Отрывок из повести Жаркое лето семьдесят третьего
Вы спросите, как подобный экземпляр мог попасть на север, да ещё в такое место, которому не сосчитать и сорока лет, да очень просто, также, как примы Большого театра и талантливые архитекторы, построившие города по всему северу и вдохнувшие в них особенный колорит.
Были времена, когда цвет нашей культуры и искусства проще было встретить на премьере Воркутинского драматического театра, нежели на набережной Невы.
Хотите верте, хотите нет, но в нашей коммунальной квартире, в узком коридоре со сталинскими трёхметровыми потолками, стояло именно такое зеркало, пожелтевшее, в рыжих крапинках и завернувшейся серебряной фольгой по краям, в массивной деревянной оправе на кривых ножках.
Как оно попало в наш коридор коммунальной квартиры, и кто её прежний хозяин не знала никто из жильцов. Иногда, проходя мимо зеркала, я не замечал своего отражения, в нём не отражалась даже, такая же старая резная этажерка, стоящая напротив. Создавалось ощущение, что это не зеркало, а портал в неведомое, зеркальный туннель, примыкающий к коридору нашей квартиры. Удивительно, но это ощущение и желание заглянуть в него, почему-то исчезало в моём сознании в ту же минуту, как появлялось. Очевидно зеркало так влияло на жильцов квартиры, что делиться этой странностью ни у кого не возникало желания, а напрасно...
В понедельник, мы с товарищем, встретились в нашем учреждении с довольно широкими полномочиями в регионе и засели писать отчёт по командировке. К обеду доложили о результатах начальству и получив задание на текущую неделю пошли перекусить в ведомственную столовку.
- Обсуждать предстоящее задание в общественных местах, у нас было не принято, даже в стенах ведомства и тем более с сотрудниками. Поэтому, пообедав мы вышли прогуляться в небольшой сквер у Дворца Культуры Шахтёров. Присев у фонтана на скамеечку, мы в общих чертах накидали план действий и распределили обязанности и роли, Дело было рутинное и не требовало особых талантов, такие задания давались часто после сложной командировки, чтобы вернуться в нужный ритм, отоспаться и выпустить пар.
Вернувшись домой, я обнаружил новых жильцов, въезжающих в освободившуюся комнату.
- Здравствуйте, мы не на долго, только на время, пока не подберут квартиру, - сообщила миловидная женщина, ворочая узлы и переставляя чемоданы.
Выпрямившись, она протянула руку и подкупая добродушием, представилась: «Тая, мужа зовут Олег, а сынишку Серёжа. Я учительница русского и литературы, Олег – служит, сын пойдёт осенью в восьмой класс.»
- Очень приятно, а я Валерий, можно Валера - ответил я и стал помогать заносить вещи в комнату с коридора.
- Да Вы не беспокойтесь, - засуетилась Тая, - муж прислал помощников, так что мы быстро справимся, вся жизнь по гарнизонам да на перекладных, даже внимания не обращаем на временные неудобства. А в Воркуту, мы получили назначение недавно, так что устраиваемся, уж и не знаю, надолго ли?
Вечером, в своём новом жилище, за круглым столом с ажурной скатертью, новые жильцы, как положено, проставились за знакомство и новоселье. Выпили по маленькой, выкурили по сигарете и поболтали ни о чём.
Олег оказался кадровиком ВОХРа в чине майора, прибыл по указанию Москвы, для ревизии кадрового хозяйства Воркутлага. Тая с сыном Серёжей, естественно, как жена офицера и верная подруга, разделившая все тяготы службы мужа, отправилась за ним, практически на край света. ГОРОНО определило её и Сергея в ближайшую школу и всё, быстро, без лишних проволочек, устраивалось, как нельзя лучше, буквально за пару дней.
Перед тем, как расходиться, Зоя, совершенно неожиданно объявила, что приняла решение и приглашает, в ближайшую субботу, всех присутствующих за столом, в ресторан на помолвку.
- И кто ж это будет, Зойка? – в своей излюбленной манере прокурора, поинтересовалась баба Паша.
- Кто, кто, художник конечно же, - беззаботно уточнила Зоя.
- А имя у него имеется, - напирала баба Паша.
- Борис, кажется, - мечтательно запрокинув голову, пропела Зоя.
- Ну и ладно, коли так, совет да любовь, только я, Зойка, не пойду, вы уж там сами празднуйте, рестораны для молодых, - сообщила своё решение баба Паша и пошла вперевалочку восвояси.
«Значит решено! Столик заказываю и чтоб без опозданий», - весело подвела итог Зоя.
Мы ещё опрокинули по маленькой и разошлись по своим углам.
Неделя прошла не заметно, в заботах и трудах и суббота порадовала тёплым и ясным утром, а к вечеру зарядил дождь, без перерывов и самым лучшим, о чём можно было бы мечтать в этот дождливый вечер, это хорошая кухня, графинчик с коньяком и приятная беседа в тёплой компании под музыкальный аккомпанемент ресторанной группы музыкантов.
Зоя работала в городском ОРСе и договориться о такой безделице, как столик в ресторане на выходные, не составляло для неё никакого труда, как и всё прочее, что касалось запросов и нужд местной номенклатуры.
Зоя ожидала в фойе первого этажа ресторана приглашённых и мило улыбаясь, принимала поздравления от прибывающих гостей. Её красивое вечернее платье, производило впечатление и ей это доставляло заметное удовольствие, а драгоценная заколка в волосах с изумрудами, которая, очевидно была очередным трофеем недавно прерванных отношений, сводила с ума проходящих мимо дам из гардероба ресторана в зал.
Рядом с ней стоял долговязый мужчина в хорошем костюме, похожий на Кису Воробьянинова из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Костюмчик, который, явно он не умел носить, сидел на нём аляповато, но вполне достойно. Как личности с претензиями на лавры художника крупных и малых форм, ему конечно же ближе был бы свитер и заляпанные краской брюки, но в ресторан «Север», попасть в зал на втором этаже, можно было только в костюме или на худой конец в пиджаке, нижняя часть костюма не требовала особой щепетильности.
Наконец все собрались, и мы прошли в зал. Для нас, специально, сдвинули два стола в удобном месте у окна.
В зале, надо сказать, было скучновато, как обычно в это время. Музыканты ещё не подошли, некоторые столики только сервировались и ждали своих гостей, и за ними стоял приглушённый шумок, и суета подходившей публики.
Это обычное дело, первый час, в ресторанах, даётся для разогрева, помпезных тостов, закуски и шумных восклицаний, восторгов по поводу виновников торжества. За этот час, алкоголь делает своё тихое и верное дело, повышая градус веселья и хорошего настроения в крови и голове. Над столиками повисают первые струйки сигаретного дыма, устраняя неловкость и развязывая языки. Нетерпеливые взгляды в сторону сцены и ёрзанье на стульях приобретает массовый характер и в тот миг, когда терпение, собравшейся публики, достигает апогея, перед ней, внезапно, предстаёт руководитель группы, произносится небольшое приветствие, пожелание приятного вечера и сразу, без паузы, первый шлягер взрывает зал и гонит прочь монотонное жужжание за столиками.
Что-нибудь из репертуара ВИА «Ариэль» или «Самоцветы» и подвыпившая, но ещё не охмелевшая публика срывается с насиженных мест и танцпол в один миг превращается в потревоженный муравейник, где всё скачет и дрыгает ногами в такт ритмам электронных гитар.
- Ну, лёд тронулся, теперь не удержать, - с искорками в глазах заключила Зоя, - чего сидим? По маленькой и в круг.
И мы, образовав небольшой кружок у своего столика, выплясываем, что-то лихое и задорное из знакомого репертуара, конечно то, что исполняли наши музыканты не шло ни в какое сравнение с оригиналом, но кто на это будет обращать внимание, когда веселье набирает обороты.
Наскакавшись и пропустив ещё по одной, атмосфера за столом заметно потеплела, пропала скованность и официоз судьбоносного момента. Музыканты завели зал и взяли инициативу в свои руки. Субботний вечер уже не представлялся томным, а дождь за окном унылым и безрадостным. Всё катилось, как по маслу или точнее по рельсам, по утверждённому регламенту и программе организации досуга трудящихся.
Апогей вечера был пройден, музыканты исполнили запланированный репертуар и работали, на карман, по заявкам подогретой алкоголем публики.
Мы перезнакомились со всеми приглашёнными Зоей, побратались по нескольку раз и предложили друг другу дружить домами и семьями. Димка души не чаял в Марине и тащил её в круг на каждый медленный танец. Художник расслабился, сбросив пиджак на спинку стула, чувствовал себя, как говорится: «в своей тарелке» и несколько раз пригласил Таю на медляк, довольно недвусмысленно пытался прижать её к своей долговязой фигуре. Тая, учтиво уворачивалась, терпеливо удерживая его в рамках приличия и Олег, смотрел на это с иронией, стряхивая пепел сигареты в блюдечко, а вот у Зои, весёлые искорки в глазах сменили небольшие всполохи молний. Я наслаждался всем этим безобидным безобразием и запрокинув голову пускал беззаботно кольца дыма в потолок.
- Давай выпьем, - предложил Олег и подлил в мою рюмку коньяку.
- Ну, давай выпьем, за что? – поинтересовался я.
- Да за удачу, - предложил Олег и не дожидаясь моего одобрения, опрокинул рюмку.
- За удачу, так за удачу, как скажешь, - догоняя его резюмировал я, пригубив и вернув рюмку на место.
- А знаешь, мы с Таей со школьной скамьи и вернее её я ещё не встречал. Какого только лиха мы не видели и всегда она была рядом и на высоте. Удивительная женщина. Я так их люблю с Серёжкой, что без раздумий отдам жизнь за них, - откровенничал Олег, наполняя рюмку.
Я промолчал в ответ, лишь кивнул головой. Так бывает, иногда молчание красноречивее слов.
Стол заметно опустел, кто танцевал, кто пересел к знакомым за другие столики. Вечер катился к логическому завершению.
- Пойдём проветримся, - предложил я Олегу.
Мы спустились по лестнице в фойе и попросили работника ресторана, приглядывавшего за порядком, открыть нам входную дверь, чтобы подышать свежим воздухом.
С улицы, в выходные, у входной двери ресторана, постоянно кто-то ошивался до самого закрытия, по разной нужде. Протиснувшись сквозь небольшую толпу, мы отошли в сторонку и закурили.
- Хороший вечер, у нас с Таей, можно сказать: «С корабля на бал» и с соседями повезло, в общем пока всё норм, - пытался нащупать тему для разговора Олег.
- А почему должно быть иначе, так и будет, - поддержал я Олега, - город у нас хоть и не большой, но для досуга всегда найдётся тема. Народ у нас замечательный, возможности позволяют писать свою биографию…
- И личное дело, – пошутил Олег.
- Да и личное дело, а как без него, - согласившись с Олегом, философски, заключил я, - Ну давай пробираться обратно, а то обнаружат пропажу за столом, неудобно.
В это время у дверей произошла какая-то ссора и началась потасовка. Обычное дело под закрытие ресторана. Редкий вечер обходится без драки.
Кто-то из толпы, схватил Олега за руку и резко развернув нанёс удар в челюсть. Олег опешил от неожиданности, но это длилось всего мгновенье и ответным ударом, он сбил нападающего с ног.
- Лихо, - резюмировал я, - удар поставлен профессионально.
Дальше понеслось, как в вестернах, наконец мы пробрались к двери ресторана и нас благополучно пропустили внутрь.
- Что зацепило, - поинтересовался работник гардероба, выпускавший нас с Олегом пять минут назад, подышать. Шахтёры гуляют, видно не хватило, пришли за добавкой. Магазины то уже закрыты, а продолжить надо.
- Ладно отец, спасибо, что не бросил за дверью, - почти хором поблагодарили мы и поправляя на ходу рубашки и одёргивая костюмы, пошли в туалет, чтобы привести себя в божеский вид.
- А ты молодец, не растерялся, одним ударом положил такого здоровяка, это надо уметь, а у двери, как ловко вырубил двоих с разворота, где ты этому научился, давай колись, я такой цирк ещё не видел, - приставал на ходу, за спиной Олег.
- Да, чёрт его знает, сам не знаю, со страха, наверное, отшутился я, входя в туалетную комнату.
- Ничего себе страх, ни одного лишнего движения, да ещё в толпе, - не унимался Олег.
- Ладно, пошли, хорош ржать, говорю же тебе от страха значит от страха. За столиком только не трепись, ладно, - попросил я Олега.
- Ладно, ладно, как скажешь, могила, если хочешь знать, я тоже трепаться не люблю по таким поводам, просто такой цирк вижу впервые, - смывая кровь с подбородка заключил Олег.
За столиком уже волновались, и Тая первой бросилась к Олегу: «Что случилось?».
- Ничего не случилось, мы с Валерой просто курили в фойе и всё. А что должно было случиться? – с неподдельной искренностью в голосе поинтересовался Олег, присаживаясь к столу, - выпьем за помолвку, ну, разливайте, а то, что-то в горле пересохло…
Все успокоились и вечер, непринуждённо, покатился дальше под звуки электроинструментов и вокала солиста группы.
Спустя какое-то время, ко мне подошла официантка и шепнула на ухо, что меня приглашают за столик в конце зала. Я сделал вид, что пора проветриться в очередной раз и не привлекая внимания, пошёл в указанном направлении.
За столиком, в отдалении от резвящейся публики, спиной к залу, сидел немолодой человек с седой прядью в волосах. Не оборачиваясь, он предложил присесть на свободный стул и с ходу задал прямой вопрос: «Ты, что творишь капитан, что звёзд на погонах слишком много? Ещё, что-то подобное и поедешь у меня тундру огораживать, горбылём, в Хальмер-Ю, всё понял? Завтра поговорим, а сейчас иди и чтоб ниже травы и тише воды. Свободен!»
На обратном пути, в толпе зала, неожиданно возник мой товарищ: «Что, получил? Не переживай, перемелется не впервой».
- Ты-то откуда, - поинтересовался я в полголоса.
- Откуда, откуда - оттуда! Это ты, у нас счастливчик сегодня, гуляешь, а люди, между прочим, на службе, - весело и непринуждённо отпарировал он и исчез так же внезапно, как и возник.
Я вернулся к столу, за которым остались виновники торжества, Димка с Мариной и подружка Зои.
- Всё ребята, совет да любовь, позовёте на свадьбу, буду рад, а я откланиваюсь, - и не дожидаясь возражения и уговоров прошёл мимо стола, помахав ручкой на прощание.
Свидетельство о публикации №125081102815