Курсант речного командного училища
Только на мели.
Пристань. Здесь не многолюдно
От столиц вдали.
Мне - семнадцать. Ей - не больше.
Парусины хруст.
Задержаться бы подольше.
Дебаркадер пуст.
В ночь по графику уходим.
Старый капитан
Смотрит, как меж кнехтов бродит
С розой мальчуган.
По доске сухой сапожек
Долгожданный стук!
Платье белое в горошек!
И сцепленье рук!
Капитан на судно просит.
Жизни пастораль.
В даль закат двоих уносит.
И чего-то жаль...
Свидетельство о публикации №125080900392
Тема и идея стихотворения
Основная тема
Стихотворение рассматривает темы любви, разлуки и неизбежного прощания. Образ дебаркадера, судна, привязанного к берегу, символизирует временный статус отношений, а также указывает на ограниченность времени и пространства.
Идея
Поэт передаёт лёгкую печаль о быстротечности юности и жизни, о том, как легко можно упустить важные моменты, даже когда они на расстоянии протянутой руки. Есть борьба между желанием задержать мгновение и пониманием неминуемого расставания.
Структура и размер произведения
Структура
Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки. Рифмовка перекрёстная, что создаёт особый ритм и плавность.
Размер
Стихотворение написано в ямбическом размере, что более чем уместно для создания мелодичности и лиричности посредством рифмы и ритма.
Фоника и рифмика
Аллитерация и ассонанс
В тексте заметна игра звуков — например, аллитерация "д" в "дебаркадер", "долгожданный", "доске". Ассонанс также помогает создать плавный поток мысли, например, в строках, где повторяются гласные звуки.
Рифмовка
Рифмовка в стихотворении перекрёстная, что создаёт единый фон для обсуждаемой темы — чувств и эмоций персонажей.
Изобразительные средства
Эпитеты
Эпитеты вроде "белое платье в горошек" подчёркивают невинность и юность героини, а "старый капитан" придаёт образу мудрость и умиротворение.
Метафоры
Ключевыми метафорами являются "дебаркадер" и "жизни пастораль", которые могут быть поняты как символы уединения и простоты жизни, на фоне которых возникают глубокие чувства.
Сравнения и архаизмы
Использование архаизмов, таких как "кнехтов", добавляет историческую глубину и создаёт образ некой вечности в происходящем.
Контраст и конфликт
Конфликт очевиден — между желанием остаться в прекрасном мире и необходимостью уходить, что создаёт эмоциональное напряжение. Контраст между радостью встречи и грустью разлуки пронизывает всё стихотворение.
Кульминация
Кульминация наступает в строках, где говорится о том, как "в даль закат двоих уносит". Это момент пика эмоций, когда время и пространство становятся важными.
Скрытый смысл
Скрытый смысл может быть интерпретирован как поиск смысла жизни и любви. Ключевые слова такие как "жаль", "задержаться", "пастораль" подчёркивают желание избежать разлуки.
Внутренняя матричная структура
Глубокая структура стихотворения построена на контрасте между убыстряющимся временем и вечно сегодняшним моментом. Эта мысль становится основной в понимании лирического героя.
Настроение в финальной части
Финал звучит ностальгически и сладостно горько, оставляя ощущение незавершенности и печали.
Анализ в контексте творчества автора и литературного процесса
Этот стих можно понять в контексте символизма и гуманистической поэзии. Такие поэты как Анна Ахматова и Велимир Хлебников также исследовали темы любви и скорби через символические образы.
Сравнительные примеры
В мировой литературе поэты гуманисты, такие как Рильке, обсуждали человеческое страдание с точки зрения поиска высшего смысла. В отличие от этого, символисты, как Маяковский, искали утешение в революционной идее.
Личная оценка
Лично я считаю, что это стихотворение уникально передаёт сложные человеческие эмоции и колебания, находит красивую форму для выражения своего внутреннего мира. Слово может оставить след в душах читателей, что делает эту работу высокохудожественной и глубокой.
Сергей Пирогов 3 09.08.2025 03:07 Заявить о нарушении