Переправа

   
Я убита в Днестре,
Пять годков мне от роду.
Был безбожным обстрел,
Трупы падали в воду.

Я цеплялась за жизнь,
Как за мамину руку.
Мамин голос:-- Держись.
А кругом заваруха.

Переправь через Днестр,
Путь, всем миром от смерти
Кровь хлебнул наш  окрест,
Расстелить скатерть метил,

Как дорогу на дно.
Пуля рядом жужжала.
Руку дёргала, но
Тело мамино шатко,

Накрывая меня
Стала мама безмолвна.
-- Мама, мама! Волна,
Мне откликнулась, словно

Вместо мамы держать
На плаву заручилась.
Пуля, холод и жар,
Ночь, покинули силы.

Высь заплыла в затон.
Мартом Днестр огорошен.
Люди крестятся. - Вон,
Трупик – платье в горошек.

Выпьем что ли теперь
За помин - белой, горькой.
Не считали потерь,
Стыд зальёшь разве водкой?

----------------------------------




Слово «эвакуация» в лексиконе моей бабушки Антонины Навотной носило  негативную коннотацию. Для двадцатитрёхлетней женщины, оставшейся с пятилетней дочкой на руках, одной, мужа забрали в армию, июль 1941 года означал или верную гибель от лица фашистов, либо «спасайся как можешь». Жители Молдавии и не слышали о праве на информацию, праве на передвижении и многих других гражданских правах. Но когда стали бомбить мост, недалеко от её дома (по адресу Красноавмейская 40), бабушка схватила за руку пятилетнюю дочь и скудную  еду на первое время в дорожную сумку, ринулась под покровом ночи искать место для переправы через Днестр, подальше от моста, бомбардировка которого становилась только интенсивнее. И бабушка, и мамина старшая сестра Леонора (Лора) избежали смерти. Им удалось незамеченными переправиться на другой берег, там, в Могилёве, их приютили чужие люди, назвавшись дальней их роднёй. Со слов очевидцев, переправа гражданских лиц через Днестр - позор и стыд местных властей, бросивших людей в беде, на произвол судьбы. Чиновники, и должностные лица - успели "заскочить в последний вагон" и покинуть город. Эвакуация не была организована властями, люди не получали информацию о зверствах фашистов, несущих угрозу их жизни,оставлены на произвол судьбы, документы многих хранились по месту их работы, чтобы люди не "сеяли панику", спасаясь самостоятельно. А иначе как?  Но именно общая беда сроднила всех жителей Молдавии – ромов, евреев, украинцев, русских, поляков, чехов и многих других. В Касауцском лесу, недалеко от Сорок, фашисты расстреливали рядом и евреев и ромов, а трупы сбрасывали в каменоломню, где добывался касауцский известняк. Именно местные жители извлекали из каменоломней тяжело раненных, но ещё живых людей, а потом выхаживали их. Многие евреи и ромы были подвергнуты расстрелу на берегу Днестра. Их трупы сбрасывали фашисты в реку.  Многих людей расстреляли, когда они самостоятельно пытались - кто вплавь, кто вброд - переправиться через Днестр. По воспоминаниям старожил, уже после кровавых расправ, всплывшие трупы уносило течением по реке.  Гетто и лагеря смерти в Транснистрии, куда вошёл и город Сороки, до войны насчитывавший около 70% евреев,
  Холокост - это тоже чёрная страница в истории Молдавии.  Она нуждается в осмыслении, восполнении свидетельствами ещё живых уроженцев города и в своевременных выводах из уроков истории, во избежание  повторения. Недалеко от Сорок открыты мемориалы жертвам Холокоста – ромам , евреям, а также Свеча памяти, основанная нашим молдавским писателем, родом с тех мест, Ионом Друцэ.  . Мои стихи – это тоже дань памяти невинным жертвам , людям убитым на Днестре, в окрестностях и в самой реке.


Рецензии