-то два часа сделали Гагарина национальным героем, а СССР получил статус космической сверхдержавы. Два часа - и пугающий, полный загадок и тайн космос стал более человечным, открыл себя для людей и, оставаясь непостижимым, обрел природу манящего своей красотой нового мира. Мира, желающего быть покоренным.

Задумайтесь, ведь прямо сейчас, пока вы читаете этот текст, где-то далеко в небе космические тела плывут между галактик и созвездий по бескрайней предвечной пустоте, а звезды беснуются в диком танце увядающей и вновь преходящей жизни. Разве это не прекрасно? И разве не прекрасно, что это чудо первыми познали именно мы, русские? Начиная с христианских утопических проектов космиста Фёдорова, продолжая в инженерных чертежах наших гениев Королева и Циолковского, русская идея о космосе стремилась к выходу за рамки земного мира.

Что помогало нам на этом пути? Может быть, мечтательность? Что, если не мечтательность, могло бы помочь человеку отвести глаза от его рутиной жизни и поднять глаза наверх - туда, где "бездна звёзд полна"? Русские любят мечтать. Особенно о некоем царстве порядка, которым в метафизическом смысле является космос. Так, например, тот же Федоров видел выход человека в космическое пространство даже не столько как технический шаг, но как акт духовной трансгрессии, перехода к вечности.В его идеалистической философии отразились древние знания алхимиков о единстве микро (внутреннего) и макро (внешнего) космоса. Так что полёт Гагарина был не только открытием человечеством звёздного неба, но и обретением русским человеком своего собственного внутреннего бытия (по крайней мере на определенное время).

Сейчас всё совсем иначе. Космос, как и все остальные сферы нашей жизни, приватизировали. Теперь космическое пространство обладает своей собственной юрисдикцией, а на разработке ракет и спутников пилятся огромные бабки. Космос перестал быть Проектом для русских. Что же делать нам в век тотальной профанации идеи покорения звёздного неба? Наш ответ: мечтать. Мечтать о духе, свободе и настоящей жизни. Пусть они отняли у нас внешний макрокосмос, но наш внутренний  микрокосмос мы без боя не отдадим. Пока живы мы, и жива идея русского космоса. Прекрасная и утонченная.
___


Рецензии