Спящий замок

СПЯЩИЙ ЗАМОК



Мюзикл

Дэн Валькович

Оригинальный сценарий

1. ЭПИГРАФ
АВТОР

Густой туман клубится под мерцающим синим светом. Звучит эхо шагов, хотя сцена пуста. На заднике — силуэт замка-призрака, составленного из теней и пыли. Звучит монотонный звук бас-гитары, как звук часов, постепенно нарастая. Внезапно — тишина. Голос звучит из ниоткуда, как шепот самого замка.

АВТОР
(медленно, ритмично, с эффектом эха.На каждую строфу туман реагирует, формируя символы)
В туман времен покрытых пылью,
За темной гранью бездны лет,
Какой-то смутный силуэт -
(тень всадника на стене)
Когда, и что, и с кем там было -
Лишь только музою служило,
О чем бы смог писать поэт.
Туман времен покрытых пылью,
Из темной грани бездны лет
Протянет руку за бутылью
(из тумана возникает силуэт руки, хватающей свиток)
Еще не писаный сонет.
И там еще найдут сюжет.
Там муза вновь расправит крылья...
(тень птицы полностью раскрывает крылья, рассыпаясь искрами)
В туман времен покрытых пылью.

В ФИНАЛЕ ТУМАН РАССЕИВАЕТСЯ, ОТКРЫВАЯ ТРЕЩИНЫ НА СТЕНАХ, ИЗ КОТОРЫХ СОЧИТСЯ АЛЫЙ СВЕТ. СВЕТ:СИНИЙ ; КРОВАВО-КРАСНЫЙ ; ТЕМНОТА. В КОНЦЕ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО СЛАБЫЙ ЛУЧ НА ТРЕЩИНАХ.ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД: ТУМАН РЕАГИРУЕТ НА МУЗЫКУ: ПРИ ДИССОНАНСАХ КЛУБИТСЯ ИНТЕНСИВНЕЕ, ПОДСВЕЧЕННЫЙ МЕРЦАЮЩИМ СИНИМ. В МОМЕНТ КУЛЬМИНАЦИИ ЧЕРЕЗ НЕГО ПРОСТУПАЮТ СИМВОЛЫ: МЕЧ ; ПЕРО ; РАЗБИТАЯ КУКЛА ; КОРОНА ИЗ ПЕПЛА. СВЕТ: ТОЛЬКО ХОЛОДНЫЕ ОТТЕНКИ (СИНИЙ, СЕРЫЙ). В ФИНАЛЕ ЛУЧ ВЫХВАТЫВАЕТ ДЕТСКУЮ РУКУ, ТЯНУЩУЮСЯ К КУКЛЕ В ТУМАНЕ (ПРОЕКЦИЯ).


2. ИНТ. ЗАМОК. ДЕНЬ
ГИД, ТУРИСТЫ, МАЛЬЧИК ЛЕТ 10.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД: ЗВУЧАТ ПЕРВЫЕ НОТЫ ПЕСНИ «СПЯЩИЙ ЗАМОК» (ГОТОВЫЙ ТРЕК). ТЕНИ НА СТЕНАХ ОЖИВАЮТ.






(Экскурсионная группа в мрачном зале замка. Тусклый свет, пыльные витражи. ГИД в скучном костюме монотонно бубнит. ТУРИСТЫ смотрят в телефоны, кроме мальчика лет 10, который с любопытством трогает экспонаты.)

ГИД
(голос монотонный, скучный, как запись на плёнке)
Замок основан в 1047 году…»
Первый владелец этого замка  получил свое прозвище Кровавый за жестокие подавления бунтов

На стене за его спиной тени рыцарей и плачущих женщин искажают его слова.

МАЛЬЧИК ЛЕТ 10.

Прикасается к трещине в стене. Из неё сочится алый свет.
(Шёпотом)
 «Мама, тут тепло…»

АВТОР
(песня)
Говорят, что камни не живые
Говорят, что камни не умеют спать
Говорят, что камни все забыли -
На них молчания печать


Но эти камни не забыли
Как пролетали времени года
И даже книгам с мудрым слоем пыли
С камнями не сравнится никогда


Но эти стены не забыли
Всех тех, кто в них оставил след
Кто правом, хитростью и силой
Постиг всю мудрость древних вед


Всех тех, кто в ярости амбиций
Камням нанес глубокий вред
И стены порванной страницей
Скрывают раны прошлых бед


Говорят, что камни не живые
Говорят, что камни не умеют спать
Говорят, что камни все забыли -
На них молчания печать
(Свет постепенно начинает угасать)
Насильно голову склоняли
Но не смогли …
Теперь они одни …
И камни спят…
и стены замка видят сны…
(На последнем слове, Мальчик стоит у трещины, алый свет пульсирует в такт громкого, нарастающего и замедляющегося сердцебиения (барабан + низкий гул).Свет постепенно гаснет. С последним ударом "сердца" дается полный белый свет заливает всё и тут же выключается. И в полной темноте, как бы вдали раздается крик младенца и ЗАМОК начинает показывать свои сны-воспоминания.В темноте слышны какие то звуки,шум затихающей битвы, ржание коней и фраза "Теперь это твоя земля, оберегай границу, Хранитель!")


3. СПАЛЬНЯ
МАТЬ, ОТЕЦ, СЕСТРА

Свет постепенно усиливается и видна спальня. В углу стоит МАЛЬЧИК ЛЕТ 10. Постепенно свет фокусируется на МАТЕРИ и колыбели, Свет с МАЛЬЧИКА ЛЕТ 10 постепенно снимается до полного погашенияи он незаметно уходит. Остается мерцающий свет свечи выхватывает из темноты полупустые полки и связанные ковры у двери. На полу — раскрытый дорожный сундук, заполненный детскими платьями и игрушками. Над колыбелью висит мобиль с деревянными звёздами и луной — их тени плывут по потолку, как забытые обещания. У окна с треснувшим витражом (волк с мечом) стоит МАТЬ (в дорожной накидке), напевая колыбельную.

МАТЬ
(голос мягкий, но с налётом грусти; за кадром — тихая мелодия флейты)
Мне бы ласковым нежным обернуть тебя пледом,
Согревая своею рукой...
Чтобы сны твои не были тягостным бредом,
Мы спокойно приедем домой...
КАМЕРА СЛЕДИТ за её рукой, поправляющей одеяло. В углу колыбели — две одинаковые деревянные лошадки (подарки сыновей).
Пусть снится тебе теплый наш дом,
И молоко с чаем горячим...
И чтоб не прервался кошмаром твой сон,
Чтоб стал он пухом гагачьим...

КРУПНЫМ ПЛАНОМ — трещина в полу под колыбелью. Из неё сочится тусклый алый свет, пульсирующий в такт музыке.
Когда б ты уснула, увидевши сны,
Ласково-нежно приятных...
Как на поле медовом собираем цветы,
Вкус конфеток мятных...

МАТЬ берёт свёрток с засушенными цветами и кладёт его в сундук.
Пусть снится тебе теплый наш дом,
И молоко с чаем горячим...
И чтоб не прервался кошмаром твой сон,
Чтоб стал он пухом гагачьим...

ЗА КАДРОМ — скрип половиц и приглушённые шаги в коридоре. МАТЬ вздрагивает, но продолжает петь.
Пусть заботы и беды прошедшего дня,
Мимо тебя пролетают...
И, сокровенные тайны вечно храня,
Ангел тебя охраняет...

ОТЕЦ (в плаще с капюшоном) появляется в дверях. Его тень накрывает два детских меча у стены — лезвия аккуратно обёрнуты тканью.
Пусть снится тебе теплый наш дом,
И молоко с чаем горячим...
И чтоб не прервался кошмаром твой сон,
Чтоб стал он пухом гагачьим...

МУЗЫКА ЗАТИХАЕТ. Последние ноты растворяются в тихом скрипе колыбели.

ОТЕЦ
(тихим шепотом)
Уснула?

МАТЬ
(таким же шепотом)
Да.

ОТЕЦ
(шёпотом, сдержанно)
Повозки готовы. Мальчики у ворот.

МАТЬ
(не оборачиваясь, поправляет лошадок в колыбели)
Оба?
ОТЕЦ
(кладет в сундук связку ключей с новым гербом — корона и шипы)
Старший проверяет упряжь. Младший... (пауза) ...задержался в библиотеке.

ПАУЗА.

Мать касается записки на стене (детский почерк обоих сыновей):

«Мама, мы нашли чёрный цветок!»

МАТЬ
(тихо, но твёрдо)
Его книги повезут. Все.

ОТЕЦ
(кивает, поправляя плащ. Его рука непроизвольно сжимает рукоять кинжала)
Как скажешь.(пауза, холодно) Но лучше бы он больше занимался мечом, как его брат. На границе это нужнее.

ТЕНЬ ОТ МОБИЛЯ искажается — звёзды гаснут, луна трескается. ЛОШАДКИ в колыбели падают набок, их тени сливаются с трещиной. На полу раскрывается книга — страницы с гербариями шевелятся, будто от ветра.

ЗАТЕМНЕНИЕ. Звук часов


4. КОМНАТА, ПОХОЖАЯ НА РАБОЧИЙ КАБИНЕТ ИЛИ БИЛИОТЕКУ
МЛАДШИЙ СЫН, СТАРШИЙ СЫН

Закатные лучи пробиваются через витражные окна, окрашивая комнату в багряные и золотые тона. Полки, заваленные книгами, отбрасывают длинные тени. На столе — раскрытый трактат, чернильница, перо. На заднем плане — полупрозрачный экран, проецирующий триумф Старшего сына. Слышен приглушённый гул пира из зала: звон кубков, смех, музыка. МЛАДШИЙ СЫН (в потрёпанном камзоле, волосы в беспорядке) стоит у окна. В руке — засохший цветок. Его лицо освещено алым закатом. На экране — КАДРЫ ТРИУМФА: СТАРШИЙ СЫН въезжает в ворота замка, толпа бросает под ноги его коня лепестки роз. ОТЕЦ с гордостью вручает ему фамильный меч. Лезвие блестит в последних лучах солнца. СТАРШИЙ СЫН на пиру, пьёт из кубка, окружённый дамами.

СВЕТ:

— ЗАКАТ СМЕНЯЕТСЯ СУМЕРКАМИ. ТОЛЬКО АЛОЕ ЗАРЕВО ФАКЕЛОВ ИЗ ЗАЛА ПОДСВЕЧИВАЕТ СЦЕНУ.
— В КОНЦЕ: ТЕНЬ МЛАДШЕГО СЛИВАЕТСЯ С ТЕНЬЮ ЗАМКА НА КАРТЕ.

ЗВУК:

— ПОСЛЕ КАЖДОЙ ОБОРВАННОЙ СТРОКИ — ГРОХОТ КУБКОВ / ТИШИНА / СКРИП ПЕРА.

— В ФИНАЛЕ — ШАГИ ЗА ДВЕРЬЮ (ПРИХОД СТАРШЕГО СЫНА, НО ДВЕРЬ НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ).

СИМВОЛЫ:

— ЧЕРНИЛЬНОЕ ПЯТНО НА КАРТЕ ПОВТОРЯЕТ КОНТУР ФАМИЛЬНОГО ГЕРБА.

— ТРАКТАТ РАСТЕНИЯХ РАСКРЫТ.

МЛАДШИЙ СЫН
(бросает цветок на стол, голос прерывистый, с налётом горькой иронии. Арфа и виолончель звучат приглушённо, как эхо чужого праздника.)
(песня)
Я — в тишине, и весь во тьме,
Лишь только книги служат мне —
Вот всё, что отдано судьбой:
Всё брату — честь, и суд, и бой.
Отец ворчит: "Мечтатель! Пустозвон!"
Им — славы свет да колокольный звон…
Им — шепот дам, их вздохи в ночь.
А мне…
(Звук грохота кубков из зала заглушает последнюю строку. Младший сын швыряет пергамент в стену)
Брат стремится к войне, только мир нужен мне
Сеет смерть он и смрад - я б возвел дивный сад
И посеял бы злак - ведь земле я не враг
Верен брат лишь мечу, я же зерна мечу
Не руины и глад, мои нивы - вот клад.
У него на уме лишь победы в войне
Но закон ведь един: наследник старший один
А мне...
(Проекция гаснет. Свет свечи мерцает. На стене тень Младшего сжимается в кулак. Пауза. Тиканье часов громче)
Мой брат большую славу приобрёл,
А мне — бумажных копий частокол.
Он — в латах, я же с пылью на губах,
Где истин клад запрятан в тех словах…
«Ты не убьёшь пергаментной строкой,
Когда к тебе придут с войной!»
Брату — замки, земли и закон…
А мне…
(Резкий звук рвущегося пергамента. Свеча падает. Чернила заливают трактат. На экране — последний кадр: СТАРШИЙ СЫН поднимает кубок в тосте. Музыка пира стихает. Младший сын замирает, его губы шевелятся беззвучно: «А мне…»)
Брат стремится к войне, только мир нужен мне
Сеет смерть он и смрад - я б возвел дивный сад
И посеял бы злак - ведь земле я не враг
Верен брат лишь мечу, я же зерна мечу
Не руины и глад, мои нивы - вот клад.
У него на уме лишь победы в войне
Но закон ведь един: наследник старший один
А мне...


Мой брат прославлен, награжден
Я жить в тени его рожден
С мечом он, в латах, на коне
Нет рядом с братом места мне
(Садиться за стол, опускает голову на руки)
Тишина. Лишь пергамента шепот-
Поколений прошлых опыт.
(Поглаживает любовно листы)
Но отец не поймёт, брат не слышит строк —
Им нужен бой,
(сжимает в кулак один из листов)
 а не мой тихий срок…
(разжимает кулак, лист распрямляется)

В комнату заходит СТАРШИЙ СЫН в неполном доспехе

СТАРШИЙ СЫН
Ты все сидишь за своим столом?
(Подходит к столу.)

СТАРШИЙ СЫН
(швыряет на стол окровавленный платок с вышитым волком. Пятна крови сливаются с тенями на карте. Гордо, хвастаясь)
Врага разбил! Деревню взял за дни!
(ДАЛЬШЕ)



СТАРШИЙ СЫН (ПРОД.)
(Рука нервно сжимает рукоять меча, пальцы в крови.)
Что видишь ты, сидя в своей тени?
(Достаёт меч, медленно проводит пальцем по клинку. Капли крови падают на карту, метя деревню.)
Мой меч не знает жалости к врагу!
(Проводит мечом по столу. Страницы падают на пол, как опавшие листья.)
Твоё перо не защитит в бою!

МЛАДШИЙ  СЫН
(медленно поднимает платок. Глаза невидяще смотрят на брата, но пальцы впиваются в ткань, будто пытаясь сдержать ярость.)
«Я видел сотни вдов и тысячи сирот…
(Встаёт, подходит к окну. За его спиной на карте дрожит тень Старшего, превращаясь в чудовище с мечом.)
Голодный стон от боли вздувшийся живот…
(Поворачивается, сжимает платок так, что кровь проступает сквозь ткань. Его голос звучит ледяно, но в глазах — огонь.)
А можно было ту деревню и купить,
врага во друга обратить…»

СТАРШИЙ  СЫН
(вбрасывает меч в ножны с таким треском, что звенит доспех. Его тень на стене на миг застывает в позе Отца.)
«Да это слабость! Будут бунтовать!
(Швыряет на пол куклу. Голова отлетает, солома высыпается на пол. Тень на стене повторяет жест: воин рубит ребёнка.)
На вилы могут вмиг поднять!
(с легкой насмешкой, поучительно)
Как мальчишка, что бросился с ножом!
Солдат к земле копьём лишь приколол!»



МЛАДШИЙ  СЫН
(в упор смотрит на брата. Касается рукой его доспеха — жест почти нежный, но пальцы впиваются в металл, как когти.)
«А что с простым ножом мог сделать он?
Ведь просто так не бросятся с клинком…
(Резко тычет пальцем в грудь Старшего,как будто ножом.Брат даже не шевельнулся. На стене их тени сливаются в единое чудовище.)
Он мстил за жизнь, отнятую тобой…
И бросился в свой первый и последний бой!»

СТАРШИЙ  СЫН
(поражённо отступает, спина прижимается к карте. Рука дрожит на медальоне с гербом, словно пытаясь раздавить его.)
«Он умер вмиг, упав распятьем.
С копьем в груди, без слов и стона…
(Закрывает глаза, но тут же открывает, будто пытаясь стереть образ. За кадром — детский крик: Палач!. Он вздрагивает, резко поворачивается к двери, как будто хочет убежать от голоса.)
Его душа висит во мгле бездонной…
(Срывает медальон, швыряет его на карту. Золото звенит, придавив метку «Деревня у Чёрного холма». Голос рвётся, переходя в истерический крик. Бьет себя кулаком в грудь)
Я защищал наш род! Я… защищал наш герб!
(Пауза. Внезапно стискивает рукоять меча, будто ища опору. Глаза устремлены в пустоту, губы шевелятся беззвучно. Голова опускается на грудь, как под тяжестью.)
Но сколько жизней… сколько слёз… и сколько бед…
(ДАЛЬШЕ)






СТАРШИЙ СЫН (ПРОД.)
(Затем, резко выпрямляется, как солдат по команде. Поворачивается к двери. Шаги тяжёлые, словно доспехи стали вдруг невыносимо грузны. На пороге останавливается, не оборачиваясь. Рука сжимает косяк, оставляя кровавый след. Говорит в пустоту)
Отец звал… А я… я не знаю, что ему сказать.
(Уходит. Дверь захлопывается, эхо шагов затихает вдали.)

МЛАДШИЙ  СЫН
(поднимает медальон, вешает его на шею кукле. Глаза скользят к карте, где золото придавило метку деревни.)
Ты защищал труп…
(Чернильница опрокидывается. Чернила растекаются, образуя корону поверх фамильного герба. Он замечает это, усмехается.)
…а я хотел бы построить новый. Но...
(Тень пера на стене превращается в меч.)


5. ИНТ. КАБИНЕТ ОТЦА. ВЕЧЕР.
ОТЕЦ, СТАРШИЙ СЫН

Мрачный кабинет освещен колеблющимся пламенем камина. На стене — карта владений с кровавыми метками. ОТЕЦ (седина в бороде, шрам через левый глаз) стоит, сжимая край стола. На столе — окровавленный кинжал и свиток с печатью соседа. СТАРШИЙ СЫН (в неполном доспехе, лицо бледное, взгляд задумчивый) застыл у двери, его тень колышется на карте, закрывая метку «Деревня у Чёрного холма».

ОТЕЦ
(бросает на стол обугленный флаг соседей. Голос рычит)
Сынок, смотри! Соседский скот
(указывая пальцем в карту)
Пасется на моем лугу! Веди отряд!
Огонь их пусть всех пожрет!
Нам только сильный — брат!

Пауза. В камине трещит полено, искры летят на ковёр с фамильным гербом. СТАРШИЙ СЫН делает шаг вперёд, его рука дрожит у рукояти меча.

СТАРШИЙ СЫН
(тихо, но чётко)
Тот луг ведь был его.
Но ты же взял его мечом
В тот год когда тебя прозвали "Палачом"?
А можно было и купить, в аренду сдать его.

ОТЕЦ
(сметает кубок со стола. Вино растекается по карте)
Что слышу?! Арендой брать? Купить?
Позор! Пустить козу в наш огород?
Память павших ты посмел забыть?!
Там каждый слиток — кровь берет!

СТАРШИЙ СЫН
(глядя на обугленный пень за окном)
Тогда союзник добрый стал,
Не цепи рабства — общий строй.
В бою бы вместе с нами встал…
Ты пеплом душишь. Откуда нам покой?

ОТЕЦ
(хватает его за плечо)
Союз со слабаком?
Нам зачем такой союз?!
Мне такой союз ведом!
Не создаст он крепких уз
Он предаст тебя потом.
Это только лишний груз

СТАРШИЙ СЫН
(вырываясь)
Вчера, деревню ту, твоих врагов,
Я сжёг, как ты велел… Огонь взметнулся.
Но в пепле, меж обугленных стволов,
Малец с ножом — как тень — ко мне метнулся.
Солдат копьём его в грудь вколол —
Проехал дальше, даже не отвернулся.
В глазах мальца лишь: «Палач!» — без слов…
И видел я, в крови он захлебнулся

ОТЕЦ
(с хриплым смехом)
Щенок с ножом? Смешной удар!
Он выбрал смерть — нелепый дар.
Но ты дрожишь, как жалкий вор —
Слеза из глаз твоих? Позор!

СТАРШИЙ СЫН
(срывая медальон с гербом)
Он выбрал сам… а я? В три года мне доспех,
В пять — седло, в семь — лук, а в десять — меч.
Когда и в чём был мой успех?
Ты выковал клинок, но отнял речь!
Чего хочешь ты?» — так и не спросил,
Ты выжег душу. Я — лишь только тень…
Врагов твоих всегда разил —
Смерть, кровь я вижу каждый день!

ОТЕЦ
(хватает меч, но не вынимает)
Ты воин! Ты рожден для битв!
Лишь только жажда боя
Ждет твоих молитв!

СТАРШИЙ СЫН
(швыряя плащ на пол)
Я устал от этого, прости…
Где каждый миг — как пытка у костра.
Я не хочу твоего пути!
Мне снятся дети, что кричат: «Пора!»
Твой «путь» — костёр, ведет к паденью,
Мне стыдно быть твоей кровавой тенью!
Я — пепел, что не хочет тлеть в забвенье...

ОТЕЦ
(меч выпадает)
Да ты слабак, Не сын ты мне.
Будь проклят. Убирайся прочь!
Не смей мой герб позорить на броне
И пусть тебя забудет даже ад!
Твоё наследство нынче — ветер, прах,
Мой род умрёт, но не возьмет тебя назад!

СТАРШИЙ СЫН (стоит в дверях, его фигура подсвечена кровавым закатом из окна. За спиной — тени слуг, замерших в коридоре.)

СТАРШИЙ СЫН
(голос дрожит от ярости и боли, но звучит непререкаемо)
Ты — не отец. Ты — палач.
(пауза, втягивает воздух, будто в последний раз вдыхая запах этого дома)
Ты мой палач, я не хочу себе такой судьбы! Прощай.

Он резко поворачивается к выходу. Его рука задерживается на косяке — пальцы впиваются в дерево, оставляя царапины.

ОТЕЦ
Убирайся и не возвращайся больше - ты мне не сын!



СТАРШИЙ СЫН
(шепотом, но так, что слова разносятся эхом)
Теперь я знаю, что за порогом ждёт меня...

ФИНАЛЬНЫЙ КАДР:

Тень Старшего сына на стене превращается в мальчика, пронзённого копьём. Отец остаётся в одиночестве, его лицо наполовину скрыто тенью герба. За окном каркает ворон, а ветер развевает пепел с карты.

ЗАТЕМНЕНИЕ.


6. ИНТ. БИБЛИОТЕКА ЗАМКА — ВЕЧЕР
(Мерцающий свет факелов выхватывает пыльные фолианты. На столе — раскрытый трактат с закладкой на странице "Белая чемерица". МЛАДШИЙ СЫН стоит у окна, сжимая в руке пергамент с детским рисунком двух мальчиков.)

МЛАДШИЙ СЫН
(поворачиваясь к портрету СТАРШЕГО СЫНА, голос дрожит)
"Тебя учили воевать
И поражений не видать..."
(Рука разрывает рисунок пополам. Половина с изображением себя падает в камин. Швыряя медальон брата в стену)
"Победа первая вкусна
И вот легенда рождена..."
(На стене проецируется битва: СТАРШИЙ БРАТ на коне рубит врагов. Тень меча касается колыбели в углу. Срывая со стены карту)
"Ты стал карающей рукой
Кровь проливающий рекой..."
(Чернильные "реки" на карте стекают на пол, образуя озеро у его ног. Прижимает ладонь к свежему шраму на шее)
"Но что-то не давало спать
Как будто Каина печать..."
(ДАЛЬШЕ)

МЛАДШИЙ СЫН (ПРОД.)
(В зеркале за его спиной — отражение ОТЦА, делающего тот же жест. Надевает бракованные латы)
"Ты оставил путь борьбы
Ты хотел другой судьбы..."
(Доспехи грохочют, как кандалы. Нагрудник с гербом висит криво. Ломает перо о черновик мирного договора)
"Ты пошел за зовом сердца
И теперь лишен наследства..."
(Обломки пера втыкает в чучело совы — фамильный символ мудрости. Разливает вино по трещинам в столе)
"Одна лишь только песнь меча
Дарила радость на мгновенье..."
(Красные струйки повторяют контуры границ на карте. Размахивает ножнами как мечом)
"Победы бисером меча
В экстазе диком упоенья..."
(Тень на стене повторяет триумфальные позы брата с пира. Срывает гобелен с изображением семьи)
"И ты вторил ему крича
Врагов отца всегда тесня..."
(Нити гобелена путаются в пальцах, как паутина. Приставляет к виску братов кинжал)
"Вперёд ты рвался хохоча
Не видя тьмы при свете дня..."
(Лезвие оставляет царапину на портрете отца. Капля крови стекает по холсту. Забрасывает книги на стол)
"Ты стал фаворитом у отца
Принес побед ему немало..."
(прижимая к груди фамильную хронику)
"Своим мечом в руке бойца
Но все ему казалось мало..."
(Переплёт книги оставляет кровавый отпечаток на камзоле. Вырезает ножом новую печать)
"Мечу хотелось больше битв
Отцу влияния и власти..."
(ДАЛЬШЕ)


МЛАДШИЙ СЫН (ПРОД.)
(Стружки падают в чернильницу, формируя змеиную голову. Швыряет подушку с гербом в закрытое окно)
"Тебя спросить лишь позабыв
Что хочешь ты себе для счастья..."
(Стекло трескается, образуя узор "паутины". Надевая капюшон странника)
"Без девиза черный рыцарь
Без герба и без гроша..."
(Тень превращает его в монаха с мечом за спиной. Рисует кинжалом на карте новую границу)
"И во сне не можешь скрыться
Память прошлого кроша..."
(Линия разрезает фамильный герб пополам. Разбивает кубок с фамильным девизом)
"Ты идешь своей дорогой
Со взглядом юного старца..."
(Осколки складывает в форму короны. Приставляет зеркало к трещине в стене)
"Только видишь за порогом
Копьем распятого мальца..."
(В отражении — он сам в детской рубахе, пригвождённый к карте.)

(Раздается удар колокола. МЛАДШИЙ СЫН застывает с пером в одной руке и кинжалом в другой. На полу: Разорванный детский рисунок (половина с братом горит в камине), Карта, пропитанная вином как кровью. Тень формирует двойной силуэт: монах и король

МЛАДШИЙ СЫН
(роняя перо в чернильную корону, шепчет удивленно -пораженно)
"Так это что же получается? Теперь наследник я?"
(Последний луч света гаснет на фамильном гербе — змея пожирает колосья. Звук часов)


7. МЕСТО: КАБИНЕТ ОТЦА. ВЕЧЕР.
ОТЕЦ, МЛАДШИЙ СЫН

Кабинет погружён в полумрак. Тени от камина проецируют на стены абстрактные битвы — силуэты мечей, падающих знамён.

Отец стоит у карты владений, тыча дрожащим пальцем в кровавые метки. На столе — пустой кубок с гравировкой "Кровью и честью", разбитый портрет Старшего сына.

ОТЕЦ
(срывает со стены фамильный меч, поднимает его над головой. Тень на стене повторяет жест — но меч в ней прямой и острый, в отличие от ржавого клинка в руках.)
Я эту землю взял мечом —
Громил врагов сурово!
(швыряет меч в угол. Звон металла сливается с его хриплым смехом.)
И не дрожал пред силачом —
Рубил с плеча, без слова!
(Идёт к камину, пинает корзину с дровами. Поленья рассыпаются, обнажая детскую деревянную лошадку. Отшвыривает её ногой.)
Мой сын предатель и слабак,
Бежал от зова, бросив флаг!
(рвёт страницу из фамильной хроники, швыряет в огонь. Бумага вспыхивает зелёным.)
А младший сын в горе бумаг —
Всё точит книги, как червяк!
(Пауза. Садится в кресло, давясь кашлем. В руках — медальон с портретом сыновей. Открывает его, тычет ногтем в лицо Старшего.)
А ты, старший, в десять лет
Меч поднял, как я велел!
(внезапно замолкает, прислушиваясь к эху своих слов. Из медальона выпадает локон детских волос.)
Теперь же...
(кашляет)
..проклятый след!
Бежал! Предал! Осиротел!

(Встаёт, шатаясь. Тень на стене дробится, как будто его доспехи рассыпаются.)
С мечом второй не сможет стать —
Лишь книги грызть, как моль, страницы.

(подходит к полке, смахивает все книги на пол. В облаке пыли — детский рисунок: два мальчика строят замок из песка.)
Где честь? Где сталь? Где дух? Где стать?
Кто же защитит границы?

(Падает в лресло, хрипя. Камера показывает: в разбитом зеркале его отражение — юноша с окровавленным мечом.)
Кому же? Кто возьмёт мой меч?
Слабак иль этот книжный червь?

(царапает кинжалом по полу, высекая искры. Рисует фамильный герб, перечёркнутый трещиной.)
Кто сможет стены оберечь?
Кто встанет там, где тень и смерть?

(Последний куплет поёт шёпотом, обнимая портрет жены. На её лице в рамке — трещина через глаза.)
Мой сын предатель и слабак,
Бежал от зова, бросив флаг.
А младший сын в горе бумаг —
Всё точит книги, как червяк!

(Затихает. Камера медленно отъезжает, показывая всю комнату: разгром, пепел, тени. Только теперь скрипит дверь.)
(после арии сидит в кресле и бормочет)
Один слабак… другой червяк…
(и продолжает бормотать до реплики МЛАДШЕГО СЫНА)
(Входит Младший в поношенном камзоле. Его тень на стене — худая и угловатая, контрастирует с призрачными воинами.)

МЛАДШИЙ СЫН
(робко, начиная собирать книги)
Отец… Я хотел сказать: может, брату…

ОТЕЦ
(не оборачиваясь, бормочет в такт камину)
Один слабак… другой червяк…
(резко поворачивается. В его глазах — безысходность.)
У меня нет старшего сына!
(сбрасывает состола миниатюру замка. Осколки летят к ногам Младшего.)
А ты…
(указывает на книги, с горькой иронией)
Ты всё тот же. Слюнтяй.
МЛАДШИЙ СЫН
(молча кладёт последнюю книгу на стол)
Простите…
(разворачивается и направляется к выходу)

ОТЕЦ
(не глядя на МЛАДШЕГО СЫНА)
Дров подкинь. Перед уходом.
(бормоча)
Один слабак… другой червяк…
Завтра решу кто будет наследовать....

МЛАДШИЙ СЫН
(подходит к дровам, берет одно, кладет обратно, перебирает выбирает лучшие и одной охапкой бросает их в камин, отряхивает ладони в камин)
Спокойной ночи, отец.
(безэмоционально)
(Отец не отвечает. Его рука безвольно свисает, сжимая клочок детского рисунка. МЛАДШИЙ СЫН уходит. Камера показывает: в пепле тлеет страница дневника Младшего — "Хочу, чтобы брат гордился...". За кадром — первые ноты арии "Свершилось", заглушённые стуком сердца.)

ЗАТЕМНЕНИЕ. Звук часов


8. ДВОР ЗАМКА. УТРО

Король въезжает в сопровождении гвардии. Младший брат встречает его у конюшни, где варвары-конюхи седлают лошадей. Сестра на крыльце сверяет списки припасов. Король резко спешивается, его голос гремит, как удар копыта о камень.

КОРОЛЬ
(резко, окидывая взглядом двор)
«Где верный мой слуга? Где его старший сын? Его место здесь, с докладом. Или род Хранителей забыл о долге?»


МЛАДШИЙ СЫН
(глубокий поклон, голос ровный, но с тенью скорби)
«Брат… сложил меч. После последней битвы, когда мы отбросили варваров за рубежи, он заявил, что крови на его руках слишком много. Ныне он странствует как монах, молясь за души павших».

КОРОЛЬ
(удивлённо поднимая бровь, шагая к крыльцу)
«Монах?! Сын Хранителя — и бросил пост?! Где твой отец? Почему позволил случится этому позору?!»

МЛАДШИЙ СЫН
(сжимая рукоять меча, будто сдерживая дрожь)
«Отец… не пережил ухода сына. Когда брат покинул замок, он три дня не говорил ни слова. А на четвёртый…
(Пауза. Ветер шуршит листьями)
…лекарь сказал — удар. Сердце. Он умер с картой в руках, Ваше Величество. Даже в последний миг думая о границах».

КОРОЛЬ
(стискивая зубы, бормочет себе под нос)
«Мы с ним землю эту от варваров очищали… А теперь…»
(Резко оборачивается к Младшему брату.)
«И что? Если опасаешься гнева за потери — не бойся. На границе они неизбежны. Где твои доклады о потерях?

МЛАДШИЙ СЫН
Потерь почти нет.

КОРОЛЬ
Говорят, ты больше предпочитаешь перо мечу!

МЛАДШИЙ СЫН
(открывая дверь в замок, жестом приглашая войти)
«Иногда пером можно достичь большего, чем только одним мечом. Прошу — убедитесь сами».


Кабинет Хранителя. На стене — карта с зелёными метками, обозначающими присоединившиеся кланы. Стол завален договорами, образцами зерна и деревянными моделями мельниц. Король садится, вертя в руках печать клана Волка.

КОРОЛЬ
(тыча пальцем в зелёную зону)
«Объясни это. Клан Волка сдался? Ты захвавтил их земли?»

МЛАДШИЙ СЫН
«Они сохранили свои земли, свои жизни и открыли торговые пути. Взамен — их дети учатся в наших школах, а клан получают долю от прибыли.
(Кладет на стол мешочек с серебряными монетами, отчеканенными с двуязычными надписями.)
«За год их налоги принесли 2,000 крон. Мои владения увеличились вдвое. Война с ними обходилась в три раза дороже».

КОРОЛЬ
(с насмешкой, но уже менее резко)
 Но твои отчёты…
(Взгляд скользит по столу.)
…словно из сказки. Где доказательства, что это не обман?»

МЛАДШИЙ СЫН
(открывая ларец с письмами вождей)
«Клан Сокола просит построить мельницу у Чёрного ручья — там, где брат сложил меч и обязуется ее защищать. Их наследники видят будущее иначе. Война для них — безумие стариков.

КОРОЛЬ
(вставая, подходя к окну, где варвары-лучники тренируются)
И ты доверяешь им наши стены?

МЛАДШИЙ СЫН
(касаясь шрама на шее)
Доверие — роскошь. Но взаимный интерес…
(ДАЛЬШЕ)

МЛАДШИЙ СЫН (ПРОД.)
(Срывает яблоко с ветки за окном, протягивая Королю.)
…слаще мести. Они защищают границы, потому что теперь это их земля. Защищают наших детей потому что и их дети теперь здесь.

СЕСТРА
(робко кланяясь)
«Вино и фрукты к вашему столу…»
(Уходит, не поднимая глаз.)

КОРОЛЬ
(вертя платок, сам себе бормочет под нос)
«Служанка с гербом? Забавно.»
(надкусывая яблоко, после паузы провожая Сестру взглядом)
«Любопытно. Похоже здесь тебе делать больше нечего. Завтра в столицу. Ты научишь моих глупцов, как завоевывать без меча.
(Кладет на стол перстень с королевской печатью.)
«Но если твои "союзники" оскалят клыки…
(подходит к окну)
…крови на твоих пергаментах станет куда больше.

МЛАДШИЙ СЫН
(низкий поклон, тень скрывает холодный блеск в глазах)
«История напишет, что вы выбрали процветание, а не тлеющие руины».

КОРОЛЬ
(Внезапно замечает платок Сестры, вертит его в пальцах.)
«А она… кто? Та служанка с розой?»

МЛАДШИЙ СЫН
(с гордостью, указывая в окно, где Сестра учит детей варваров)
«Моя сестра. После смерти матери взяла на себя заботу о землях. Лечит раненых, кормит голодных…
(Подходит ближе, понижая голос.)
…даже варвары молятся на неё. Назвали «Ангелом границы».

КОРОЛЬ
(удивленно)
Ангел? Для варваров?

МЛАДШИЙ СЫН
Первого раненого — мальчишку с перебитыми ногами — она принесла в часовню на спине. Его отец, вождь Сокола, сломал лук у наших ворот

Король поворачивается к нему, брови хитро приподняты. В его глазах — азарт охотника.

КОРОЛЬ
(задумчиво вертит платок, как удавку)
«Где её муж? Почему не смотрит за такой жемчужиной?

МЛАДШИЙ СЫН
(медленно, глядя на перстень с печатью Короля)
Здесь…
(Пауза. За окном вождь клана Волка метает стрелу в герб.)
…достойных не нашлось.»

КОРОЛЬ
(насмешливо)
Достойных? Или слишком высоко задрала планку ваша "святая"?

МЛАДШИЙ СЫН
(Младший сын делает паузу, его взгляд скользит к перстню с королевской печатью на столе. Голос звучит почти невинно)
Она верит, что брак — союз душ, а не политики. Но кто я такой, чтобы спорить с сестрой?

Король хмыкает, подходит к окну. Сестра внизу поднимает упавшего ребёнка, вытирая ему слёзы платком. Солнечный луч падает на её волосы, превращая их в золотой нимб.

КОРОЛЬ
(тихо, больше себе)
«Союз душ… Хм. А корона на душу не давит?»
(Поворачивается к Младшему сыну, резко меняя тему, но в его жесте — намёк на будущее)


КОРОЛЬ
(бросая платок на стол)
В столице её растопчут за час.
(Резко поворачивается к двери.)
Пусть едет с нами. Научит моих женоподобных придворных…
(Язвительный смешок.)
…что такое настоящая добродетель.

(МЛАДШИЙ СЫН кланяется, подбирая перстень. Его пальцы сжимают его так, что костяшки белеют. За окном Сестра не видит, как вождь клана Волка срывает розу с куста — жест, полный двусмысленности. Звучит ария «Свершилось», но мелодия искажена, как крик воронья.)

(Король уходит. За окном вождь клана Волка учит детей стрелять по мишеням с королевскими гербами. Звучит лейтмотив арии «Свершилось», спрятанный в шелесте пергамента.)


9. ОХОТНИЧИЙ ДОМИК. ВЕЧЕР.

Гроза. Дождь стучит по ставням, ветер воет в щелях. Комната освещена дрожащим пламенем камина. На стене — вышитое одеяло с гагачьим пухом, на полке — деревянная лошадка, вырезанная Младшим братом. На полу у кровати — глиняные кружки. Возлюбленный вносит Сестру, дрожащую от холода. Её плащ промок, волосы растрёпаны.

СЕСТРА
(слабо улыбаясь, поправляя мокрые пряди)
Прости… Я не думала, что гроза… (дрожит, прижимая руки к груди)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ
(срывает с неё плащ, укутывает шерстяным пледом)
Ты жива — это главное.
(захлопывает ставень, заглушая гром. Его руки дрожат. Гроза стихает. Сестра замечает лошадку на полке. Тянется к ней, но останавливается, увидев его взгляд.)

СЕСТРА
(шёпотом)
Ты сохранил её…





ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ
(разжигая огонь, не оборачиваясь)
Она напоминает мне о тебе.
(пауза)
О том, какими мы когда то были в детстве.
(Сестра садится на кровать, ёжась. Он подносит ей чашку чая с мёдом. В его движении — неловкая нежность.)

СЕСТРА
(дрожа)
Господи, как же холодно.

ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ
(подводит к кровати)
Приляг, сейчас камин прогреет.
(подходит к камину и подбрасывает дров, Сестра укладывается, Возлюбленный подходит к ней и укрывает)
(начинает петь тихо, как будто боясь разбудить прошлое)

Мне бы ласковым нежным укрыть тебя пледом,
Согревая своею рукой…
(поправляет одеяло, не касаясь её тела)
Чтоб можно изгнать все назвАнное бредом,
После тихо уехать домой…
Пусть снится тебе теплый твой дом,
И молоко с чаем горячим…
(достаёт из шкатулки засахаренную мяту — её любимое лакомство)
И чтоб не прервался кошмаром твой сон,
Чтоб стал он пухом гагачьим…
(Сестра берёт конфетку, улыбается. Её пальцы дрожат.)
Когда б ты уснула, увидевши сны,
Ласково-нежно приятных…
(его взгляд падает на лошадку — символ их общего детства)
Как на поле медовом собираешь цветы,
Вкус конфеток мятных…
Пусть снится тебе теплый твой дом,
И молоко с чаем горячим…
(она засыпает, её рука разжимается. Василёк падает на подушку.)
И чтоб не прервался кошмаром твой сон,
Чтоб стал он пухом гагачьим…

СЕСТРА
(сквозь сон, касаясь василька)
Мама… пела так же…
(вздыхает, погружаясь глубже в сновидения.)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ
Пусть заботы и беды прошедшего дня,
Мимо тебя пролетают…
(он натягивает на неё шаль, вышитую гагачьим пухом — точную копию материнской)
И, сокровенные тайны вечно храня,
Ангел тебя охраняет…
Пусть снится тебе теплый твой дом,
И молоко с чаем горячим…
(его тень на стене сливается с силуэтом женщины, качающей колыбель)
И чтоб не прервался кошмаром твой сон,
Чтоб стал он пухом гагачьим…
(он гасит свечу. Ложится на пол у порога, прижимая к груди её промокший плащ.)
Тогда я тихо уеду домой…
(тихо)

ЗАТЕМНЕНИЕ. Звук часов


10. ПОКОИ КОРОЛЕВЫ. ВЕЧЕР.
КОРОЛЕВА, КОРОЛЬ

Королева сидит за столом перебирая что-то на столе.На столе — рассыпанные бумаги, шкатулки, и всякие женские мелочи, гусиное перо в чернильнице. Король заходит без стука, резко открывает дверь подходит к столу в ярости швыряет смятое письмо. Свечи мигают, отбрасывая дрожащие тени на стены.

КОРОЛЬ
(бросает письмо на стол, говорит сдавленно)
Читай.
(пауза, шагает к ней)
Вслух. Хочу услышать, как ты произносишь эту… поэзию.
(ДАЛЬШЕ)




КОРОЛЬ (ПРОД.)
(Королева медленно разворачивает письмо. Встает подходит ближе к свечам Её руки дрожат. Она читает монотонно, но голос срывается на последней фразе.)

КОРОЛЕВА
«Твой поцелуй льётся мёдом, а твои письма — воздух, которым я дышу…»
(бросает письмо)
Это ложь! Он никогда...

КОРОЛЬ
(перебивает, в ярости)
Молчать! Его печать на конверте! Его почерк!

КОРОЛЕВА
(отступая к столу)
Откуда у тебя это письмо? Кто его принёс?

КОРОЛЬ
(с усмешкой)
Слуга нашёл его среди докладов с границы. Твой поэт так спешил, покидая дворец, что даже не спрятал!
(выдвигает ящик стола и швыряет на пол черновик)
Твой почерк. Твои чернила. Даже этот проклятый завиток в букве «Л»!
(поднимает черновик, тыча пальцем в строку)
«Жду нашей встречи у старого дуба…»
(внезапно открывает другой ящик, вытряхивая пачку писем)
А это что?
(хватает первое письмо, зачитывает язвительно)
«Твои слова греют меня холодными ночами…»
(швыряет его на пол, хватает второе)
«Завтра, у фонтана, как договорились…»
(шагает к ней, сжимая письма в кулаке)
Ты собирала их годами? Или это всё для него?

Королева резко подходит к полке, хватает книгу стихов поэта. Листает, тычет пальцем в строки.
КОРОЛЕВА
(дрожащим голосом)
Смотри! Его стихи — аллегории, метафоры! Здесь же...
(показывает на письмо)
..грубая проза! «Жду нашей встречи у старого дуба…»? Он бы написал: «Пламя ночи, пожираемое ветром»!

КОРОЛЬ
Вы уже явно давно переписываетсесь, что ты выучила даже его стиль.

Королева пытается вырвать письма, но Король отталкивает её. Она спотыкается, хватаясь за край стола.

КОРОЛЬ
(в бешенстве)
А это? «Старый дуб помнит... Я жду». Твой почерк!

КОРОЛЕВА
(в ужасе)
Я не понимаю... Это не я...

КОРОЛЬ
(бьёт кулаком по столу)
И если это не ты писала, как оно оказалось у тебя в потайном ящике?
(Королева отступает к окну. В её глазах — смесь ярости и отчаяния.)
Весь двор уже шепчется! Ты думаешь, я позволю сделать из короны посмешище?

КОРОЛЕВА
(тихо)
Почему ты веришь этому? Из-за неё? Той девицы, что приехала с границы?

КОРОЛЬ
(ледяной тон)
Она служит Короне. Её советы спасли тысячи жизней. Не смей осквернять её имя.
(Король срывает с неё брошь королевы. Брошь падает на каменный пол с металлическим звоном.)
Чтобы не выносить позор на публику... отправишься в монастырь. Там замолишь грехи.

Королева замирает. Её взгляд пуст. Затем она резко поворачивается к двери.

Король уходит. Королева сметает всё со стола.

КОРОЛЕВА
(песня)
Я шторы шила из чужих шелков,
Чтоб звёздный шёпот под ночной луной
Не рвал фамильный крепкий строй…
Твой трон — сплетенье громких слов,
А я — лишь призрак ваших снов.
В душе и сердце — вечный лёд,
А в нём — вся боль былых щедрот…


Монастырь? Я не хочу!
(Пауза. Королева сжимает кулаки.)
Иначе — заговор плести,
Но мне такого не снести.
(Голос дрожит, она отворачивается.)
Сгорю я мотыльком в огне —
(Резкий жест, словно бросает что-то в воображаемый огонь.)
И след мой канет в тишине...
(Звук падающего пепла. Пауза.)
Монастырь? Делать нечего...
(Музыка обрывается. Свет гаснет, кроме луча на её лице. Последняя фраза остаётся висеть в тишине.)


На мне теперь клеймо позора
Но чьи шаги в чужих альковах
А я сижу одно в оковах
Под гнетом радостного взора
но от меня не слышал ты укора
Моя вина — письма и слова
Твоя — поступки и права.
Припев:
Монастырь? Я не хочу!
(Пауза. Королева сжимает кулаки.)
Иначе — заговор плести,
Но мне такого не снести.
(Голос дрожит, она отворачивается.)
Сгорю я мотыльком в огне —
(Резкий жест, словно бросает что-то в воображаемый огонь.)
И след мой канет в тишине...
(ДАЛЬШЕ)


КОРОЛЕВА (ПРОД.)
(Звук падающего пепла. Пауза.)
Монастырь? Делать нечего...
(Музыка обрывается. Свет гаснет, кроме луча на её лице. Последняя фраза остаётся висеть в тишине.)


Звук часов


11. КАБИНЕТ МЛАДШЕГО БРАТА. ВЕЧЕР.

На столе — карта с алыми отметками у границ, свитки донесений. На стене — фамильный герб с трещиной через щит. Сестра у окна, за которым видны далёкие факелы. Звучит мрачный гул литавр, переплетающийся с эхом боевого клича отца из прошлого.

СЕСТРА:
(взволнованно)
«Что случилось, брат?»

МЛАДШИЙ БРАТ
(бросает донесение на стол, голос жёсткий)
Мы слишком долго были в столице. Наш западный сосед стянул войска к перевалу. Три тысячи мечей. У нас там — шестьдесят, двести на границе с варварами.
Остальные в походах и здесь, с нами. Даже если сейчас начнем сбор — не успеем. Через три дня наши люди будут гнить на пиках. За это время доскачет лишь гонец.

СЕСТРА
(сжимая кулаки)
Мы отобьёмся! Отец держался с меньшими силами! Брат ходил в атаку с десятком воинов!

МЛАДШИЙ БРАТ
(взрывается, сметая кубок со стола; медная чаша грохочет о камень)
Отец мёртв! Брат — монах! Их нет! Тогда были варвары — дикари с дубинами! А сосед — такой же, как мы. Его войска обучены, его тактики — наши же! Он выжжет поля, перережет скот. Те, кто не погибнет в битве, умрут зимой от голода!
(ДАЛЬШЕ)
МЛАДШИЙ БРАТ (ПРОД.)
(Толкает к ней королевскую грамоту. Печать блестит, как лезвие.)
Единственный выход — брак с Королём. Он сделал предложение. Ты станешь королевой — наши земли перейдут под защиту короны. Никто не посмеет тронуть коронные владения!

СЕСТРА
(отшатывается, цепляясь за спинку кресла)
Ты продаёшь меня, как торговец мукой?!

МЛАДШИЙ БРАТ
(внезапно мягко, берёт её руки; в его глазах —  печаль)
Ты думаешь я хочу для тебя такого?
Я спасаю тех, кто молится за нас в часовне. Ты думаешь, я не вижу, как дети клянчат хлеб у кухонь? Твой долг, как и мой, — защитить их, даже если это стоит тебе сердца.
(Пауза. Достаёт из-за пояса окровавленный платок с вышитыми инициалами. Кладет его на карту, закрывая метку «варвары».)
…И его. Он погиб уже как месяц. Варвары пытались прорваться через северный пост.

СЕСТРА
(цепенеет. Голос срывается в шёпот)
Не… не может быть…

МЛАДШИЙ БРАТ
(отводит взгляд, нервно играя с кольцом на пальце — фамильной реликвией)
От него мало что осталось. Варвары… они не берут пленных.
(Поворачивается к двери. На пороге останавливается, не оборачиваясь. За окном факелы начинают гаснуть.)
Думай. Но не долго — к утру нужен ответ.
(ДАЛЬШЕ)



МЛАДШИЙ БРАТ (ПРОД.)
(Уходит. За кадром — крик ворона. Где-то вдалеке звучит молитва брата-монаха, обрывки старой колыбельной матери.)

АРИЯ СЕСТРЫ: «ДВЕ БЕЗДНЫ»
(Свет сужается до лунного луча. Сестра стоит над картой, её тень дробится на треснувшем гербе. Виолончель подхватывает мелодию колыбельной матери, но искажает её диссонансом.)
Эти кружева, как паутина.
Этот белый шелк - моя стена.
Завтра буду я рабыня,
Что кричать не смеет и стенать.


Я любовь свою похоронила
Счастье и свободу продаю
Во дворец войду я как в могилу
Но людей своих не предаю


Кто сказал, что жертва это сила?
Кто украл рассветы у меня?
Свадьба эта для меня могила
И вокруг меня лишь тишина.


Я любовь свою похоронила
Счастье и свободу продаю
Во дворец войду я как в могилу
Но людей своих не предаю


Я хотела быть с тобой, мой милый,
Но судьба отняла у меня
Все мечты, стану я рабыней
И себя навечно хороня


Я любовь свою похоронила
Счастье и свободу продаю
Во дворец войду я как в могилу
Но людей своих не предаю


Мост:
Я надену цепи власти,
И оковы из кольца…
Холод пепла вместо страсти
В нем наши мертвые сердца.

Финал:
Прощай, мой вольный ветер,
Прощай, моя заря.
Это мой последний вечер —
Где любовь умрёт у алтаря.

(Она накрывает платком своё отражение в зеркале. В стекле мелькает тень Королевы. За сценой хор шепчет: «Я выбрала клетку… чтобы вы могли летать…» Факелы за окном гаснут полностью)


12. ДЕНЬ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА ДВОРЦА
КОРОЛЬ, СЕСТРА, МЛАДШИЙ СЫН, ПРИДВОРНЫЕ

Свадьба Короля, свадебный танец.
«Напои меня медом своим,
Что бы лился приятной струей...»

ЭКРАН 1 (КОРОЛЬ):

КОРОЛЬ ПРОТЯГИВАЕТ СЕСТРЕ ЗОЛОТОЙ КУБОК С ГРАНАТОВЫМ ВИНОМ. В ЖИДКОСТИ ОТРАЖАЕТСЯ ЕЁ ЛИЦО, ИСКАЖЕННОЕ ДО МАСКИ.

ФЛЕШБЭК: ОН НА ПИРУ, ГДЕ ВАРВАРЫ ПРЕПОДНОСЯТ ЕМУ БОЧКУ МЁДА С ПОКОРЁННЫХ ЗЕМЕЛЬ.

ЭКРАН 2 (СЕСТРА):

СЕСТРА ДЕЛАЕТ ГЛОТОК. ВИНО СТЕКАЕТ ПО ЕЁ ПОДБОРОДКУ, КАК КРОВЬ.

ФЛЕШБЭК: ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МАЖЕТ МЁДОМ ЕЁ ГУБЫ В ОХОТНИЧЬЕМ ДОМИКЕ, СМЕЯСЬ: «СЛАДКОЕ К СЛАДКОМУ».
«Что бы только в ночи нам двоим,
Эмпирей осветился свечой...»

ЭКРАН 1:

КОРОЛЬ ЗАЖИГАЕТ ФАКЕЛ ОТ СВАДЕБНОЙ АРКИ. ПЛАМЯ ОТРАЖАЕТСЯ В ЕГО ДОСПЕХАХ.

ТЕНЬ НА СТЕНЕ: ОН В ДОСПЕХАХ ВЕДЁТ ВОЙСКО С ФАКЕЛАМИ НА ШТУРМ ЗАМКА.

ЭКРАН 2:

СЕСТРА СМОТРИТ НА ПОТУХШУЮ СВЕЧУ У АЛТАРЯ.

ФЛЕШБЭК: НОЧЬ С ВОЗЛЮБЛЕННЫМ: ОНИ ЗАДУВАЮТ СВЕЧУ, ЧТОБЫ СПРЯТАТЬСЯ ОТ СТРАЖИ.
«Взлети же в лазурное яркое небо,
Окунись в тепло-нежное море звездой...»

ЭКРАН 1:

КОРОЛЬ ПОДНИМАЕТ СЕСТРУ НА РУКИ. ЗА ЕГО СПИНОЙ — ПРОЕКЦИЯ ОРЛА, РВУЩЕГОСЯ В НЕБО.

ТЕКСТ НА СТЕНЕ: «ТЫ — МОЯ ЗВЕЗДА» (ЕГО СЛОВА НА ПРЕДЛОЖЕНИИ РУКИ).

ЭКРАН 2:

СЕСТРА ЗАКРЫВАЕТ ГЛАЗА. ЕЁ ПЛАТЬЕ СЛИВАЕТСЯ С ПРОЕКЦИЕЙ ОКЕАНА, ГДЕ ТОНЕТ ДЕРЕВЯННАЯ ЛОШАДКА.

ЗВУК: ШУМ ПРИБОЯ, ЗАГЛУШАЕМЫЙ БАРАБАНАМИ.
«Забудь обо всём: Это быль иль небыль?
Может стала как Эос ты вечно младой...»

ЭКРАН 1:

КОРОЛЬ ПРОВОДИТ РУКОЙ ПО ЕЁ ЩЕКЕ. ЕГО ПЕРЧАТКА ОСТАВЛЯЕТ АЛЫЙ СЛЕД (КРАСКА С ГЕРБА).

ФЛЕШБЭК: ОН ДАРИТ ЕЙ ПОРТРЕТ, ГДЕ ОНА ИЗОБРАЖЕНА БОГИНЕЙ УТРЕННЕЙ ЗАРИ.

ЭКРАН 2:

СЕСТРА ВИДИТ В ВИТРАЖЕ ОТРАЖЕНИЕ ВОЗЛЮБЛЕННОГО, МАШУЩЕГО ЕЙ С ХОЛМА.

ТЕКСТ НА СТЕКЛЕ: «Я ЖДУ» (ЕГО ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО).
«Я останусь в губах твоих пленным,
Поднимусь над вечной рекой...»

ЭКРАН 1:

КОРОЛЬ ЦЕЛУЕТ ЕЁ. ЕГО ТЕНЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЦЕПЬ, ОБВИВАЮЩУЮ ЕЁ ШЕЮ.

ФЛЕШБЭК: ОН ПРИКАЗЫВАЕТ КАЗНИТЬ ПЛЕННОГО, КОТОРЫЙ ОСМЕЛИЛСЯ ПОСМОТРЕТЬ НА СЕСТРУ.

ЭКРАН 2:

СЕСТРА ЦЕЛУЕТ В ОТВЕТ. ЕЁ ГУБЫ ДРОЖАТ, КАК В МОМЕНТ ПЕРВОГО ПОЦЕЛУЯ С ВОЗЛЮБЛЕННЫМ.

КРУПНЫЙ ПЛАН: СЛЕЗА ПАДАЕТ В КУБОК, РАСТВОРЯЯСЬ В ВИНЕ.
«Раствори меня в этой вселенной,
А в своей — накроешь рукой...»

ЭКРАН 1:

КОРОЛЬ НАКРЫВАЕТ ЕЁ ПЛЕЧИ ПЛАЩОМ С ФАМИЛЬНЫМ ГЕРБОМ. ТКАНЬ ТЯЖЕЛА, КАК ДОСПЕХИ.

ФЛЕШБЭК: ОН НА СОВЕТЕ: «ЕЁ БРАК УКРЕПИТ ГРАНИЦЫ».

ЭКРАН 2:
СЕСТРА РОНЯЕТ ЛАДАНКУ С ЗЕМЛЁЙ (ПОДАРОК ВОЗЛЮБЛЕННОГО) В КУБОК.

СИМВОЛ: ПЕСОК РАСТВОРЯЕТСЯ В ВИНЕ, ОБРАЗУЯ ТРЕЩИНУ НА ДНЕ.
«А может стала Еленою славой увитой?
Быть может Европой лежишь на спине у быка?...»

ЭКРАН 1:

КОРОЛЬ РАЗРЫВАЕТ ФАТУ. ТКАНЬ ПАДАЕТ НА КАРТУ ЗАВОЕВАННЫХ ЗЕМЕЛЬ.

ФЛЕШБЭК: ОН ВЪЕЗЖАЕТ В ПОКОРЁННЫЙ ГОРОД, ГДЕ ДЕВУШКИ БРОСАЮТ ЦВЕТЫ ПОД КОПЫТА КОНЯ.

ЭКРАН 2:

СЕСТРА СМОТРИТ НА РАЗБИТОЕ ЗЕРКАЛО, ГДЕ ЕЁ ОТРАЖЕНИЕ ДРОБИТСЯ НА ОСКОЛКИ.

ФЛЕШБЭК: ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ЧИНИТ ЛЮТНЮ, НАПЕВАЯ: «ЗЕРКАЛА ЛГУТ, А МУЗЫКА — НЕТ».
«Но правда одна — для меня ты как солнце ярка!»

ЭКРАН 1:

КОРОЛЬ ПОДНИМАЕТ КУБОК В ТОСТЕ. ВИНО ПЕРЕЛИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ КРАЙ, ОКРАШИВАЯ КАРТУ В БАГРОВЫЙ ЦВЕТ.

ТЕКСТ НА СТЕНЕ: «КОРОЛЕВА = СИЛА».

ЭКРАН 2:

СЕСТРА ПРИЖИМАЕТ РУКУ К ЖИВОТУ. В ЕЁ ЗРАЧКАХ — ОТРАЖЕНИЕ МОГИЛЫ ВОЗЛЮБЛЕННОГО, ЗАСЫПАННОЙ СНЕГОМ.

СИМВОЛ: ВАСИЛЁК В ЕЁ РУКЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПЕПЕЛ.

ФИНАЛ

ОБЩИЙ ПЛАН:

ГАСНУТ ФАКЕЛЫ. НА ЭКРАНАХ ОСТАЮТСЯ:

СЛЕВА: КОРОЛЬ У КАРТЫ, ЕГО ТЕНЬ СЛИВАЕТСЯ С ВОЛКОМ.

СПРАВА: СЕСТРА У ОКНА, ЕЁ СИЛУЭТ РАСТВОРЯЕТСЯ В МЕТЕЛИ.

ПОСЛЕДНЯЯ СТРОКА ПЕСНИ:
«Может стала как Эос ты вечно младой...»

СВЕТ ПОСТЕПЕННО ГАСНЕТ ДО ТЕМНА

ЗВУК: ДЕТСКИЙ ГОЛОС ПОЕТ КОЛЫБЕЛЬНУЮ. СЕСТРА ПОВОРАЧИВАЕТСЯ К ОКНУ — ВДАЛЕКЕ МЕЛЬКАЕТ ТЕНЬ РЕБЁНКА С ЛЮТНЕЙ. ИДЕТ ЗВУК ЧАСОВ.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОМЕТКИ:

СИНХРОНИЗАЦИЯ: КАЖДАЯ СТРОЧКА ДЛИТСЯ РОВНО 4 СЕКУНДЫ — ПЕРЕХОДЫ МЕЖДУ КАДРАМИ СОВПАДАЮТ С ТАКТОМ МУЗЫКИ.

ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ:

ЛЕВЫЙ ЭКРАН — ЗОЛОТО/АЛЫЙ (RGB: 255, 100, 0).

ПРАВЫЙ ЭКРАН — СИНИЙ/ПЕПЕЛЬНЫЙ (RGB: 50, 100, 200).

ЗВУКОВЫЕ МЕТКИ:

ШУМ ТОЛПЫ УСИЛИВАЕТСЯ НА СЛОВАХ О «СЛАВЕ».

ШЁПОТ ВОЗЛЮБЛЕННОГО ВШИТ В ПАУЗЫ МЕЖДУ КУПЛЕТАМИ.


Напои меня медом своим
Что бы лился приятной струей
Что бы только в ночи нам двоим
Эмпирей осветился свечой

Взлети же в лазурное яркое небо
Окунись в тепло-нежное море звездой
Забудь обо всем: Это быль и ли небыль?
Может стала как Эос ты вечно младой

Я останусь в губах твоих пленным
Поднимусь над вечной рекой
Раствори меня в этой вселенной,
А в своей - накроешь рукой.

Взлети же в лазурное яркое небо
Окунись в тепло-нежное море звездой
Забудь обо всем: Это быль и ли небыль?
Может стала как Эос ты вечно младой

А может стала Еленою славой увитой?
Быть может Европой лежишь на спине у быка?
А может с пены морской поднялась Афродитой?
Но правда одна - для меня ты как солнце ярка!

Взлети же в лазурное яркое небо
Окунись в тепло-нежное море звездой
Забудь обо всем: Это быль и ли небыль?
Может стала как Эос ты вечно младой.

Звук часов


13. ВЕЧЕР. КАБИНЕТ
МЛАДШИЙ СЫН, СЕСТРА, КОРОЛЬ, СТРАЖА, СТАРШИЙ СЫН.




МЛАДШИЙ СЫН
(наливает вино)
Теперь все границы под моим началом.
(салютует своиму отражению выпивает бокал вина и наливает снова)
И все войска!
(салютует своиму отражению выпивает бокал вина и наливает снова)
Теперь я первый после Короля!
(салютует своиму отражению выпивает бокал вина и наливает снова)
Наконец-то… никто не стоит надо мной!

Поет арию "Свершилось"


Свершилось!
Наконец-то!
Дорожка долго вилась,
Свершилось!
Стежками мелкими интрига шилась
Свершилось!


Мой бедный брат – так высоко взлетел
И гордым соколом с небес глядел.
А что теперь? Бродяга и монах!
Всего-то пара слов, всего-то дел!
Слова ведь что? Ведь это просто прах!
Но оседая в нужных мне умах,
Сей прах картину нужную создал
И конкурента моего изгнал…
И вот свершилось наконец!
Но жив пока еще отец…


Свершилось!
Наконец-то!
Дорожка долго вилась,
Свершилось!
Стежками мелкими интрига шилась
Свершилось!


Мой родитель мертв. Не в срок, но кстати…
Я не обманулся в аромате,
Что тихо умертвит в момент один
Всего-то пыли горсть в камин и нате -
Пред вами нынче новый господин!
Одна лишь мысль поднялась из глубин:
«Сестрицу замуж надо бы отдать,
Но партию хорошую сыскать…»
И вот свершилось, наконец!
Король теперь уже вдовец…


Свершилось!
Наконец-то!
Дорожка долго вилась,
Свершилось!
Стежками мелкими интрига шилась
Свершилось!


Скреплен священный новый брак кольцом.
Пускай быстрей обрадуют мальцом!
Как быстро приобрел я нужный вес
Всего-то об интрижке лишь солжем
Сестру мою возносим до небес…
Вот в королевскую родню и влез
И как в моем саду растения
За троном короля рос тенью я
И вот свершилось, наконец
Я сам своей судьбы творец
(пьяным голосом)
Отец всегда ставил тебя выше… Но скоро я стану королем!
(засыпает, уронив голову на стол)

СЕСТРА
(тихо, с улыбкой)
Братик… Ты просил, чтобы я первой сообщила… У меня новость!
(Замечает, что он спит. Касается его плеча.)
Ты… пьян? Ты же никогда не пил вина!
(Пытается разбудить его, но он лишь бормочет. Задевает канделябр — щелчок. Скрытый ящик в столе открывается. Внутри какие то бумаги. Она начинает читать)
Это же любовные письма Королевы, но это нее почерк... подделка… Он хотел её погубить!
(Хватает черновики, выбегает.)

Младший брат остается один и продолжает спать спустя некоторое время Сестра вбегает с Королём и стражей.
Громкий стук двери будит Младшего брата.

МЛАДШИЙ БРАТ
(поднимает голову, глаза мутные)
«Что… происходит?»

КОРОЛЬ
(резко)
Сейчас узнаем! Обыскать здесь всё, каждый уголок!

СЕСТРА
Он подделал письма! Королева невиновна!

КОРОЛЬ
(холодно)
«Если это ложь — отправишься в монастырь следом за ней».
(СЕСТРА молча протягивает черновики. КОРОЛЬ листает их, лицо каменеет.)

СТРАЖНИКИ переворачивают комнату. Один из них сдвигает канделябр — щелчок. Открывается тайник в стене. Внутри — трактат о ядах с пометками и частично собранный яд: корни белой чемерицы, сера, пустой флакон. И какие то бумаги.

СТРАЖНИК
(подаёт Королю какие то бумаги)
Ваше Величество, посмотрите!

КОРОЛЬ
(читает вслух)
"Встретимся у старого дуба, Встретимся у старого дуба" Одна и та же знакомая  фраза, но почерк разный, постепенно меняется. А что здесь? «Смерть от дыма белой чемерицы: удушье, синие губы… симптомы как при слабом сердце».
(Резко к Сестре.)
Так умер твой отец?

СЕСТРА
(кивает, голос дрожит)
Да… Именно так он и умер, лекарь еще удивился слабости его сердца, но списал все на горе от ссоры со своим сыном!





МЛАДШИЙ БРАТ
(шатаясь встаёт, хрипит)
«Отец… сжёг бы нас всех… в своих постоянных войнах. Я дал ему и нам милость!»

КОРОЛЬ
(указывает на пометку)
Доза для 200 фунтов. Это для меня? Зачем?

СЕСТРА
(внезапно, прижимая живот)
Я… беременна. Он просил сообщить первому… чтобы сделать вам праздничный сюрприз…

КОРОЛЬ
(холодная усмешка)
Чтобы стать регентом при нашем ребёнке? Хитро…

МЛАДШИЙ БРАТ
(выхватывает флакон из тайника, разбивает его об пол. Чёрный дым заполняет комнату.)
Регентом? Нет… Королём!
(Отталкивает шкаф, ныряет в потайной ход в стене.)

КОРОЛЬ
(страже, сквозь кашель)
Дворец окружить! Он бежал через тоннели!
(К Сестре.)
Как думаешь, куда он направился?

СЕСТРА
(тихо, сдавленно)
Разве только… в наш замок на границе. Он там все знает.

КОРОЛЬ
(холодно)
Твой брат… или наш ребёнок. Выбирай, чья кровь прольётся первой.
(Кивает страже.)
Готовьте войска. Замок будет стёрт с лица земли.

СЕСТРА
(прижимает руки к животу, шёпотом)
Прости…

СТРАЖНИК
(входит и обращается к КОРОЛЮ)
Ваше величество, там какой то странствующий монах просится к королеве. Говорит что надеется что она будет рада его видеть.

КОРОЛЬ
(взглянув на Сестру)
Приведи!

Старший сын входит в потрёпанной рясе. Его лицо измождено, но глаза ясны.

СТАРШИЙ СЫН
(с лёгкой улыбкой)
Здравствуй, сестрёнка. Я пришёл, как только узнал о смерти Отца. Хотел отдать долг у его могилы…
(пауза, смотрит на Короля)
…и там же узнал, что ты стала королевой. Поздравляю.

КОРОЛЬ
(оценивающе)
Так это ты, который променял меч на рясу?

СТАРШИЙ СЫН
(спокойно)
Да. После того, как отказался выполнить приказ Отца сжечь деревню…
(пауза, смотрит в пол)
Мой брат открыл мне глаза на войну. Не на ту, где победы и слава…
(голос дрожит)
…а на ту, где матери теряют детей, жены мужей, а поля политы кровью, а не дождём.
(пауза, сжимает кулаки)
Я отказался сжечь деревню. Отец назвал это предательством и слабостью.
Он назвал меня трусом. Он кричал: «Ты — позор нашего рода! Я не желаю такого сына» — и вышвырнул меня за ворота. Лишил наследства. А я…
(поднимает голову)
…устал от крови. Я ушёл, чтобы не стать убийцей. Каждая победа отца оставляла за собой вдов и сирот.
(ДАЛЬШЕ)



СТАРШИЙ СЫН (ПРОД.)
(берёт чётки из кармана)
Монастырь дал мне путь искупления. Но сейчас я здесь, чтобы попрощаться с Отцом и…
(оглядывает комнату)
…поздравить тебя с замужеством.

СЕСТРА
(дрожащим голосом)
Брат… Отец мёртв не своей смертью. Его отравили.
(подходит ближе, сжимая платок)

СТАРШИЙ СЫН
(резко оборачиваетс)
Что? Кто?

КОРОЛЬ
(бросает на стол флакон с остатками яда)
Твой брат. Он подсыпал яд в камин. А после оклеветал мою жену,
(бросает на стол поддельные письма)
чтобы я женился на твоей сестре…
(злобно)
…и стал его марионеткой.

СТАРШИЙ СЫН
(в шоке)
Нет… Он всегда говорил о мире. Говорил, что война — это боль, а не слава…

СЕСТРА
(со слезами)
Это была ложь! Он использовал тебя, чтобы занять твоё место рядом с Отцом! А когда Отец начал размышлять о наследнике…
(показывает на флакон)
…он убил его.

СТАРШИЙ СЫН
(шатаясь, опирается на стол)
Я верил, что он хочет добра…
(пауза, сжимает чётки)

КОРОЛЬ
А он превратил слова и сомнения в оружие против вашей семьи. Он сбежал в твой замке.
(ДАЛЬШЕ)

КОРОЛЬ (ПРОД.)
Ты выиграл десятки битв, без единого поражения. Не подведи и сейчас! Собери войско — и возглавь штурм. Ты знаешь эти стены лучше всех!

СТАРШИЙ СЫН
(твёрдо)
Нет.
(пауза, Король удивленно смотрит на Старшего сына. Старший сын подходит к столу)
Здесь…
(показывает на восточную стену)
потайной ход. Отец построил его на случай осады. А брат никогда не интересовался военным делом и фортификациями.
(смотрит Королю в глаза)
Зачем губить сотни людей, если это семейный раздор? Хватит десятка солдат — я проведу их тихо.

СЕСТРА
(испуганно)
Но он опасен! У него есть охрана…

СТАРШИЙ СЫН
(перебивая)
Его охрана — мои люди. Они клялись на моём мече. Мы вместе лили пот и кровь, прошли немало лиг. Они помнят, кто настоящий наследник и встанут на мою сторону, когда увидят меня и королевскую гвардию.
(достаёт из-под рясы меч в потёртых ножнах)
Сегодня он послужит правде.

КОРОЛЬ
(кивает)
Хорошо. Но если твой план провалится…
(бросает на стол печать)
…мои войска войдут в замок несмотря ни на какие потери.

СТАРШИЙ СЫН
(срывает рясу, под ней — потёртая кольчуга)
Не понадобится. Когда-то я видел, как солдат убил копьём ребёнка…
(ДАЛЬШЕ)

СТАРШИЙ СЫН (ПРОД.)
(смотрит на Короля поворачивается к выходу)
Я закончу это без крови… как и должно быть.

Сестра крепко сжимает его руку. На стене гаснет факел, оставляя герб рода в полумраке


14. ВЕЧЕР. БОЛЬШАЯ ЗАЛА ЗАМКА
КОРОЛЬ, СЕСТРА, СТАРШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ СЫН

Мрачный зал в полумраке. На стенах — портреты предков, их глаза затянуты паутиной. На полу — рассыпанные зерна (символ прерванного мира) и обрывки карт с кровавыми пометками. В центре — пустой трон, покрытый пылью. У окна — разбитый кубок (из сцены свадьбы) и засохший василёк. КОРОЛЬ (в плаще с вышитым волком, меч на поясе). СЕСТРА (в чёрном платье, в руках — свёрток писем и кинжал). СТАРШИЙ СЫН (в потёртой рясе, но с мечом отца за спиной). МЛАДШИЙ СЫН (стоит у стены, руки дрожат, на груди — чернильное пятно в форме короны).

КОРОЛЬ
(шагает к Младшему Сыну, срывает с него цепь с фамильным гербом)
Ты письма лживые писал,
Жену мою убил строкой.
Я изгнал её своей рукой...
Как будто верный мой вассал,
Сестру свою мне навязал.
Мечтал регентом править с сыном,
Но план твой стал огнём и дымом!

И вот свершилось наконец!
Ты для меня уже мертвец!
Отрава слов твоих пуста —
Я нерушимая скала.
Зачем мне эти стены?..
Сгинь позор твоей измены!
(бросает меч Младшего Сына к его ногам)

КОРОЛЬ
(с презрением)
Ты думал, трон возьмёшь интригой? Я — скала. Ты — песок под ветром.

МЛАДШИЙ СЫН
(с холодной усмешкой, к Королю)
Скалы крошатся... а песок вечен.
Твой трон — могила, где ты сам — мертвец.
(ДАЛЬШЕ)

МЛАДШИЙ СЫН (ПРОД.)
(пинает меч обратно к ногам Короля)

СТАРШИЙ СЫН
(переступает через рассыпанные зерна, протягивая Младшему засохший колос)
Опутал всех коварством слов —
Отца убил ты подлым ядом,
Окутал всех словесным смрадом…
Забрался выше ты орлов —
Твой личный ад уже готов!
Как мог ты низко так упасть,
Честь рода променять власть.


И вот свершилось наконец!
Ты для меня уже мертвец.
Ты душу продал, сжёг свой крест —
В тебе печать, как Божий перст.
Зачем мне эти стены?..
Здесь позор твоей измены.
(раздавливает колос под сапогом, пепел взлетает)

СТАРШИЙ СЫН
(с горькой мудростью)
Ты посеял пепел. Пожнёшь ураган.

МЛАДШИЙ СЫН
(с сарказмом, к Старшему Сыну)
Твой крест не спасёт от ветра.
Ты молишься Богу... а миром правит ложь.
(показывает на пепел)
Это — твоя вера. Дым.

СЕСТРА
(подходит к окну, втыкая кинжал в деревянную раму)
Ты обещал сады взрастить,
Любимым братом был моим,
Ты предал все, и стал чужим.
И как же мне тебя простить,
Когда душа не может жить?
Ты отнял тех, кто дал мне свет —
Твой яд убил во мне рассвет!


И вот свершилось наконец!
Ты для меня уже мертвец.
Ты сердце выжег, как пустырь —
Ты стал не брат мне, а упырь!
Зачем мне эти стены?..
Здесь плачут тени прошлых дней.
(оборачивается к Младшему Сыну, сжимая окровавленный платок)

СЕСТРА
"Он жив? Ты солгал?"

МЛАДШИЙ СЫН
"А какая разница? Ты — королева. Скоро родишь наследника...
(поднимает обгоревший кулон с пола, бросает его к её ногам)
А он — пепел. Как и твои мечты."

Свет постепенно начинает гаснуть, остаются только лучи направленные на действующих лиц

КОРОЛЬ
(опускает меч)
«Казнь? Нет. Ты будешь жить. И каждый день смотреть, как твои стены рушатся без яда и интриг».

Свет освещающий КОРОЛЯ постепенно гаснет

СЕСТРА
(поднимает с пола последний василёк из свёртка)
«Они уже рухнули. Когда ты решил, что мы — пешки, а не семья».

Свет освещающий СЕСТРУ  постепенно гаснет

СТАРШИЙ СЫН
(крестится, глядя на портрет отца)
«Молись. Может, камни научатся прощать… даже если люди — нет».

Свет освещающий СТАРШЕГО СЫНА постепенно гаснет

Звук: Треснувшее зеркало на стене окончательно разбивается. За окном каркает ворон — как в день, когда Младший Сын впервые солгал отцу.

Луч освещает МЛАДШЕГО СЫНА постепенно угасая

Звук часов


15. СУМЕРКИ, РУИНЫ ЗАМКА

ЗАМОК
«Я помню все свои мгновения,
Я помню все... от самого рождения –
Свой первый камень, и свой первый ров...»

Визуал: Проекция на стенах: Тени каменщиков кладут плиты. Из щелей в полу прорастают синие огоньки (души строителей). Деталь: В углу видна деревянная лошадка (из сцены детства братьев), наполовину засыпанная землёй.

Звук: Ритмичные удары молотов. Шёпот: «Здесь будет дом...» (голос основателя замка).
«И ярость штурма множества врагов,
И как стонала артиллерия
Мой бастион на прочность меряя...»

Визуал: Проекция: Алые вспышки, тени воинов с факелами. Камни «кровоточат» красным светом. Деталь: На полу — обломок фамильного меча (из сцены суда), покрытый ржавчиной.

Звук: Лязг мечей, рёв катапульт. Крик: «За короля!» (эхо битвы).
«И пышность свадеб царственных дворов,
Искусство самых лучших мастеров...»

Визуал: Проекция: Сцена свадьбы Короля и Сестры. Они танцуют, но их тени на стене — Король с волчьей мордой, Сестра с крыльями в цепях. Деталь: На полу — рассыпанные лепестки роз (из свадебной арки) и обрывок фаты с вышитым гагачьим пухом.

Звук: Ария «Напои меня медом своим» (искажённая, как запись на старом фонографе). Шёпот Сестры из прошлого: «Я не хочу...»
«Но вот пришла пора забвения –
В казармах грязь и запустение,
Замшели стены и оплыл мой ров.
В детинце нынче ферма для коров...»

Визуал: Проекция: Фрески «осыпаются», заменяясь тенями коров. На стене проступает чернильная корона (из сцены суда), которую слизывает корова. Деталь: Василёк (из сцены прощания с Возлюбленным) растёт из трещины в троне, но вянет на глазах.

Звук: Мычание коров.

Скрип колыбели (эхо последней арии матери).
«Я помню все – от самого рождения,
Я помню все…»

Визуал: Проекция: Все ключевые символы мелькают как кадры-вспышки: Свадьба: Король целует руку Сестры, но в её глазах — отражение могилы. Суд: Младший Сын роняет пепел зёрен. Детство: Братья строят замок из песка. Деталь: Разбитая кукла (из сцены детства Сестры) лежит в луже лунного света.

Звук: Тишина, прерываемая карканьем ворона. Последний аккорд арфы растворяется в ветре.

Луч света гаснет. На стене остаётся надпись, выцарапанная когда-то Младшим Сыном:

«Здесь был я...»

Финальная проекция: Ворон улетает через разбитое окно-розу.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОМЕТКИ:

Длительность арии: 4 минуты 30 секунд.

Световые переходы:

0:00–1:10 — золотой.1:10–3:00 — алый + сизый туман.3:00–4:30 — лунный + полная темнота.

Спецэффекты: В момент слов о свадьбе — голограмма роз (как в сцене свадьбы) . В финале — пепел (из сцены суда) падает с потолка, образуя фамильный герб. Свет постепенно гаснет.


16. НАТ. ЗАМОК. ДЕНЬ
МАЛЬЧИК ЛЕТ 10.

В темноте раздается звук падающего предмета. Свет дается на сцену, в мрачном зале замка. Тусклый свет, пыльные витражи. На полу, около стены, лежит игрушка - деревянная лошадка. МАЛЬЧИК ЛЕТ 10 подходит к ней и поднимает.


Рецензии