От смешного до глупого и даже страшнее
Меня оторопь берет, как я смог выжить в те годы..
Эти эпизоды из памяти школьного детства немного выбиваются из . анонсированного заглавия тем. Но, подумав, решил из все же описать и тиснуть до кучи. Только большая часть этих воспоминаний ни разу не смешна , а скорее, трагична.
Но тем ни менее, нужно закончить задуманное хотя бы в этом блоке воспоминаний. Уже сейчас мне стало очевидно, сайт имеет специфику по задумке авторов другую, чем я представлял. Тут никто ничем не интересуется за пределами собственного круга интересов. Ставят друг другу зачем то лайки и коллекционируют якобы друзей и нигде не заметил признаков обсуждений каких то тем. Сейчас я уже понял, что эта локация мне не интересна для проживания. Развивать ее больше не буду, но то что уже сделал тут и останется. Хорошо уже то, что давние задумки оформить воспоминания о корнях семьи неожиданно для меня самого оформилось в несколько блоков.
Итак, школьные годы в сельской украинской глубинке. Это послевоенные годы и прошло не так уж много лет после войны. Мир пришел на наши земли, но остались проблемы общества, уродливые часто проблемы. Их обходили стороной, не хотели замечать, но система просто была неспособна от них избавиться.
Первая новелла будет о любвеобильности одноклассника в 15 лет, моего приятеля и соседа, а звали его Колька Юхим. По фамилии Завгородний, но привычно звали по имени отца Юхимом. Почему- не спрашивайте , так повелось. Он был на пару лет старше меня, но оставался на второй год, как мне вспоминается, и к описываемому возрасту в 15 лет мы учились в одном классе. Не знаю как это происходило с ним именно в 15 лет, но он сказал ,что влюбился и будет жить с этой девочкой на сьемной квартире. А многие из вас знали точно , что нужно делать с девочкой на сьемной квартире в 15 лет? Теоретически , конечно , все понимали , что там нужно сунуть одну пипиську в другую пипиську и дальше чето там выковыривать из нее. Никто не задумывался, что и как конкретно. И ведь кроме засовывания одной пиписьки в другую есть много чего во взрослых взаимоотношениях, без чего именно не обойтись. А в нашей школе самые продвинутые пацаны типа зажимали девчонок под лестницей у входной двери. Источников знания тогда, как в настоящее время , просто не существовало. Что-то могли случайно подглядеть, что-то услышать в рассказах бывалых и опытных. Но прямо таки долго вместе жить? И спать и есть и все остальное?..Это было за гранью моего понимании мира. Они договорились с какой то бабкой снять угол в ее развалюхе. Спать будут где-то на печи или на лавке. Старые дома того времени - это мазанки- развалюхи, особенно принимая во внимание последствия военной и послевоенной разрухи в стране да еще в бедноте и нищете такого села как у нас? Но эта новость живо обсуждалась в школе. Все равно мы все ну вот никак не понимали и не осознавали смысл, как это жить вдвоем с девочкой и может даже что-то с ней делать там под кожухом. Наличие любого качества и подобия постельного белья просто исключено по определению. Уже в последующие годы, как то вспомнив этот эпизод из детства , меня передернуло от омерзения, когда представил себя на печи , на каких то тряпках голым с той девочкой. Кто она просто уже не помню. а может и не знал ее никогда. Наверняка еще один маленький человечек из неблагополучной семьи, как было привычно говорить годы спустя. После окончания школи Юхим попал в призыв и служил в Египте во время египетской войны Израиля. Я для этого был слишком мал тогда. Время шло, мы взрослели и каждый жил вполне осознанной своей жизнью.
Я где то учился, приезжал к маме как водится и в какой-то мой приезд, уж не знаю почему - он затеял странный разговор со мной. Я , говорит, так любил девушку, но ее изнасиловали у меня прямо на глазах . И прямо едва не плачет. Начинает рассказывать историю, что и как произошло. Пожалуй наш возраст тогда был в районе 20 и не меньше. Ему приглянулась какая то девчонка , жившая в пределах окружавших станцию Варнярка поселках. Вся молодежь обычно собиралась вокруг летней танцевальной площадки за каким то забором . Чтобы попасть на танцы нужно купить билет. На тнцах играл на аккордеоне один из братьев Бородай, а их отец был вроде как капельмейстером/ дирижером в гарнизонном оркестре воинской части . Он же был нашим учителем в школьном оркестре, где я играл на корнете первую партию, а Колька на басе Туба. Но, вернусь к колькиной трагедии. Площадка вокруг была засажена какими то кустами и там всегда творилось черти что- от распития самогона, до драки и я не рисковал там тусоваться, предполагая неминуемые для себя проблемы.
Какой то местный говнюк- типа крутой пацан почти в законе, якобы почти авторитет, имя его не помню да и не важно, в окружении других пацанов жрал водяру. Там как обычно было достаточно народа ему в услужение если встанет нужда. Потом он всем заявил, а щас я буду еб.ть эту девку. Вы все держите ее за руки и за ноги! Я не могу поверить тому что слышу! А ты что делал, спрашиваю его.? А что я мог ему сказать, я плакал, держал ее тоже , а он ее еб.л…! Смотрю на него неверяще и понимаю , что он говорит правду. Так она заявила в милицию? Его посадили? Да нет, говорит, оделась и убежала. Что она может ему сделать.? И этот двадцатилетний дебил просто не осознавал какую немыслимую дичь он мне рассказывает! Он не понимал, что сам совершил преступление согласно закона- участвовал в изнасиловании. А преступление перед своей совестью и перед этой девочкой? Эти категории нравственности находились далеко за пределами его понимании мира.и возьму на себя смелость утверждать, что подобное полудебилоидное сомнамбулное сознание было едва ли не нормой того времени.
Следующий эпизод воспоминаний о другом типичном и ярком представителе пацанов того времени в нашей глубинке. Это одноклассник моей старшей сестры Тамары. Его фамилия была Шалюк. Отец семьи работал на станции железнодорожником , там было три брата, сыновья этого мужчины по фамилии Шалюк. . Все бы хорошо, но средний Димка это была ходячая проблема. Во всем- от внешнего вида, до каждого шага его поведения- все вызвало омерзение. Крупный, но жирноватый, рыхлый, бегающие маленькие глазки, вечно о него воняло какой то собачатиной..Одет был почему то в замызганную фуфайку. Его отец выбивался из сил,но наставить его на нормальную жизнь не получалось. Его и в колонию отправляли, но таких и могила не исправляет. А в один день разлетелась страшная новость- Димка насиловал 70 летнюю старуху, а потом убил ее ломом по голове. Давайте медленно еще раз: этот мудила недоразвитый, на своей малине, залез на старуху- нормальной девке в голову бы не пришло раздвинуть для такого урода ноги. Он эту старуху насиловал, а потом в благодарность ломиком по башке ХРЯСЬ!! Аут…после этого он просто сгинул и никто никогда его после суда больше не видел.
Последний эпизод будет еще страшнее. Хотя казалось бы куда еще больше? Это была семья Соловей. Многодетная, маленькая девочка помню все со стен соскоебляла что-то и ела, у мелкой были признаки рахита и она ела мелки, что старший брат приносил со школы. Организму требовался кальций видать. Дом на опушке леса. Очень бедная семья даже по нашим меркам того времени. Я был в классе 6 м мне кажется. Имя этого одноклассника уже не помню, но хорошо помню, что учительница по литературе просила меня попытаться помочь ему с уроками и правилами. Я приходил после школы к нему домой, мы сначала гоняли до одури на лыжах, а потом в конце концов садились за уроки и он начал исправлять оценки в журнале. Пару месяцев я к нему точно ходил и мы вместе учили уроки. Это были зимние дни, значит мы занимались вместе не более пары месяцев. Потом он попал в колонию и я уже и забыл о его существовании. В один из моих приездов домой мама рассказывает новость. Этот Соловей получил срок в тюрьме, там проиграл свою маму в карты! Ее жизнь проиграл в карты!! Приехал впоследствии мой ее убивать и с ним были те, кому он проиграл и обязан был отдать этот карточный долг. Живут они все вместе у его мамы , она их кормит, поит, и ждет покорно когда ее убьет родной сын. А его отец - он работал конюхом в колхозе-к этому времени уже давно умер. Ждать завершения этой истории я, конечно, не мог и вернулся на работу. Но тот любящий сын, конечно, маму все же порешил- карточный долг дороже!! Совершенно непонятно еще то, что бедная женщина в поселке всем об этом рассказывала, очевидно, о возможном убийстве знали и в милиции. Но этот период мы все уже жили в период развитого социализма по словам дорогого Леонида Ильича. А какое дело развитому социализму до трагедие отдельно взятой, затурканной жизнью мамы?
Опять задаю себе вопрос: а какой шанс я имел на выживание в таком окружении, в таких понятиях, в тотальном алкоголизме?Шанс , понимаю, был мизерным! Неважно уже настолько малым! Важно то, что я сам выжил, не спился, не сел сам в тюрьму, меня не зарезали как многих на пьянках в привокзальных забегаловках, меня не забили насмерть менты как это происходило несколько раз с моими знакомыми корешками и несколькими одноклассниками.
По части получить финку в грудинку в то времена было довольно просто и случалось если не часто, но все же случалось. Сделаю еще одну вставку -памяти флеш из той жизни. Были три брата по фамилии Коломиец. Старший прям хорош был хреначить на семиструнке Высоцкого и Юрия Кукина- помните а я еду за туманом..,? Отличный бард был. Так вот старший брат повздорил на танцах с цыганами- они как раз табором подвалили в округу и стояли на опушке леса. По дороге домой тому сунули финку в сердце. Мнгновенная смерть! Но официально убийставо взял на себя пацаненок 14 лет по решению цыганского барона . Тот по малолетка долго не засидится. Цыгане предупредили, что вырежут всех братьев. Средний брат - мой одногодок. Мы не учились вместе в школе в одном классе, но вместе в одной роте служили учебку в Прибалтике . Так вот они скрывались от мести цыган несколько лет по стране. Да что там говорить- моего отца , спившегося алкаша, какие то мрази забили почти до смерти. Мне говорили впоследствии, что его сбила машина и он умирает именно от этого. Уже впоследствии знакомые рассказали- попался он на глаза шпане. Его били ногами до полусмерти, от чего и умер позже. Мы с малолетства не жили вместе по суду. Нас с сестрой разделили на две семьи. Я жил с мамой а сестра в доме родителей отца. Получить развод в те годы было невозможно! Вот так мы и росли, кто как мог ! Но я часто навещал и х в доме деда Гайдачука, чью фамилию я и ношу уже 73 года.
Значит небесам нужна была моя жизнь и, возможно, мое процветание в ней. А оглянусь назад в юность и молодость- оторопь берет через какую грязь и мрак сумел таки пройти и выжить, хотя сам был, по правде, совсем уж не подарок!
Как часто присходит, несколько написанных малоформатных блоков воспоминаний из моего детства , неизбежно вытянули из глубинных слоев моей памяти еще одну историю уже о другом однокласснике, и история эта грустная. Часто оценивать случившиеся события в чужих семьях, у соседей, у друзей и знакомых очень и очень непросто. Тонкая и неоднозначная грань в оценке происшествия очень часто зависит от точки зрения, от многих жизненных факторов, от обстоятельств и даже от воспитания в семье где этот случай произошел.
Мой одноклассник Володя Шимко всегда был тихий, не скандальный паренек, такого субтильного телосложения. Я и не вспомню сейчас что либо плохое из нашего совместного школьного детства. Мы жили на опушке леса, но каждая семья в доме, расположенном с другой стороны опушки. У семьи Шимко был полный комплект родителей, сестер -братьев, добротный дом , но близко мы не дружили. Я уже учился в Виннице, затем получил распределение на работу в Кишинев. На каком то жизненном этапе, приезжаю навестить маму и узнаю весть, что он заболел раком и лечится. Проходит время. я опять навещаю в деревне маму и она рассказывает уже печальную новость. Лечение Шимко не помогло, пошли метастазы на внутренние органы он в тяжелых муках помер совсем молодым! Печальное известие . Уже не помню по какому поводу я зашел к Шимко- думаю все же навестить его родителей - другого повода уже и не вижу. Когда разговаривал с ними в их дворе , они коротко поделились со своим горем. А тут его отец и говорит: Володе лекарства уже помогали плохо. да и тяжело было в 70-е годы с такими лекарствами. Он так кричал от боли, что ему постелили в сарае , чтобы он не мешал своими криками остальным. (!!???)
Еще раз- сын помирает , у него сильные боли, он криком кричит не получая обезболивающие. Семья его переносит в сарай , что бы он не мешал им жить. Вовка долго кричал в сарае, пока в один день не перестал. Совсем.
Я, помню, был шокирован этим прагматичным подходом. Вроде на вид и нормальные люди…а я их мотивов совсем не понимал и не разделял. Тут и обвинить их легко за все мыслимое и немыслимое . А с другой стороны пытался из понять и не осудить. Знаете, и тогда и многие годы спустя я очень негативно отнесся к этому сараю и как они убрали сына с глаз долой. Его старшая сестра дружила моей покойной сестрой Таней. И Вовкина старшая сестра спустя лет двадцать тоже померла от рака.
Я всегда заходил к ней когда получалось в парикмахерскую, где она работала много лет. Все тяжелые болезни - это кармический наказание за прегрешения в роду близких родственников. Думая впоследствии о Семье Шимко, я для себя осознал,что пожалуй у этих родителей за отработку их кармических прегрешений несли ответственность их дети. А моя любимая сестра Таня ушла из жизни 13 лет назад тоже от рака мозга. И ее младший внук с раннего возраста аутист. Это тоже неизлечимая болезнь. Мой племянник, Танин сын, и его жена не опустили руки и вытаскивают аутиста около лег, он даже играл в сборной инвалидной команде России на Олимпиаде. Это другой пример, когда семья борется за своего ребенка несмотря ни на что.
Сегодня, , осмысливая, не забыл ли я рассказать о чем либо интересном еще, я подумал , что , многие годы с благодарностью вспоминал об учителе музыки. Не о трудовике, традиционно выпивавшем перед уроками, не о физкультурнике или ком либо другом важном в школьном курсе обучения. Я с благодарностью вспоминал об учительнице пения. Их было несколько музыкантов и певцов в виде учителей, все они либо играли на баяне, либо на доске линовали нотный стан . Все почему считали главным втемяшить в наши головы что-то о длительности нот, гаммах.. все это было практически бесполезно и скучно до откровенной зевоты.
Но вдруг пришла она- молодая, красивая женщина. Точно помню- высокая, стройная, каштановые волосы ниже плеч. Лицо не помню, но она воспринималась мною как красавица, Учительница наша была на последних месяцах беременности и носила перед собой большой живот. Забавно, но мы, пацаны неразумные, почему-то обсуждали между собой как она носит перед собой такой большой живот. Один придурок , сидевший на передней парте перед ее столом, все старался из под парты заглянуть ей под платье. Такие неразумные тупые крестьянские дети мы были- даже стыдно об этом вспоминать. Я сейчас и не вспомню- пыталась ли она нам рассказать что-то о нотах. Баян она точно с собой не таскала и аккордеон тоже. Она и не могла эти тяжеленные штуки таскать за собой. Очевидно же!
Наверняка, она могла бы сыграть на аккордеоне , а в то что она играет на фортепиано я даже не сомневался. Она в моих глазах была живым воплощением чуда! Она приносила с собой гибкие синенькие пластинки, как из журнала Кругозор или чет похожее. Из учительской, видимо, небольшой проигрыватель и ставила нам слушать музыку. Это было неимоверно и неожиданно интересно. Певичка, как мы ее называли за спиной, была женой офицера воинской летной части, при которой в общем то школа и была открыта. Сельская школа прямо посередине грязной страшной жизни середины шестидесятых годов с ее приходом вдруг превратилась в святое место, которое я не могу забыть около 60 лет!! Мало того, что она была ошеломительно красива для нас- она рассказывала о музыке, великих певцах, композиторах . Она учила нас слушать музыку. Я бы в жизни по другому не узнал , что есть такая великая перуанская певица Има Сумак с диапазоном вокала от сопрано до баритона! А это на всякий случай 6 или 7 октав. Я слушал ее песню о звуках джунглей и меня заполняло чувства, неведомые до этого. Когда она нас познакомила с пением Робертино Лоретти , его знаменитой всему миру Джамайкой , я интуитивно понял, что мир полон прекрасного, нам в своей грязной вонючкой сельской школе неведомого и недоступного для понимания. Она рассказывала о каждом певце, рассказывала о композиторах.. нет, она не грузила нас тяжелой классикой, оперой и историей как Шаляпин однажды погасил свечи на большой люстре своим пением,как это сделал предыдущий учитель пения-баянист. Она точно знала, что такое громкое пение не есть показатель хорошего пения. Лемешева в ее рассказах тоже не помню, хотя слышал годы спустя его исполнение арии Ленского, но она открывала нам мировых гениев исполнителей. Она понимала , что мы по другому ее просто не услышим и не сможем воспринять. Но мы , по крайней мере , я точно ее услышал на всю жизнь запомнил и за это благодарен. Мне не посчастливилось родиться с музыкальным талантом .но посредством ее тех, очень далеких по времени уроков , я получил интерес в расширении своего понимании музыки. Почему то она меня выделяла среди класса, говорила я могу выйти погулять если хочу , а потом вернуться. Может я ей просто мешал своим умным видом? Сейчас я полагаю, она увидела восхищение и обожание в глазах одного маленького засранца на первой парте!!
Но вскоре наша учительница ушла в декрет и никогда не вернулась после него. Она вела наши уроки может 2-3 месяца, но этого хватило мне запомнить ее на всю жизнь!
Учительница из меня сделала чуточку лучше человека. Так я думаю сейчас. Может именно благодаря и ее урокам мне удалось выжить и не сгинуть как многие мои сверстники в те страшные годы. Это навсегда в моем сердце. Я не зачерствел в душе окончательно благодаря и ее урокам музыки! Признаюсь, сам я был очень трудным ребенком и подростком, как результат жизни без отца. Школьный аттестат я смог получить только по специальному решению Комиссии Министерства школьного образования Украины. Кому как не мне еще оценивать такое благотворное влияние нашей Учительницы на умы подростков? Я всегда потом сторонился потенциально опасных мест, где могли произойти непоправимые неприятности.
И ведь я даже не помню ее имени. Я просто не осознал важность ее уроков и ее лично , как человека , для нас. Моя память и уважение к ней безмерны!..Пусть эта щемящая нота уважения и благодарности к Личности , с которой мне посчастливилось встретиться в своей жизни , завершит этот блок очень нелегких, тяжелых воспоминаний из детства!
Свидетельство о публикации №125081105710