Зарядье. Романовы

Москва. Столица нашей родины. И ее сердце - Кремль...
Как приятно смотреть на старинные стены и не думается, что это миланская архитектура, настолько дух и облик Кремля соответствует русскому менталитету. Рядом парк Зарядье - здесь ничего не заряжали, ни пушки, не мобильники, просто это место получило такое название, потому что находится за верхними и средними торговыми рядами, построенными по распоряжению Николая Второго после посещения опять же того же Милана и пораженного его торговым дворцом. И тогда Николай Второй сказал - А у нас будет больше и лучше. Победил проект Померанцева. Красота Нашего Гума просто потрясает, он как то перекликается с Лувром, но настолько органичен и гармоничен, что менее всего приходят какие то ассоциации. Роскошный, витиеватый ГУм и строгая линия кремлевской стены, как фейерверком украшенные башнями, поистине восхищают и не перестают удивлять.
Зарядье начинается с улицы Варварки, где сохранились постройки царского периода - Храм великомученницы Варвары, Английское посольство, Знаменский монастырь, Палаты бояр Романовых, Храм Георгия Победоносца и красавица церковь Зачатье пресвятой Анной 1493 года постройки, но уже на Крымской набережной. И всё. Более сказать нечего, разве только что на Ракушке - летний открытый театр, прекрасная обзорная площадка  самого Зарядья, Кремля и его окрестностей. Несколько вдохновляет Подземный музей Зарядья, ведь тайные ходы подземелий, катакомб и камнеломен Москвы - великая тайна истории Москвы.
И такое же странное чувство вызывает чисто русский народный костюм, так редко встречаемый взглядом, уставшим от азиатского наплыва и присутствия не свойственным России их экс. народным традициям..

А самый яркий, красочный и великолепный тому пример - костюмированный бал дома Романовых 1903года. Поэтому с удовольствием просматривая фото карнавального бала  празднования юбилея 290 летия дома Романовых, поражаешься ожившим картинам и иконам прошлого.
Бал-маскарад, который состоялся в Зимнем дворце в 1903 году, был одним из самых роскошных и необычных Все гости мероприятия должны были прийти в исторических нарядах XVII века. И наряды были грандиозными, из самых дорогих тканей, украшенные фамильными драгоценностями, а благодаря тому, что императрица Александра Федоровна пожелала запечатлеть это событие для потомков, в архивах осталось более сотни фотогравюр.
Предшественником бала 1903 года стал бал в стиле "la russe", устроенный двадцатью годами ранее, в январе 1883 года, Великим Князем Владимиром Александровичем и его супругой в их собственном дворце в Санкт-Петербурге. Это было во время правления Императора Александра III, который был ярым русофилом и приверженцем идеи русского национализма. Но балы, особенно маскарады, Александр III не любил и за все время его правления в Зимнем дворце не состоялось ни одного бала, что, впрочем, не мешало членам царской семьи устраивать их в собственных резиденциях

Александра Федоровна и Николай II рассматривали бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора, продолжая традиции, завещанные славными предками рода Романовых далекого допетровского времени.
И несмотря на все сомнения, споры и пересуды, бал состоялся на славу. Обычно сдерживающий свои эмоции Николай II, был впечатлен балом и записал в своем дневнике:
«Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми».
Император Николай II был одет в костюм, точно повторяющий выходное платье его любимого предка, царя Алексея Михайловича: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранятся в Оружейной палате Московского кремля.
Императрица Александра Фёдоровна была облачена в костюм царицы Марии Ильиничны, супруги царя Алексея Михайловича, Тишайшего. Согласно записи в дневнике Ивана Александровича Всеволожского, Евгений Петрович сделал рисунок с изображения Марии Ильиничны на иконе «Кийский крест с предстоящими» 1671 года

 Костюм царя и царицы отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. все высшее общество российской Империи было облачено в костюмы «допетровского времени». Дамы были одеты в костюмы боярынь XVII века, сарафаны и кокошники крестьянок, кавалеры вышли в костюмах стрельцов или сокольничих XVII века. Царские облачения настолько живописны, ярки и богаты, что в описаниях иностранцев их сравнивали с «солнцем, убранным звездами» — с чем нельзя не согласиться, любуясь этими роскошными нарядами.

Министр Императорского двора, барон Владимир Борисович Фредерикс, защищавший Петровскую реформу костюма за тем самым завтраком, на котором родилась идея бала, в итоге так и не выбрал боярский костюм. Его вдохновил образ гетмана Войска Запорожского, Богдана Хмельницкого, в 1648 году обратившегося с прошением о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу Тишайшему. Просьба Хмельницкого была удовлетворена царём и утверждена Земским собором в Москве. Побудительной причиной перехода являлось избавление православного населения Малой Руси от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.

Удивительным фактом является еще и то, что в 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы «Дондорф» (Франкфурт-на-Майне) были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих наряды участников бала, кроме пикового короля, прототипом которого стала одежда царя Ивана Грозного. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их выход приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых. Колода карт «Русский стиль» многим знакома, потому как в Советской России игральные карты продолжали выпускать, более того, их выпуск не прекращен и по сей день, правда, уже в Австрии.

Рассматривая портреты царя Алексея Михайловича, Тишайшего, образ которого в своем костюме воссоздавал Император Николай II, можно отметить лишь сходство узора и выбранной цветовой гаммы на опашне. При внимательном же рассмотрении карты червового короля, можно сказать, что образ на карте скорее собирательный, нежели точно повторяющий маскарадный костюм Николая II.
В колоде «Русский стиль» отсутствует карта, соответствующая образу Императрицы Александры Федоровны. Но есть карта, прототипом которой является старшая сестра Императрицы — Великая Княгиня Елизавета Федоровна.
Валет бубен: Великий князь Андрей Владимирович
Дама червей: Великая княжна Ксения Александровна
Дама треф: Великая княгиня Елизавета Федоровна
Дама пик: Княгиня Зинаида Юсупова
Дама бубен: Графиня Александра Толстая
Король треф: Граф Михаил Граббе
Король пик: Образ Ивана Грозного. Это единственная карта, на которой изображен не участник бала 1903 года. Образ короля пик списан с картины исторического живописца Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».
Король бубен: Действительный статский советник Николай Гартунг.

До сих пор не понятен замысел и идея подобного факта, поскольку картежная игра была не совсем тем мероприятием, который бы рекламировал и прославлял монархию, но то, что это было любимым времяпрепровождением и народа и знати, факт неоспоримый. Демократичность такого замысла была вероятно вызвана тем фактом, что любой человек, предприимчивый, грамотный, сообразуясь опыту, чину и мастерству власть имущих мог дослужиться до высших чинов, правильно и логически располагая делом, знанием, усердием и целью.
И конечно же. сам факт наличия данных сохранившихся костюмах в фонда х музеев Москвы, Оружейной палаты и Санкт Петербурга в Эрмитаже, дает нам шанс прикоснуться к истории глазами величайших просветителей того времени - монархии и аристократии российской, не смотря на идеологические установки на немецкий образ мышления и рода. Дела, беззаветное служение отчизне русской монархии просто потрясающее, гибнущее от вопиющего беззакония и национальной трагедии Руси...


Рецензии