И звезда с звездою говорит
Техническое приложение – продолжение стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
КАК они «говорят»?
Очевидно, мигают.
Это могут делать или переменные звёзды, изменяющие свою ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ яркость (мощность излучения), или затмеваемые некими большими планетами, их спутниками, или же будучи двойными-тройными звёздами с резкой отличной светимостью (как, например, тройная Альфа Центавра (Кентавра), где две звезды составляют тесно расположенную пару, а третья звезда, подобно планетному спутнику, вращается вокруг этой пары, как вокруг одной центральной звезды, на некотором удалении от неё. Кстати, это – БЛИЖАЙШАЯ к нам звезда, Проксима!)
Допускаю, что «лирико-психопатический» герой Лермонтова навряд ли разбирался в таких тонкостях астрономии и не знал о вышеупомянутых вариантах.
Но звёзды для наблюдателя с поверхности Земли тоже «МЕРЦАЮТ», причём НЕ упорядоченно, как в предыдущих случаях, а случайным образом из-за колебаний оптической плотности атмосферы, вызванных спорадическими изменениями температуры её слоёв и пр.
Так что, «разговор» звёзд герой мог уловить. Но «разговор» этот требует знания Азбуки Морзе!
Самуэль Ф.Б. Морзе, американский художник, не инженер и не математик, изобрёл её в 1837 году, что сразу сделало возможным передачу информации по телеграфу.
Морзе возвращался в Америку из «Старого Света» в 1832 году на корабле, на котором плыл также американский учёный - химик Чарльз Т. Джексон, перед этим слушавший лекции в Париже об электромагнетизме и, в качестве памяти о них, вёз с собой небольшой электромагнит, об особенностях и свойствах которого он которого рассказал Морзе. И Морзе ТОГДА заявил Джексону, что подача ток в электромагнит или его прерывание, может служить для передачи СИГНАЛОВ (для нас – ИНФОРМАЦИИ) по проводу!
ВОТ ОНА, ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, преобразованная пятью годами позже в Азбуку Морзе и, фактически, ОНА была создательницей телеграфа!
В Америке Морзе и его помощник Альфред Вейль, соорудили прибор, в котором импульсы тока, подаваемого в провода на одном конце, вызывали срабатывания электромагнита на другом их конце, к подвижному сердечнику которого был прикреплён карандаш (или смачиваемое чернилами перо), прочерчивающий на медленно ползущей бумажной ленте чёрточки или точки, в зависимости от ДЛИТЕЛЬНОСТИ импульса тока. Морзе гениально (не зная никакой двоичной системы) решил, что различные сочетания этих двух знаков, чёрточки и точки, могут послужить аналогом любой буквы алфавита! И даже знакам препинания!
Так родилась Азбука Морзе, по сей день служащая нам!
Эволюция технологическая сильно схожа с эволюцией биологической. В обеих новые машины или организмы несут в себе атавистические признаки предшествующих им прототипов. Недаром с появленим радио, его долго называли «Беспроволочным телеграфом», как и трамвай – «Электрической конкой».
Лермонтов написал этот стих в год своей смерти – 1841, так что мог уже прослышать об этом изобретении и вполне «логично» приписать знание Азбуки Морзе небесным светилам, «которые, однако, ещё способны выжечь клеймо ничтожества на людях», согласно мнению Фридриха Ницше, то уж обмен информацией между ними посредством световых сигналов и Азбуки Морзе – это вообще, эдакая рутина их существования, трёп, одним словом. Ведь не зря же его герой, «Лирико-психопатический» обладал склонностью ко всяким бредовым умозаключениям!
Забавный пример плавного перехода науки и технологии в искусство и обратно.
9 VIII 2025
Свидетельство о публикации №125080905779