Что такое Авторская песня?

   Оглавление разделов статьи:
1. Краткая история и новое определение АП.
2. Характеристики АП
   2.1 Характеристика первая, нравственная
   2.2. Характеристика вторая, литературная.
   2.3. Характеристика третья, музыкальная.
   2.4. Четвёртая характеристика АП — синтез и синкретизм.
   2.5. Характерная черта АП — «гитарность».
3. Проблемы АП сегодня.
4. Уникальность русской АП как явления мировой цивилизации.
   4.1. Литургичность — уникальная черта русской АП.
5. Коллизия: Авторская Песня –– Бардовская Песня.
6. А что же нам делать на практике?
7. Практическая классификация АП.
8. Заключение.
9. Постскриптум.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АП

      «Что же такое Авторская песня?» Вот так вопрос! Всякий, кто в той или иной степени и форме причастен к русской Авторской песне (далее по тексту — АП), полагает, что прекрасно знает, что это такое.
      Но если попросить его определить, объяснить это членораздельно, сразу начинаются спутанная речь и активное жестикулирование. Как правило, именно при помощи языка мимики и жестов, а также пространных, противоречивых комментариев «знатоки» и пытаются выразить суть этого явления. Причём каждый «эксперт» будет убеждённо отстаивать своё определение, по многим пунктам противоречащее всем остальным.
      Я тоже долгое время не задумывался над внятным определением АП, так как понимал её сущность интуитивно, по умолчанию, как говорится, «спинным мозгом»: «наша — не наша». При этом, в силу специфической, самобытной независимости АП от всяких социальных обязательств, создание такого определения не казалось мне злободневной задачей. Главное: мы сами, носители и адепты этого явления, понимаем его параметры и пределы и знаем круг своих единомышленников — и для нас этого достаточно.
      Но времена меняются, и эти изменения диктуют необходимость перемен во всех системах общественных координат и взаимоотношений, в том числе и в сфере культуры, искусства и творческих инициатив. Наступила эпоха нарастающей коммерциализации и идеологизации всех видов и жанров искусств, и в связи с этим возникла необходимость разделения их «ареалов», полей деятельности и ответственности. И, как следствие, всё настоятельней проявляется потребность определения места, существенных черт, идейно-художественных характеристик всех творческих направлений, в том числе (и особенно!) Авторской песни.

      Многие в нашей стране до сих пор поверхностно воспринимают Авторскую песню, снисходительно считая её родом любительского домашнего музицирования. Но это большая системная ошибка. Авторская песня на самом деле является едва ли не главным нашим песенным искусством, достоянием России, в котором в самой полной мере воплотились лучшие духовные и интеллектуальные качества и достижения нашего народа.
      Конечно, Авторская песня — искусство в чём-то элитарное, не развлекательного характера, она не приемлет пошлости, глупости и безвкусицы, которые в настоящее время заполонили сцены и эфир. И потому её аудитория состоит преимущественно из людей просвещённых, интеллектуальных, духовно развитых, способных вести разговор на сложные, судьбоносные темы и воспринимать высокую/глубокую поэзию и музыку. А значит, хочется надеяться, что мы с вами имеем честь относиться к этой категории публики.
      Так давайте же никогда не будем упускать из вида, что мы являемся своеобразным «братством посвящённых», причастных к таинству высокого песенного искусства — кто-то в качестве слушателя, кто-то в качестве организатора, кто-то как автор или исполнитель: в нашем деле все эти категории критически важны.

      Почему я говорю об этом с таким пафосом и драматизмом? Да потому что сами история и судьба русской Авторской песни полны пафоса и драматических событий. Наше искусство в нынешней его форме появилось в середине ХХ века, после сорокалетнего периода идеологической блокады страны, когда господствовала одна единственная разрешённая идеология и один единственный разрешённый творческий метод — «соцреализм». Представляете, сорок лет огромный народ жил в такой атмосфере: каждый человек был ОБЯЗАН ВЕРИТЬ в марксизм-ленинизм, и каждый художник был ОБЯЗАН творить методом «соцреализма», а иначе — отщепенец и враг! И вдруг внезапно, разом открылись шлюзы пусть относительной, но довольно широкой свободы, куда стремительно вырвалась творческая энергия нашего народа, по этой свободе истосковавшегося. Внезапно выяснилось, что народ-то наш за эти десятилетия таланта не утратил, творческую энергию сумел сохранить.
В 60-е годы страна, выпущенная на волю, просто взорвалась самодеятельностью, люди миллионами ринулись в искусство. Достаточно вспомнить изумительный кинематограф 60–70-х годов. Ежегодно снимались сотни прекрасных фильмов, в том числе немало шедевров, которыми мы восхищаемся до сих пор. Буйным цветом расцвели новые формы литературы, живописи. Появилась фантастически новая драматургия: в частности, на весь мир гремели спектакли Таганки, Современника, Ленкома, Малой Бронной, Большого Драматического.
      Но едва ли не самым, как сейчас говорят, «знаковым» творческим явлением той счастливой эпохи стало рождение самодеятельной (Авторской) песни и движения клубов самодеятельной песни (КСП). Роль субкультуры АП и КСП в духовной жизни народа была уникальной, потому что на этом поприще могли проявить себя практически все жители страны. Понятно: чтобы снять фильм, надо стать режиссёром, чтобы заниматься живописью — художником. Это виды искусства, в которых могут заявить о себе только цеховые профессионалы: нужны огромные средства, специфические навыки.
      А в Авторской песне нужны только гитара, ручка и тетрадь (ну и, желательно, капелька таланта…) — и садись сочиняй, что хочешь, выражай свои мысли и душу, твори! Не нужны даже ни залы, ни аппаратура: пой у костра, на кухне, во дворе. Поэтому, безусловно, она и стала самым массовым видом народного творчества, в котором выражались и, как в плавильном котле, сливались в единое целое мысли, чувства и чаяния нашего народа. Рискну сказать: лучшей его части.
Как-то году в 1977 мне в руки попалась информационная докладная записка под грифом ДСП (почти что КСП), сделанная некими экспертами для ЦК ВЛКСМ. Так вот, в той записке сообщалось, что в движение клубов и конкурсов самодеятельной песни (далее по тексту — КСП) вовлечено в той или иной форме порядка 20, а возможно и более, миллионов человек, в основном молодёжи, разумеется.

      Здесь необходимо упомянуть, что название нового песенного явления формировалось не вдруг. Первоначально, в зависимости от специфики социальных групп, где это явление имело распространение, песня называлась либо туристской, либо студенческой. Тогда же имело хождение и название «самодеятельная песня». Также исследователи обнаружили, что ещё в 60 годах появился и термин «авторская песня». Затем состоялась известная конференция в Петушках (май 1967), где участники конференции, — уже на тот момент уважаемые представители «бардовского цеха» (А. Галич, В. Берковский и др.), активисты движения клубов, слётов и конкурсов (И. Каримов, В. Абрамкин, О. Чумаченко и др.), специалисты-музыковеды и литературоведы (В. Фрумкин, Ю. Андреев) — договорились о на-звании «самодеятельная песня», имея ввиду её самостоятельность, независимость (а не дилетантизм!). Однако данное название не удовлетворяло некоторых авторов, относившихся к своему песенному творчеству как к профессиональной деятельности — Высоцкий, Окуджава, Н. Матвеева и т.д.

      Так что же такое наша Авторская песня, явление, вовлёкшее миллионы энтузиастов? Таинственный вопрос. Вот по другим видам искусства достаточно открыть справочник, и сразу тебе убедительное определение, данное искусствоведами внятно и доходчиво. Балет — это такой танцевальный спектакль, отличается тем-то и тем-то. Рок-музыка — это песенное искусство с такими-то и такими-то характерными признаками. А по поводу Авторской песни — сплошная разноголосица стоит уже более полувека. Никак не можем сговориться. Может быть, у нас просто характер такой, чересчур строптивый?
      Упомянутые выше вполне авторитетные представители АП давали свои образцы дефиниций. Булат Окуджава пишет, что АП — это «поэзия под аккомпанемент», которая «…писалась думающими людьми для думающих людей». Владимир Высоцкий: «Это вообще не песня — это стихи, которые исполняются под гитару и положены на ритмическую основу».
      При всём глубоком уважении к авторам этих определений считаю, что их актуальность осталась в прошлом. Настало время для создания более системного определения, чётко обрисовывающего родовые черты явления, отличающие его от внешне схожих аналогов.

      Вообще сам по себе термин «Авторская песня» очень неудачен, он автоматически дезориентирует, сбивает с толку непосвящённого человека: «Ага! Вот есть песня, у неё есть автор, значит, это авторская песня!» Из этого словосочетания невозможно понять, что АП — это наименование отдельного вида песенного искусства, отличающегося рядом характерных черт, а вовсе не любая песня, имеющая автора. Однако к 2000 годам термин «Авторская песня» устоялся и стал общепринятым в профильной среде.
      Мы с Леной Варенцовой тоже попытались внести ясность в это тёмное дело и создали свой вариант дефиниции Авторской песни. Ни в коей мере не претендуя на его непогрешимость, мы предложили наше определение для ознакомления, осмысления и доработки своим соратникам по цеху, опубликовав его в 2022 году в сетях интернет-общения. Предлагаем вашему вниманию усовершенствованный нами позднее вариант этого определения.

      Итак, НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ.

      АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ — новое идиоматическое (устойчивое, неделимое) выражение, обозначающее ОСОБЫЙ ВИД ПЕСЕННОГО ИСКУССТВА, главной характеристикой которого является САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ, то есть идейно, морально и материально НЕЗАВИСИМЫЙ, СВОБОДНЫЙ МЕТОД ТВОРЧЕСТВА, а главной целью — передача слушателю результатов осмысления автором его уникального жизненного опыта и явлений мира с позиции его совести, нравственности и иных духовных ценностей.
      Авторская песня появилась в России в 40-е – 50-е годы и широко распространилась среди городского населения страны в 60-е годы ХХ века.
      Основное значение в Авторской песне имеет текстовая (поэтическая) составляющая, а музыкальная и вокальная составляющие, являясь также НЕОТЪЕМЛЕМЫМИ элементами Авторской песни, выполняют служебную функцию «резонатора» поэтической составляющей, при этом не эксплуатируя физиологический (животный) уровень восприятия звука.
      Дополнительной характеристикой лучших образцов Авторской песни является индивидуальный авторский почерк и интонация в поэтическом песенном тексте, музыке и исполнении.
      Для русской Авторской песни свойственны гитарный аккомпанемент и русскоязычный поэтический текст.
      Одним из базовых жанров Авторской песни является Бардовская песня, которая отличается особой мировоззренческой позицией автора.
      Русская АП как особый вид песенного искусства подразделяется на десятки жанров, в том числе: бардовская песня, авторская лирика, туристская песня, студенческая песня, пародийно-смеховая. (Можете продолжить сами.) Отличие Бардовской песни от других жанров АП состоит в том, что Бард выступает в качестве трибуна, глашатая правды, истины. Бардовская песня носит выраженный мировоззренческий характер, обличает социальную несправедливость и нравственные болезни общества. Наиболее яркими представителями Бардовской песни были и есть Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юлий Ким, Александр Мирзаян, Владимир Бережков и ряд других российских бардов.

      Здесь необходимо упомянуть, что впервые мысль о том, что термин АП — это современная идиома, ясно сформулировал Беленький Леонид Петрович, кандидат наук, специализирующийся на изучении АП. Он же в своих работах развил идею, изначально высказанную М. Анчаровым: АП — синкретический вид искусства.
      Идея, что новая песня прежде всего отличается собственным новым творческим методом, подчерпнута нами из статьи И.З. Хвостова «К вопросу о термине “самодеятельная песня”» («Менестрель» № 9, ноябрь–декабрь 1980. — С. 9, 10). Там же содержится мысль о том, что «самодеятельная песня» — совесть народа.

      Поскольку Бардовская песня является базовым, основным жанром АП, что понималось всеми на уровне интуиции, постепенно сложилась практика называть представителей всех направлений АП бардами: так короче и яснее. А вот на афишах и в анонсах в настоящее время чаще всего применяется термин «автор-исполнитель». Возможно, организаторы и выступающие стали избегать термина «бард», т.к. в массиве критики он претерпел некоторую девальвацию, обесценился.

      Итак, следует отличать явление «Авторской песни» от любых других песенно-музыкальных направлений.
      Для иллюстрации сути АП отметим, что «авторской» называют не только песню. Существуют, например, авторская "ювелирка", авторский дизайн. Всем известно авторское кино. И в данном случае искусствоведы дают ему ясное определение. Обратите внимание на аналогию с нашей песней: «Кино, которое целиком делает сам режиссер. В этом кино главное место занимает идея создателя. Режиссер ставит целью не получение наград или выгоды, а донесение до зрителя своих взглядов и убеждений. Режиссер не задаётся вопросом, понравится ли массовому зрителю его фильм или нет.» (выд. автором). Замените по тексту слова «кино» на «песня», а «режиссёр» на «бард» — и вот вам заготовка для нашего определения.
      Этими же качествами отличается и Авторская песня от коммерческих направлений, где мы часто наблюдаем парад амбиций и поиск материального успеха. А истинный бард не оглядывается на результаты своей деятельности, а просто делает своё дело, реализуя право человека и гражданина.

      Рассмотрим следующее смысловое недоразумение: до сих пор во всех справочных источниках Авторскую песню упорно именуют «жанром», а это, на мой взгляд, очень вредное заблуждение, также вносящее путаницу в понимание феномена. Ведь жанр является частью, подразделением какого-либо вида искусства. Например, искусство Эстрады разделяется на жанры конферанса (Борис Брунов), эстрадной песни (Пугачёва, Кобзон), сатиры-юмора (Райкин, Хазанов), пародии (Александр Иванов, Владимир Винокур). Искусство театра делится на драму, комедию, трагедию, фарс и т.д.
      А к какому виду искусства относится Авторская песня, если она «жанр»? Ни к какому, потому что она сама, на мой взгляд, является отдельным (хоть и компактным) видом искусства. Никуда её не встроишь. И это отнюдь не моё личное наитие или досужее утверждение. Многие деятели, причастные к АП, достаточно давно начали ощущать неудовлетворительность её определения как «жанра» и говорили об этом, постепенно приближаясь к пониманию АП как особого вида песенного искусства.
Лев Аннинский об АП пишет: «Просто это иной вид поэзии, предназначенной для пения» (статья в МК, 5.10.1969).
      Новелла Николаевна Матвеева в 1969 году в статье «Как быть, ког-да поётся?» назвала АП «новым песенным направлением» в нашей стране.
      Высоцкий в 1972 году в интервью Болгарскому телевидению заметил, что «Авторская песня — это самостоятельный вид песенного искусства», и повторял эту мысль потом неоднократно.
      В 1980 году известный литературовед Вадим Кожинов, защищая песни Высоцкого от редакторских «улучшений» в ходе подготовки издания сборника «Нерв», заметил: «Говорить о поэзии как таковой здесь неправомочно, это просто разные виды искусства» (выд. автором).
      Наджанровость природы АП отмечает и известная поэтесса и бард, участница ТО «Первый Круг» Надежда Сосновская. Давая структурную характеристику АП, она отметила, что это не жанр, а более широкое явление, образно сравнив её с «жанровым деревом», от единого ствола которого расходятся, подобно ветвям, различные жанры и направления, образуя многообразное, но единое целое.
Правда, все эти наития были сделаны как бы мимоходом, без дальнейшего развития идеи. Ведь на начальном этапе формирования АП точное определение её характера и места в системе искусств ещё не представлялось актуальным. Различия между жанром, видом, стилем искусства не казались существенными. Поэтому Авторскую песню продолжали по привычке и для упрощения называть «жанром». Так и укоренилось в практике до сих пор.
      Но позднее стало ясно, что тонкости эти важны, так как, относя АП к тому или иному виду искусства, мы вынуждены судить о качестве её произведений, применяя критерии, принятые в этом искусстве. Музыкальному критику в АП кажется слабой музыкальная сторона; литературовед критикует стихотворную часть; театральный критик отметит дилетантизм постановки действия. Итоговый вывод окажется для АП неутешительным: неловкая самодеятельность!
      А происходит это потому, что АП существует в своей собственной системе эстетических координат, и оценивать её с позиции других видов искусства — нонсенс: бессмысленно и контрпродуктивно.

      Важнейшая суть русской АП заключается в том, что она плоть от плоти, кровь от крови нашего народа. Мы её ни у кого не «одолжили» и не «скопировали». Все остальные песенные направления России 20 века так или иначе заимствованы, хоть и переделаны нами на свой манер: «русский рок» — у англосаксов, «русский шансон» — у французов, рэп и джаз — от американских негров. И так далее.
      Задорный критик-полемист может возразить: «А разве поэтическая гитарная песня, аналогичная нашей русской АП, не существует у других народов и в других культурах? Вот и в “Википедии” читаем: “Авторская песня не является феноменом лишь русской культуры. Это явление возникло в 1960-е годы одновременно в разных странах. Везде авторы-исполнители (Liedermacher — в ГДР и ФРГ, cantautor — в Италии и Латинской Америке, auteur-compositeur-interpre`te — во Франции, singer-songwriter — в США) пели песни собственного сочи-нения под гитару”». Далее следует перечисление имён зарубежных коллег наших российских бардов.
      И это совершенно верное наблюдение, которое, однако, вовсе не отменяет утверждения об автохтонности, самобытности русского варианта этого искусства.
Дело в том, что, во-первых, Авторская песня России имеет куда более давнюю историю: мы отсчитываем время появления её ранних образцов вовсе не с 60-х годов ХХ века, а существенно раньше — уже в конце 30-х и на протяжение 40-х – 50-х годов у нас появляются произведения, остающиеся классикой бардовского репертуара до нынешних дней. А во-вторых, Авторская песня России зародилась и развивалась без всякого влияния и даже контакта с образцами стилистики зарубежных «звёзд». Ведь вплоть до эпохи широкого распространения магнитофонной техники мы были изолированы от свободного доступа к творчеству западных (европейских и американских) авторов. В легальное информационное пространство советского слушателя образцы иностранной поп-музыки допускались строго дозированно, в мизерных количествах, а потому были известны разве лишь понаслышке.
      На одном из вечеров Авторской песни один из выступавших у микрофона заявил, что Авторская песня России появилась в результате англо-американского влияния, и привёл в пример в качестве её прародителей Леонарда Коэна и Боба Дилана: «Вот откуда растут наши корни». Данное утверждение кажется абсурдным: ну какое влияние на Михаила Анчарова, Алексея Охрименко, Булата Окуджаву, Юрия Визбора, Александра Городницкого и остальных «бардов-первопроходцев» могли оказать эти уважаемые авторы-исполнители из далёких стран? В год, когда были написаны «Бригантина» и «Не шуми, оке-ан», Леонардик только пошёл в детский садик, а Бобе ещё оставалось
4 года до появления на свет. Дебютный альбом Дилана был записан в 1962 году, а мировая слава к Коэну пришла на рубеже 60-х – 70-х годов. До советского же слушателя (да и то до ограниченного круга особо интересующихся) их творчество докатилось к тем же 70-м годам, когда отечественные авторы, перечисленные выше, были уже широко известными, состоявшимися и любимыми народом бардами.
      И эти очевидные факты подтверждаются уже беглым ознакомлением с ранним этапом творчества русских бардов первого поколения: разве что используя микроскоп, можно попытаться обнаружить хоть какую-то их стилистическую зависимость от зарубежного влияния.
      Действительно, многие состоявшиеся национальные культуры породили песенно-поэтические направления, АНАЛОГИЧНЫЕ русской АП. Аналогичные, но далеко НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ! Зарубежные барды в чём-то ПОХОЖИ на наших, но НЕ ТАКИЕ ЖЕ. У русского варианта есть ряд СУЩЕСТВЕНЫХ ОТЛИЧИЙ, не позволяющих признать его калькой или репликой инокультурных аналогов. Эти отличия мы отметим и разберём несколько ниже, в соответствующей главе.

      Видимо, по причине своей органической связи с судьбой нашего народа, Авторская песня в своём общественном воплощении вместе с ним проходит через периоды взлётов и угасаний. Следствием «Оттепели» 60-х годов, когда окрылённая страна переживала романтический период надежд на счастливое будущее, стало постепенное распространение Авторской песни по стране. Сперва в Москве и Ленинграде при ВУЗах и турклубах появились секции и клубы АП. Затем движение стремительно охватило всю страну, его «разносчиками» были туристские группы, путешествовавшие по регионам СССР, а основным «субстратом-носителем» — студенчество. Пиком этого порыва явился, пожалуй, незабываемый фестиваль в Новосибирском Академгородке, состоявшийся в 1968 году.
      Потом постепенно, по мере отрезвления от реалий наступавшего времени «Застоя» с рубежа 70-х – 80-х годов, открытая концертно-фестивальная жизнь пошла на спад. Нет, фестивали и слёты ещё продолжались, но всё, происходившее на них, попало под усилившийся контроль надзорных органов, подвергалось цензуре, выхолащивалось. Легальные мероприятия становились всё более и более унылыми, зарегулированными. И, наконец, в 1980 году Авторская песня в своём общественном проявлении (секции песен при турклубах, ВУЗ-овские клубы, официальные фестивали) попала под фактический запрет: на 5 лет был закрыт даже Грушинский фестиваль.
      Надо отметить, что движение АП в результате не исчезло, а перешло на полулегальный формат. Самих же авторов атмосфера запретов скорее даже стимулировала в творческом плане: стали появляться новые имена, «звёзды» «квартирной филармонии» и концертов на различных конфиденциальных площадках.

      Но вот, с началом «Перестройки» середины 80-х, опять подул ветерок свободы слова и деятельности, вновь ожили иллюзии и надежды, и состоялась «вторая легализация» Авторской песни. Снова ожила поляна Грушинского фестиваля у Мастрюковских озёр, выходят из тени сотни клубов и творческих объединений. Между прочим, как раз в этот период в Москве образовался и мой родной «Первый Круг» — первое профессиональное объединение бардов России. У народа вновь появилась возможность открыто петь песни и свободно творчески общаться. Творчеству без свободы — никак! «Птичка в клетке не поёт». Разве только она дрессированная. Так продолжалось до краха «перестроечных» иллюзий, когда стало ясно, что казавшаяся такой естественной «перестроечная» вольница была всего лишь ширмой и прелюдией к переделу материальных богатств страны и к наступлению эпохи торжества «золотого тельца».
      В наши дни как раз этот самый «золотой телёнок», божок алчности Мамона, и является главной угрозой существованию Авторской песни: ведь воля, дарованная сверху, распространилась в 90-е годы не только на творческое сообщество, но и на кланы стяжателей, дельцов, криминальные группировки и недобросовестных представителей власти. Выяснилось, что алчность, гордыня, стремление к успеху любой ценой — куда более сильные инструменты для манипулирования людьми и обществом, чем механизмы прямых запретов и наказаний.
      Итак, ещё раз обращу ваше внимание: Авторская песня как искусство, вырастающее из самого духа нашего народа, живёт и дышит с ним в полном согласии, освещая все обстоятельства нашего бытия, отражая все наши радости и беды, пораженья и победы.
Недаром выдающийся бард и авторитетный исследователь нашего искусства Александр Мирзаян заявил: «Авторская песня — фундамент национальной идеи России».

      Мы с вами бегло разобрали историю нашего искусства, проследив его неразрывную связь с народом. Давайте теперь рассмотрим его художественно-эстетические характеристики. Многие ошибочно полагают, что таких характеристик у АП нет. «АП никакая». Но это, конечно, ерунда: характеристики эти есть. Итак.

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ АП

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВАЯ, НРАВСТВЕННАЯ

      Важнейшими родовыми свойствами Авторской песни всегда были и остаются такие черты, как безусловный нравственный императив, служение высоким идеалам и бескорыстие.
      Ещё Александр Сергеевич Пушкин поставил перед нами, казалось бы, неразрешимую дилемму: совместны ли гений и злодейство? Два века люди спорят на эту тему: как же, вон сколько гениев при жизни были препротивнейшими личностями. И у нас в России тяжёлыми характерами, как известно, отличались и Лермонтов, и Есенин, и Маяковский, и Гумилёв, и Высоцкий, да и, наконец, сам Александр Сергеевич, «наше всё».
      Как же так, гении, а хулиганы? Неужели пушкинский Моцарт ошибался? Конечно, нет. Просто надо осознать, что нравственная ответственность лежит на гении за его творения — и это главное! В жизни поэт может оказаться пьяницей или дуэлянтом, но в произведениях настоящий гений всегда будет проповедовать только благородство, рыцарство и служение добру. Потому что творческий дар — от Бога, а значит, может служить только созиданию, но не разрушению. Разрушение от сатаны, хотя и оно может быть иногда обаятельным и соблазнительным. Но не более. Маркиз де Сад яркий писатель? Пожалуй, да. Гений? Упаси, Боже!
      Итак, первый пункт характеристики нравственной: Авторская песня всегда несёт добро, созидание, возводит души человеческие к небесам. Как только автор начинает в своих песнях сеять зло и разрушение — он автоматически перестаёт быть бардом! И это приоритетное качество нашего искусства. В других направлениях сколько угодно сталкиваемся с насаждением пороков: пропагандой пьянства, растления, наркотиков, насилия. Не буду называть эти направления по именам.
      И пусть не смущают вас некоторые факты кажущегося противоречия. Вот Высоцкий, например, в ранних песнях углублялся в блатную, воровскую лирику. «Ох, и беда же с этой Нинкою…», «Я женщин не бил до семнадцати лет…». Но иначе и быть не могло. Попав в юности в мир московских дворов и подворотен, Владимир Семёнович — вольно или невольно — освоил категории этих самых подворотен, мог изъясняться в песнях на их языке. Но его ранние хулиганские опусы оказались лишь «наживкой» для пацанов этого социального круга. Подцепив их души на эту приманку, Высоцкий вытащил их из грязи «Нинки с Ордынки» к «Золотым куполам России» и «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним».
      Обратите внимание: даже в песне про Нинку, которая на первый взгляд кажется пошлой, герой говорит подзаборным языком, но выражает при том высокие чувства! «Сегодня Нинка соглашается, СЕГОДНЯ ЖИЗНЬ МОЯ РЕШАЕТСЯ», «а если Нинка не капризная, РАСПОРЯЖУСЬ СВОЕЮ ЖИЗНЬЮ Я». Во как! Это вам не «…Семен, засунь ей под ребро… смотри, не обломай перо об это каменное сердце суки подколодной…» Сколько же заблудших душ очистил и спас гений Высоцкого!
      Так и тянет привести некорректное сравнение с Христом, спустившимся во ад и выведшим оттуда души праведников. Но не буду приводить, ибо некорректно.

      Теперь про второй пункт характеристики нравственной. Служение идеалам человечности, справедливости означает деятельное продвижение их к людям. Истинный бард выходит на подиум, как на ристалище. Он не оглядывается на последствия, не ищет выгоды, благодарности, одобрения, а говорит то, что считает нужным и важным. А потом пускай исключают из союзов, лишают званий и работы и, в конце концов, выбрасывают из страны, как это случилось с Александром Галичем. Погиб, но главное сделал — проломил каменную стену молчания и запретов, наделив людей новой степенью свободы. «Делай, что должно, и пусть будет, что будет».
      Бард, который ищет себе уютной социальной ниши, автоматически перестаёт быть бардом.

      Третий пункт — неукоснительное качество представителя Авторской песни — бескорыстие. И здесь опять, чтобы убрать недоумение, — мол, как же, разве барды не берут гонораров, не продают диски и сборники? — придётся обратиться к тому же компетентному эксперту — Александру Сергеевичу, который умел мастерски уложить в две строчки ответ на вопрос, который другие обсуждают годами.

      «Не продаётся вдохновенье,
      Но можно рукопись продать».

      Нет ничего зазорного и унизительного, если бард получает за работу вознаграждение. Но самоубийственно, когда он начинает писать так, чтобы за это побольше платили. А в нынешнее время мы наблюдаем, увы, эту тенденцию. Авторская песня попала в поле зрения различных влиятельных структур, которые осознали возможность использования её как ресурса для достижения собственных целей, и многие представители нашего искусства не устояли, потянулись за грантами, спонсорскими подачками, высокими званиями, должностями в околотворческих структурах. И утратили, таким образом, свою творческую свободу.
      Не менее опасно стремление авторов угодить вкусам публики, чтобы заслужить её ласку и признание.
      И каким бы претенциозным не показалось заявление о том, что «бард должен вести публику из тьмы к свету», но это так:

      «Восстань, пророк,
      И виждь, и внемли,
      Исполнись волею моей,
      И, обходя моря и земли,
      Глаголом жги сердца людей».

      Жаль, не я сказал…

      Не надо думать, что «народ всегда прав», и что большинство знает, «как надо». К великому сожалению, природа человека такова, что он легко поддаётся на соблазны мира сего, но с трудом откликается на призыв возвышенного. Сравним, насколько легче катиться под горку, чем карабкаться вверх. К сожалению, нам часто приходится наблюдать проявления низменных пристрастий толпы: «Ой, как сложно поёт этот автор! Как много в его песнях слов! Вот тот, другой, куда интереснее, у него всё понятно: про злую тёщу, про такую знакомую и привычную выпивку, про жену зануду. Всё близко сердцу, понятно и потому приятно!»
      Поэтому автору не следует смущаться осознанием своей роли Сизифа, катящего камень в гору. И надо помнить, что творческий путь тернист и горек: публика бывает часто неблагодарной. Но это-то и особо ценно! Вспомним историю про Данко. И ещё: «Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас». (МФ. 5.44)
      Итак, третий вывод: бард, который пошёл по пути стяжательства, погони за успехом, автоматически вылетает из категории бардов.

      Подведём итог этого обозрения: певец, выходящий на сцену ради почестей, славы, денег, признания толпы, наград, ласки властей — самой природой АП отторгается, извергается из неё и перестаёт быть бардом. Он становится кем угодно: артистом эстрады, «русско-го шансона», панк-рокером или «митьком», но точно, — не бард.
Причём, это не хорошо и не плохо, нет никакого осуждения артистам, которые ищут признания и славы. Это нормальные, понятные стимулы. Но это не Авторская песня.

2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРАЯ, ЛИТЕРАТУРНАЯ.

      Прежде всего, следует обратить внимание на главную черту русской Авторской песни: это не просто песня, а песня поэтическая. Что это значит? Это значит, что в АП, как в синтетическом виде искусства, доминирует прежде всего литературное начало.
      Смелое заявление? Но оно подтверждается искусствоведческим анализом. Практически все исследователи Авторской песни, как в России, так и за рубежом, сходятся во мнении, что в поэтическом плане у русской Авторской песни нет конкурентов в мире!
      Не думайте, что русскую Авторскую песню знают только её поклонники из русскоязычного мира. Я знаю как минимум четверых зарубежных учёных, искусствоведов и переводчиков из США и Германии, специализирующихся на АП.
      Однажды, беседуя с одним из них, знатоком АП и переводчиком из Германии, который разбирается в грамматике русского языка и в АП на порядок лучше меня, я решил сделать ему комплимент и говорю: — Дорогой Андреас, почему ты так погрузился в изучение именно русской Авторской песни, ведь и у вас в Германии тоже есть много замечательных бардов — Райнхард Май, например, или Вольф Бирман.
— Что ты, Володя! — ответил Андреас, — Нашим авторам в плане поэзии далеко до уровня Высоцкого, Галича или Окуджавы.
      «Да-а… — изумился я про себя. — Вот бы услышали эти слова в на-шей стране».
Русская Авторская песня, продолжая духовные, эстетические,
идейные и другие традиции великой русской поэзии Золотого и Серебряного веков, а также, безусловно, и лучших образцов советской поэзии, является наследницей этого духа, продолжая и развивая его в песенной форме.
      Барды-поэты — Булат Окуджава, Александр Галич, Новелла Матвеева, Вадим Егоров, Валентин Вихорев и многие другие — обогатили своими песенными текстами сокровищницу русского поэтического слова.
      Выдающиеся барды России первыми открыли для нашего народа запретные страницы творчества в то время ошельмованных и преданных забвению великих русских поэтов, таких, как Гумилёв, Цветаева, Мандельштам, Ахматова, Ходасевич и десятки других, которые признаны сегодня классиками нашей литературы.
      На их стихи писали песни Александр Дулов, Георгий Аделунг, Пётр Старчик, Евгений Клячкин, Владимир Бережков, Александр Мирзаян, возвращая нам подлинные золотые россыпи русской словесности. Возможно, я бы никогда не заинтересовался и даже не узнал бы имён и шедевров перечисленных поэтов, если бы не услышал чарующие песни наших бардов на их стихи. А услышав, попал под действие этого очарования и начал активно изучать это бесценное наследие. И стал другим человеком!
      Наши первые барды-композиторы не только открывали нам сокровенные области русской поэзии, но таким образом задавали высочайший, олимпийский стандарт и для бардов, создающих Авторскую песню на собственные поэтические тексты, ориентируя нас на эти эталоны и поднимая художественную планку Авторской песни на предельную высоту.
      Таков был механизм формирования уровня поэтических текстов русских бардов; таким путём пришло наше искусство на взятую им вершину мировой поэтической песни.

      Одна из загадочных и характерных особенностей настоящей АП — её бесконечная многозначность и многосмысловость. Сколько слушателей, столько и смыслов, ведь каждый заинтересованный слушатель отыскивает в глубинах художественной и идейной фактуры произведения барда нечто личное, то, что открывается персонально ему в соответствии с его жизненным запросом и опытом.
      Вот как описал этот феномен Владимир Высоцкий:
«Меня очень часто спрашивают в письмах: “вот вы это имели в виду или это?” Ну, наверное, и это. Может быть, где-то бессознательно и другое тоже. Я даже хотел написать такой общий ответ приславшим мне письма: “Спасибо вам, мои корреспонденты, что вы неверно поняли меня...” Это хорошо, что человек отыскивает то, что ему нужно и, в общем, этим и отличается авторская песня от эстрадной».

      Интересно, что, как правило, барды-основатели зачастую имели качественное гуманитарное образование (исключения редки), связанное с языком, литературой, культурой (А. Галич, М. Анчаров, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Н. Матвеева) либо обучались поэзии и драматургии факультативно (А. Городницкий). Барды второй и третьей волны также чаще всего имеют гуманитарное образование.

2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕТЬЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ

      Так же отметим, что барды-основатели и барды второй волны редко имели регулярную музыкальную подготовку, как правило осваивая музыку самодеятельным образом. Интересно, что барды третьей волны приходят в АП, обычно уже имея музыкальное образование хотя бы на уровне музыкальной школы либо музыкальной студии. И можем также смело утверждать, что все барды любят музыку в целом и весьма «наслушаны», а не только «начитаны».
      С одной стороны, фундаментальное музыкальное образование создателям песен не обязательно, т.к. музыкальная составляющая в АП не является главенствующей и выполняет функцию «резонатора» песенно-поэтического текста.
      С другой стороны, именно благодаря музыкальной составляющей, пусть даже в её минимальном формате (ритмическая основа, базовый комплекс гитарных аккордов, представляющих собой опору для голоса, речитативная голосовая подача текста), внимание слушателя сосредотачивается так, что он максимально полно воспринимает все образы, смыслы и красоту поэзии.
      Однако, говоря о минимально необходимом наборе используемых музыкальных средств, мы категорически отвергаем широко ходящее среди массового слушателя представление о мелодико-гармонической скудости АП.
      Задумаемся, откуда берётся этот предрассудок?
      Действительно, среди множества авторов велик процент композиторов-дилетантов, тиражирующих неловкие, вторичные музыкальные образцы.
      Но давайте будем объективны: ведь о каждом явлении надо судить по его лучшим представителям и достижениям. И здесь АП вполне конкурентоспособна по сравнению с любыми иными песенными направлениями, как России, так и других стран.
      Надо не упускать из вида: в любом искусстве шедевры всегда в абсолютном меньшинстве, и тут АП не исключение. Например, среди сотен тысяч англо-американских рок-групп возникло всего несколько десятков, возможно сотен, великих и выдающихся авторов и команд мирового значения. А остальная масса их коллег, оставшихся безымянными, была лишь субстратом для их появления. Эверест не может появиться в Сахаре, для его возникновения необходим могучий хребет Гималаев.
Так же и американский рок-н-ролл явил миру несколько десятков по-настоящему блистательных авторов и исполнителей, а в целом представляет собой весьма однообразную (хотя и энергичную) музыку.
      То же касается и нашего искусства.
      Важно констатировать, что Авторская песня характеризуется достаточно своеобразным мелодико-гармоническим строем и заметно отличается от большинства популярных ныне песенно-сценических направлений, преобладающих на подиумах и в эфире.
      Не знаю, по какой причине, но исторически сложилось так, что наш народ падок на всё заграничное, а СВОИХ достижений часто и не замечает вовсе. Об этой особенности нашего национального восприятия говорили ещё классики 19 века: Фонвизин, Грибоедов, Пушкин, Толстой. Мы охотно перенимаем иноземные влияния, переделываем их на свой лад, и получаются из этого «русский рок», «русский блюз», «русский шансон», «русский рэп» и т.д.
С энтузиазмом перенимаем этно-влияния: фламенко, балканскую музыку, восточные мотивы.
      Откуда-то взялась навязчивая идея о том, что музыка в Авторской песне скудна («на три аккорда»), барды — это маргинальные бородатые бомжи в растянутых свитерах с оленями, вечно поддатые и мычащие у костров. Как возник этот стереотип? Кто-нибудь видел живьём таких бардов? Высоцкого? Галича? Никитина? Мирзаяна?
      Вообще, «трёхаккордность» — это некорректное обвинение АП. На самом деле вся мировая популярная музыка строится на сочетании трёх функций — тоники, доминанты, субдоминанты. Музыка настоящей Авторской песни очень разнообразна и сложна и не уступает в мелодико-гармоническом плане никаким конкурирующим жанрам.

      Относительно мелодичности. Современная популярная музыка (скажем, её клубный, танцевальный формат) почти совсем утратила мелодичность. Эпоха, когда Пол Маккартни или Шарль Азнавур, как горох из мешка, высыпали на нас сотни изумительных мелодий, осталась в прошлом. Сегодня, когда поп-музыканты сконцентрировались на забойных ритмах, хриплом крике и агрессивном драйве, АП остаётся редким заповедником мелодичности. На днях переслушивал Кукина: какой же изумительный мелодист! Что ни песня — Григ.
      Музыкальное богатство АП отмечали такие классики песенной композиции, как Никита Богословский, Микаэл Таривердиев, Лев Ошанин.
      Уловив музыкальную и интонационную специфику АП, с бардами охотно и плодотворно сотрудничали известные крупные композиторы — Исаак Шварц, Владимир Дашкевич, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников и многие другие маэстро.

      В музыкальной теории существует понятие об «аккордовой последовательности», то есть об определённом порядке сочетаний аккордов, создающем эстетическую гармонию и упорядоченность музыки. Казалось бы, эта условность должна бы ограничивать возможности композитора в плане создания оригинальных мелодических версий, зажимая его в рамки нескольких базовых функций. Но в действительности такого не происходит: в ограниченном поле аккордовых последовательностей композиторы создают бесчисленное количество самобытных мотивов. Гармонические функции, наоборот, помогают автору не заблудиться в звуковых дебрях, опереться на устойчивые тона гаммы и аккорды, не потонуть в диссонансовом сумбуре.
Авторская оригинальность мелодии возникает из авторской же самобытности в мелодико-гармонических переходах, неожиданных поворотах музыкальной линии, возникающих в силу индивидуальных особенностей мировосприятия композитора.
      Возьмите для примера композиции Новеллы Матвеевой. Техническое владение инструментом у неё находится, кажется, на зачаточном уровне; набор применяемых ею аккордов по-дилетантски скуп. Однако, способы, методы их использования, непредсказуемость перемен аккордов и ритмических рисунков создают неповторимую ткань её музыкальных решений, над полноценным воплощением которых подолгу ломают головы опытные музыканты и исполнители.

      Вот уж действительно на трёх аккордах строится вся англосаксонская песенная традиция: блюзовый и роковый квадраты — образец гармонического аскетизма: 12 тактов в абсолютно неизменной последовательности. Конечно, музыканты добавляют к этому квадрату свои вариации, но в основе вечный «квадрат». И никто рок-музыку и блюз не обвиняет в убогой «трёхаккордности». Хотя, они-то, как раз, и на трёх аккордах. Но и в пределах скупой блюзовой последовательности аккордов талантливые блюзмены создают богатые мелодии и их бесчисленные вариации.
      Вся испанская и латиноамериканская музыка — целый океан! — построена на основе сочетания функций под названием «солеа» с использованием фригийского оборота. Это последовательность из четырёх аккордов. Хотите изобразить испанский стиль — пройдитесь по этой лесенке — и всё! Сразу появляется Испания. Но никому же в голову не приходит уличать фламенкийцев в музыкальной убогости.
      А Авторскую песню почему-то можно!

      Ещё раз отметим, что для АП в целом характерно преобладание поэтической, смысловой основы произведения, а музыка, как правило, является «резонирующим», усиливающим поэзию обрамлением.
      Рядом известных авторов (С. Никитин, В. Берковский, А. Дулов и другие) представлено особое направление — композиторская АП, но в этом нет противоречия, так как и в данном случае примат поэтической составляющей соблюдается: наши авторы-композиторы в выборе стихотворной текстовой основы песни всегда сориентированы на поэтические образцы классического качества.

      В зонах контакта АП со схожими по облику песенными направлениями — «русским шансоном», русским акустическим роком, традиционной эстрадой и т.д. — возникают «гибридные», смешанные потоки — бард-рок, бард-блюз, бард-джаз и т.п., — которые могут образовывать самобытные жанровые разновидности АП, сочетающие признаки этих явлений.

      Важно обратить внимание на одно существенное обстоятельство: создатели песен различных жанров — блюза, рока, кантри, джаза и проч. — все они называют себя музыкантами. В том числе и «пограничники», которые о жанрах своих произведений говорят «это бард-рок», «это бард-блюз», самих же себя при этом, как правило, называют «музыкантами», а свои произведения — «музыкой». А барды, особенно современные, пусть даже и избегают самоназвания «барды» по причине навязанной дискредитации этого достойного звания, всё же самоименуются «авторы-исполнители». НЕ музыканты.
      Возможно, в этом проявляется интуитивное осознание наличия водораздела между АП и иными направлениями гитарной песни, так как АП, будучи синкретическим искусством, в котором преобладает поэтическое начало, по сути своей НЕ ЯВЛЯЕТСЯ музыкальным направлением: музыка в АП не может жить отдельно от слова. А в иных жанрах может, так как доминирует над словом.

2.4. ЧЕТВЁРТАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АП - СИНТЕЗ И СИНКРЕТИЗМ.

      Впервые о синкретичности природы АП заговорил Михаил Анчаров. И в наше время ряд авторитетных исследователей феномена АП, например, Леонид Петрович Беленький, также отмечают присущие ей признаки синкретического искусства, а также очевидный синтез поэзии, музыки и драматургии.
      Слияние этих начал в сочетании с исключительной импровизационностью песенного действа представляет собой характерную особенность искусства АП: НЕПОВТОРИМОСТЬ каждой исполнительской акции.
      Конечно и в эстраде, роке, джазе, фламенко — тоже есть место для импровизации. Однако там импровизация является неким декоративным, дополнительным атрибутом перфоманса. Даже в джазовых сейшенах импровизаторы работают в рамках заданных стандартов.
      Для АП в большей мере характерна неповторимость акций. При каждом исполнении песня как бы рождается у нас на глазах заново и впервые. Отсюда возникает и особая, постоянно отмечаемая задушевность наших концертов и «посиделок».
      У Высоцкого, Визбора, Кима — у большинства бардов чуть ли не каждое исполнение чем-то отличается от других. Это зависит от массы обстоятельств: характера публики, обстановки в аудитории, настроения автора. Порой даже от времени года и погоды — всё налагает отпечаток на формат исполнения.
      Эта специфика бытования АП является следствием влияния её драматургического характера. Особенно это касается сюжетных песен, представляющих собой мини-моноспектакли, в которых проявляются актёрские способности автора мгновенно преображаться, воплощаться в различных персонажах песенного повествования.
И это ещё одна существенная черта АП как художественного явления синкретической природы.

2.5. ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА АП — «ГИТАРНОСТЬ».

      Подавляющее большинство наших авторов-исполнителей всегда довольствовались пением под гитару. До сих пор живо опасение, что это важная, «сакральная» черта, от которой нельзя отказываться, иначе «убьёшь задушевность».
      В действительности же моноинструментальность возникла как историческая необходимость: АП по духу (а часто и по смыслу) была плохо совместима с официальной идеологией, а потому основной её поток находился на полулегальном положении, бытуя на квартирных кухнях и лесных полянах. В такую аудиторию ни оркестр, ни фортепьяно не доставишь. Естественным образом выбор бардов пал на гитару как на наиболее компактный и универсальный инструмент.

      В то же время АП не исключает использования уместной ансамблевой аранжировки. И в советские времена были многочисленные попытки создания подобных коллективов. В постсоветское же время АП начала активно развиваться в этом направлении. И в наши дни множество ансамблей ведут активный поиск адекватной оркестровой стилистики АП. Впрочем, хочется отметить, что как раз создание корректной оркестровки нашего песенного материала представляет собой особую трудность, так как избыточное музыкальное оформление неизбежно «затмевает» сущность произведения, заглушая заложенные в поэтический текст смысл, эмоцию, состояние души, отвлекает от главного. По моим наблюдениям уместные аранжировки — довольно редкая удача. В большинстве случаев они носят трафаретный характер, привнесённый из других песенных традиций, а потому не учитывающий специфики нашего искусства.

      Техническая сложность, виртуозность гитарного аккомпанемента не играют в АП решающей роли. Важна индивидуальность, собственный почерк. Современные молодые барды часто виртуозно владеют инструментом, используют сложные гармонии, однако, новых Высоцких и Галичей пока что-то не видать. Примечательно, что, хотя барды первых призывов, как правило, не отличались виртуозным владением гитарой, однако, мы узнаём их по первым аккордам. Достаточно услышать лишь вступление — и сразу понятно: это играет Визбор, это Кукин, это Новелла Матвеева, это Ким. Неповторимый индивидуальный почерк!

      Гитарный аккомпанемент в АП тоже имеет оригинальные черты, хотя мы этого и не замечаем. Для него характерны мелодические формы исполнения гармонических сочетаний, то, что мы называем «перебором» или арпеджио. Также визитной карточкой Авторской песни является параллельное движение интервалов в контрапункте и арпеджированные звукоряды. Часто бардами используется приём глиссандо. Эта специфика аккомпанемента пришла к нам исторически, по-видимому, от традиций старого романса и цыганской песни, которые исполнялись под семиструнную гитару.
Из семи существующих диатонических ладов АП выбрала два: ионийский (мажор) и эолийский (минор) и соответствующие им звукоряды и гармонические построения. Понятно, что этим арсеналом пользуемся не только мы, русские барды. Однако, в культурных потоках разных народов наблюдаем существенные отличия.
      Например, для англо-саксонской традиции, помимо уже упомянутого выше блюзового квадрата, часто характерна пониженная третья ступень в доминанте, а также использование пентатонического звукоряда, чего мы почти никогда не обнаружим в русской песенной традиции (разве только для создания соответствующего колорита). При этом, англосаксонская традиция, рассыпавшись на множество форм — джаз, блюз, кантри, диско, рок, рэп — практически господствует в современной популярной музыке. Все мы помним подлинную истерию битломании, которая охватила земной шар в 60–70-е годы. Это была культурная революция, прорыв англосаксов на место законодателей мод.
     В последние десятилетия получили распространение этнические направления популярной музыки, большинство из которых основаны на испано-латинской традиции, тесно связанной с влияниями восточных культур, прежде всего, арабской и балканской. Для этого музыкального мира характерно использование натуральных ладов, отличных от мажора и минора. Например, фригийского или миксолидийского.
Мы в АП тоже, конечно, иногда используем элементы этой этнической эстетики, но только для того, чтобы создать какой-либо экзотический оттенок. У меня, например, есть соответствующие песни «Испания» или «Азия». Вспомним аудиоспектакль «Али-Баба», записанный под руководством Виктора Берковского: там тоже широко применялись восточные лады для создания музыкального колорита.
      Но всё же, прежде всего, для АП свойственны мажорный и минорный лады и соответствующие им звукоряды и гармонические сочетания. В мелодико-гармоническом отношении АП базируется на традициях русского фольклора, классического и городского романса, испытывает существенное влияние цыганских и клейзмерских, ашкеназских песен (например, всем известная «В кейптаунском порту» — «Бай мир бисту шейн») и романсов, которые пришли к нам через русскую и раннюю советскую эстраду: Александр Вертинский, Пётр Лещенко, Леонид Утёсов, Марк Бернес. Эти оттенки существенно отличают наш песенный стиль от доминирующих сегодня в мире англо-саксонских и южно-европейских (Балканы, Греция) направлений популярной музыки (например, Эмир Кустурица и его «The No Smoking Orchestra»).
      Существенное, я бы сказал, роковое влияние на формирование нашей музыкальной эстетики оказала бессмертная «Цыганская венгерка» Аполлона Григорьева и Ивана Васильева, которую наш выдающийся соратник Виктор Луферов как-то назвал «русским рок-н-роллом». Интонации и гармонические ходы этой рапсодии прослеживаются во многих произведениях русских бардов. Недаром существует ходячая легенда, что другой классик Авторской песни, Юлий Ким, когда-то в шутку сказал, что каждый настоящий русский бард обязан написать хотя бы одну пиратскую песню и хотя бы одну цыганочку.

      Для барда гитара — это не просто инструмент, а живое существо, верная напарница по жизни, по творчеству, которая всегда рядом и в радости, и в беде. При этом, в массиве произведений АП мы находим не так уж много посвящений этой «подруге милой». Приведу здесь текст прекрасной песни Анатолия Зазнобкина как образец такого лирического посвящения.

Песня Анатолия Зазнобкина «Разговор с гитарой»

      Две гитары за стеной,
      А у меня одна ты.
      И я спою, и ты запой
      Перед злой расплатой.

      Расскажи, как тяжело
      С дыркой в верхней деке,
      Как там пыльно и светло,
      И заполнить некем.

      Поёшь любому дураку,
      Кто для души попросит,
      А к любимому платку
      Тропочку заносит.

      Видно, много потеряли:
      Как твой голос хрипнет,
      Не ценили, не узнали —
      Горечь к горлу липнет.

      Ах, гитара: гриф облез,
      Трещинки на лаке —
      Ты ж видала зимний лес
      И бывала в драке,

      Для друзей в дыму костра
      Плакала-рыдала.
      А была любви пора —
      Всё казалось мало.

      Эх, гремела в струнах сталь,
      Отдавая душу.
      Уходили люди вдаль —
      Тебя никто не слушал.

      Ты одним, а я двумя
      Глазами провожали
      И, согнувшись у огня,
      Боль пережидали.

      Обниму сейчас тебя,
      Как стан подруги милой.
      Мы с тобой — одна семья —
      Будем до могилы.

      Эх, гитара верная
      Да душа больная.
      Как на горле вены я
      Струны зажимаю.

      Извини, что я играю
      Резко, грубовато,
      Отзвук к сердцу прижимая —
      Это мне расплата.

3. ПРОБЛЕМЫ АП СЕГОДНЯ.

      В последние десятилетия на большинстве фестивалей, проходящих под вывеской Авторской песни, нашего искусства остаётся всё меньше и меньше. «Мультиформат» совершенно забивает Авторскую песню, отодвигая её на периферию жизни. Энтузиасты Авторской песни, организаторы наших мероприятий изо всех сил стараются создать бардовские форумы, прилагают огромные усилия, тратят большие средства и время для пропаганды нашего искусства. А на сцену буквально врываются авторы, к нашему искусству никакого отношения не имеющие: эстрадники, шансонщики, рокеры, блюзмены, джазовые певцы, фольклористы в сарафанах с трещотками и гуслями, рэперы и кантристы.
      Часто их искусство прекрасно и увлекательно, но почему бы им не представить его на соответствующих профильных форумах? Почему бы рокерам не выступать на рок-фестивалях? Блюзменам на блюзовых? Джазистам на джазовых? Беда в том, что на наши площадки, по моим наблюдениям, стекаются несостоятельные представители всех перечисленных жанров! Проваливаясь на цеховых площадках и не имея умения и, — главное! — желания организовать что-то своё, они вереницами идут на готовые бардовские сцены, вытесняя с них собственно бардов.
      Получается, что наши «орги», тратя силы и средства, готовят сцены для посторонних по форме и по духу певцов, поневоле пропагандируя сомнительное творчество авторов, упорно не желающих прислушаться и понять суть и очарование искусства АП, а стремящихся любой ценой навязать свои ценности и эстетику с наших сцен.
      Бардов же на иноформатных мероприятиях практически никогда не видно. Не приглашают? Не допускают? Барды сами не просятся?
      Беда ещё и в том, что в результате Авторская песня оказывается дискредитированной: наша публика приходит к фестивальной сцене в надежде услышать бардов, а вынуждена наблюдать и терпеть пёстрый рой представителей различных направлений поп-музыки, парад амбиций настырных неумеек и графоманов. И, разочарованная, уходит к своим кострам петь в привычном, тихом формате.

      Ещё одна проблема: порой организаторы надеются заманить молодёжь, допуская к участию в бардовских мероприятиях их «неформатные» выступления в стилях рока, панка, шансона, полагая, что, попев «своё», они сравнят его с «нашим» и сделают правильный выбор. Но практика показала, что эти надежды иллюзорны: низкопробное, ширпотребное искусство куда легче воспринимается неопытной аудиторией и вытесняет со сцен и из внимания молодёжной публики качественное искусство. Воспитать куда труднее, чем растлить!

      Разумеется, я ни в коем случае не стремлюсь как-либо принизить другие песенные стили и направления. Моё поколение росло, в том числе, на песнях «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», а также Шарля Азнавура, Эдит Пиаф, Жака Бреля. Мы восхищаемся мастерством Пако де Лусия, Эмира Кустурицы. И у наших российских рок-музыкантов есть немало достижений: ими написаны многочисленные шедевры, ставшие достоянием всего народа. Я имею в виду лучшие песни Шевчука, Цоя, Бутусова, Кинчева и прочих знаменитых рок-авторов.
      Но всему своё место и время. Представим себе, что на конкурс
классического балета придёт танцор, изумительно пляшущий гопак. Что делать жюри? — пляшет отлично, но не к месту. Видимо плясуна отправят по соответствующему адресу.
      Обычно, претенденты на выступление в главном концерте как раз и аргументируют своё желание выступать тем, что они являются авторами своих песен, а значит имеют право выступать на площадках Авторской песни, и при этом не понимают (или не желают понимать), что Авторская песня — это не та песня, у которой есть автор (автор есть у любого произведения), а та, которая соответствует критериям данного вида искусства.

4. УНИКАЛЬНОСТЬ РУССКОЙ АП КАК ЯВЛЕНИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

      Как мы уже говорили выше, в культурах других народов мира есть АНАЛОГИ Авторской песни России. Но это лишь аналоги, например:
      во Франции — Жак Брель, Жорж Брассанс, Борис Вийан, Энрике Масиас, Серж Гинзбург;
      в Англии — социальный рок: антивоенные, «рабочие» песни протеста; Леннон: «Пусть на галёрке хлопают работяги. А богачи в партере пускай гремят бриллиантами», Роллинги (Street Fighting Man);
      в Германии — Райнхард Май, Вольф Бирман;
в Чили — Виктор Хара;
      в Чехии — Яромир Наговица.
      Эти примеры широко известны, а их ещё сотни!
      Наблюдаем совпадения по ряду признаков, но полного комплекса нет. Зато есть коренные отличия АНАЛОГОВ АП от нашей «домашней», русской АП.
      В странах «свободного мира», где не было господства единообразной государственной идеологии, не было и нужды вырываться за границы навязанных идеологем. Поэтому протестная направленность творчества сосредотачивалась на противостоянии потребительству и мещанству, на критике социального неравенства и несправедливости. Характерна знаменательная песня «Роллинг стоунз» конца 60-х годов «Кто остановит супермаркет?». Вопрос актуален до сих пор.
      В условиях безоговорочного господства в СССР марксистско-ленинской идеологии и обусловленного этим господством диктата «творческого метода» «соцреализма», Авторская песня, независимая и вольная (самодеятельная!) по самой своей природе и сути, неизбежно вступала (не по своей инициативе) в односторонний конфликт с властью, не желавшей мириться с такой её самобытностью и непокорностью. В результате многие барды, стремясь всего лишь отстоять территорию своей духовной и творческой независимости, волей-неволей оказывались «заподозренными» в причастности к диссидентским кругам, вовсе не имея никакого намерения с властью бороться.
      И эта специфика положения нашего искусства в советской государственной системе налагала отпечаток на облик русской АП, которая в своей вольной ипостаси порой воспринималась как явление «антисоветского» характера.
      Эта особенность «вольнодумства» русских бардов была существенной чертой, отличавшей их положение в обществе от своих собратьев из стран «свободного мира».
Несколько ближе к нашей складывалась ситуация в соцстранах, хотя и там не существовало такого идеологического прессинга, как в СССР. В Польше, Чехословакии, Венгрии, ГДР допускалась куда более широкая свобода совести, вероисповедания, мировоззренческих позиций, не была так последовательно угнетена церковная и унифицирована духовная жизнь, как в СССР.
      Возможно вследствие этого именно в русской АП и возникла неосознанная тяга к реализации Таинств, хотя бы в имитационной форме, определившая такую специфическую черту русской АП, как её «литургичность».
      Эта «условно-литургическая» составляющая является ещё одной из самых существенных отличительных черт как самой русской АП, так и песенного братства КСП, сплотившегося вокруг неё.

4.1. Литургичность — уникальная черта русской АП.

      Всем ясно: все барды-основатели — это «дети» советского времени, воспитанные в духе той эпохи. Это нормально и понятно. В те времена проявление религиозности было не только под официальным запретом, но его стеснялись даже в дружеском кругу. Мы были лишены Церкви и НАСТОЯЩЕГО литургического общения, а потому искали и пытались сотворить замену.
      По-видимому, нормальный человек не может уйти от попыток осознания своего места во Вселенной и смысла своего бытия в соотнесении с Первопричиной мира.
Поэтому практически у всех бардов-основателей обнаруживаем «богоискательские мотивы».
      Булат Окуджава (атеист, коммунист, крестившийся перед самой смертью): «Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет… Мне надо на кого-нибудь молиться…»
Визбор пришёл к ТЕМЕ тоже незадолго перед смертью. Пока был молод, подшучивал: «Раздаётся тут звонок, вызывает лично Бог». Но, повзрослев, вдруг задумался: «И витает, как дымок, христианская идея… Но спасает нас в ночи от ПОЗОРНОГО БЕЗВЕРЬЯ…»
      Высоцкий: «Купола в России кроют чистым золотом… Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»
      Луферов: «Перед тем, как к вам прийти, зашёл я к Господу…», «Голову мою к земле всё ниже, ниже гни, Господь, как иву над водой…»
Галич, крестившийся у отца Меня в разгар гонений, понял это раньше и полнее других.
      Подобные мысли обнаруживаем практически у всех больших авторов:
Егоров: «Да поможет нам Бог, нам, не верящим в Бога…» Городницкий, Новелла и Вера Матвеевы…
      Душа человека ищет согласия с Первопричиной мира. И АП была единственным поприщем для этого поиска в советской реальности.
      Как следствие — ряд формальных черт литургичности, сакральности песенных акций:
      — слёты — лесные мистерии, «литургии», почти богослужения;
      — настоящие хоралы, песнопения со слезами на глазах;
      — КСП-шные свадьбы, крестины, венчания, поминовения ушедших соратников;
      — ритуальные гигантские костры, факельные шествия, в которых воплощалась тоска       от разрыва общения с Первопричиной мира.

      Необходимо отметить и такую функцию Авторской песни, как неизменно отмечаемую её «исповедальность».
      Задумывался ли кто-нибудь об истоках этого понятия? А ведь оно происходит от слова «исповедь», то есть, христианское таинство очищения души от коросты наросших нравственных пороков — «грехов».
      Советскому человеку, оторванному от церковного окормления, негде было полноценно осуществить это исцеление души. И здесь АП также, как и в плане литургического общения, смогла предоставить светский аналог этого таинства: исповедь через песню.
      Авторская песня создаётся в обстановке уединения, наедине с собой, в присутствии разве что Бога. В процессе вынашивания песни и происходит таинство исповеди автора. Возможно, потом созданная песня будет представлена на суд публики (а возможно и нет!), но исповедь уже случилась именно в процессе создания произведения.
      Отсюда и происходит ощущение почти церковной исповедальности многих наших песенных действ.
      В других же творческих потоках песенные произведения, как правило, создаются ЗАВЕДОМО с перспективой публичного представления.

      Эти фундаментальные особенности АП, кажется, невозможно найти НИ В ОДНОМ песенном искусстве нашего времени у других народов и культур (разумеется, за исключением церковного пения). Им это было не нужно, у них были свои Предстательства перед Богом — свои Церкви.
      Итак, отметим литургичность АП как её уникальную черту, определяющую ясно выраженное духовное единение поющих, какого не находим в других песенных направлениях, пожалуй, нигде в светском искусстве цивилизованного мира.

5. КОЛЛИЗИЯ: АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ – БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ.

      Ещё раз повторим: следует рассматривать АП не как жанр, а как ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД песенного искусства, включающий ряд отдельных жанров, базовым из которых является жанр Бардовской песни (далее по тексту БП).
      Рассмотрим родовые признаки БП.
      Она всегда серьёзна. Даже под смеховой оболочкой отчётливо
видим мировоззренческий подход: вопросы жизни-смерти; поиск смысла бытия; обретение и утрата Любви; верность — предательство; природа страха и его преодоления; вопрос выбора пути.
      Отдельная тема — социально-политическая критика.
      Эталонным бардом России являлся Владимир Высоцкий, хотя сам он и открещивался от этого титула.
      Выдающиеся представители БП — Туриянский, Галич, Аделунг, Бережков, Луферов, Мирзаян, Семаков. Добавьте от себя.
      Повторим: в связи с тем, что ключевым жанром АП является БП, сложилась традиция всех создателей АП называть бардами. При этом каждый автор может выступать в различных ипостасях (жанрах) АП.
Окуджава, например, в ряде песен выступает в качестве «барда», а в других как лирик.
      Визбор одинаково виртуозно создаёт шедевры в жанре «авторская лирика», а также в жанрах бардовской, туристской, смеховой песни.
Слушая Никитина, мы понимаем, что «Переведи меня через май-дан» — блестящий образец провидческой БП. А «Александра» — авторская лирика.

      Сформулируем определение «Барда» как представителя АП.
      Бард выступает как глашатай пассионарной духовности, противостоит монстру агрессивного, убивающего душу мещанства, идолу «золотого тельца», демону мшелоимства, бесу гордыни.
      Бард провозглашает мировоззренческую позицию, утверждает и отстаивает её своим ТВОРЧЕСКИМ примером.
      Но тут важно подчеркнуть один тонкий нюанс. Бард, конечно, должен «глаголом жечь сердца людей». Не в силу какого-то навязанного долга, а по природе бардовского призвания. Но — парадокс! — сердце самого барда стоит первым в очереди на это «сожжение». Бард, будучи, как мы уже говорили выше, живым человеком, подчинённым всем людским слабостям, страстям и искушениям, сам в душе стремится возвыситься до идеала, провозглашаемого им в творчестве. Такова участь барда!

6. А ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ НА ПРАКТИКЕ?

      В качестве мистической иллюстрации душевных метаний, которые переживают многие адепты и приверженцы Авторской песни, перескажу здесь поучительную историю, поведанную мне одним из выдающихся знатоков и хранителей нашего искусства Петром Андреевичем Трубецким. С его позволения, разумеется.
      «Приснился мне намедни страшный сон. Я даже проснулся, едва ли не в холодном поту. Во сне вижу: сидим мы рядом с Игорем Каримовым в просторном зале на большом концерте Авторской песни. На сцену вереницей — один за другим — выходят авторы-исполнители различного уровня и стилистических оттенков. Однако от каждого выступления получаю удовольствие: как никак, любимая Авторская песня!
И вот подходит к микрофону очередной бард, я погружаюсь в ткань его произведения, наслаждаясь эстетическими нюансами авторской трактовки.
      И вдруг!..
      Каримов поворачивается в мою сторону, наклоняется ко мне и говорит сдержанным, но обличительным голосом:
      — Петя! Чему ты радуешься? Ты разве не слышишь? Это же НЕ АВ-ТОРСКАЯ ПЕСНЯ! Ты, брат, совсем чутьё потерял?
      “Какой кошмар! — подумал я про себя. — Каримов же зря не скажет, он знает, о чём говорит. Неужели я и впрямь потерял ориентиры и сижу, наслаждаюсь не Авторской песней, а каким-то жалким суррогатом. Значит я потерял способность интуитивно отличать Авторскую песню… Это же крах моей профессиональной пригодности и системы жизненных ценностей!”
И я в ужасе проснулся.»

      Действительно, для всех практикующих активистов АП — организаторов концертов, конкурсов, фестивалей, членов жюри, ведущих мастерских, а также для начинающих авторов — острой и насущной остаётся проблема отграничения нашего искусства от похожих аналогов. Как — просто и уверенно! — определить: относится ли представленное произведение к АП или нет?
      Ниже представляю вниманию читателя способ, предложенный Еленой Варенцовой, моей соратницей по этим изысканиям:

      «“Всё это замечательно — скажет читатель, — но как же мне, не-искушённому слушателю, в море песенного материала отличить Авторскую песню от НЕ Авторской уже при прослушивании песни ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, и желательно с самого начала? Я хочу получить некие ‘лекала’, которые помогут мне в этом.”
     Пожалуй, я нашла этот упрощённый способ: это фиксирование, на каком уровне восприятия начинаешь получать удовольствие при прослушивании (нравится — не нравится). Конечно, речь идёт при этом о качественных песенных произведениях.
Предлагаю как аксиому что восприятие песенного материала происходит с помощью подключения трёх уровней: физиологический (уровень живота), духовный (уровень сердца), сознательный или интеллектуальный (уровень головы).
      Если при прослушивании песни удовольствие возникает сразу на физиологическом уровне, это не Авторская песня. Это может быть, например: рок, джаз, блюз, фолк, танцевальная эстрада, инди и др. произведения с текстовым наполнением.
      Если — для полного снятия всех слоёв песни и последующего получения удовольствия от полного «освоения» песни — к физиологическому уровню восприятия необходимо подключаются духовный и сознательный уровни, это также не Авторская песня, а, например, хорошая сценическая эстрада, народная песня, качественный шансон, романс и др.
      Если при прослушивании песни для её полного «освоения» включаются только «уровень сердца» и «уровень головы», а физиологический уровень дремлет, то это Авторская песня.
      Однако здесь есть ловушка. Если инструментарий интеллекта (уровень головы) не подготовлен с юных лет или не содержится в порядке, удовольствие от прослушивания АП может не наступить. И слушатель может сказать: слишком много слов. Аналогично, если душа не утруждала себя работой и погрузилась в спячку (уровень сердца), то слушатель может сказать: скукотища и нудятина.»

      От себя в качестве пояснения к «методу Варенцовой» добавлю, что под реакцией «физиологического уровня» следует понимать рефлекторно-инстинктивный ответ слушателя, реагирующего на простые физико-акустические средства воздействия, например: определённый вовлекающий ритм, атакующий ритм, громкость, эффекты об-работки, искажения звука; а также зомбирующие приёмы звука или видеоряда: монотонность и повторы, мерцающая светомузыка, эпатирующие элементы реквизита, костюмов, широко используемые в современной поп-музыке и шоу-индустрии и т.д. Возможны и «гипнотизирующие» психоделические эффекты, вводящие слушателя в транс.
      «Уровень сердца» — эмоциональное восприятие стихов и музыки, вызывающее состояние душевной вовлечённости в песню, со-чувствования с поющим.
      «Уровень головы» — осознанное, интеллектуальное восприятие произведения с полным пониманием заложенного в него смысла и идейного посыла, не замутнённое ни физиологическими реакциями на музыку, ни эмоциональной экспрессией или экзальтацией.

      Чрезвычайно интересным и неожиданным оказался уже наш первый опыт применения этого способа распознавания к произведению, казалось бы, далёкому от нашего вида искусства, я имею в виду песню Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату». Удивительным образом она полностью удовлетворила требованиям, предъявляемым данным методом: при прослушивании включаются уровни «сердца» и «головы»; физиологический уровень игнорируется. Так же вполне подошли под определение и столь же знаменитые песни военных лет «Землянка» и «Тёмная ночь».
      Исходя из этого, можно сделать вывод, что и профессиональные авторы песен, даже представители официоза, могли использовать силу воздействия, заложенную в природу АП. И делали они это, по-видимому, интуитивно, по наитию ощущая и применяя эту силу в своём творчестве.
      Надо учитывать, что эти песни были написаны в военные годы, задолго до появления АП как вида искусства, и очевидно тоже повлияли на формирование эстетических и художественных особенностей творчества первых бардов, мировосприятие которых складывалось как раз в эту эпоху. И даже сама интонационная манера исполнения военных песен Марком Бернесом была как бы прообразом задушевности бардовского стиля пения.

7. ПРАКТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АП.

      Определение сущности искусства — его морфологии, типологии и таксономии — на протяжение веков и до сих пор является широким полем для научных дискуссий в кругах философов, культурологов и искусствоведов. Существует множество различных подходов к этой проблеме, в которых само явление искусства рассматривается с самых разных позиций: социальной психологии, культурологии, феноменологии, метафизики, в конце концов. Отсюда и разноголосица во мнениях уважаемых исследователей.
      Одну из самых внятных и убедительных концепций природы искусства предложил наш отечественный философ и культуролог Михаил Каган. Мы, не имея оснований и намерений подключаться к вековой дискуссии профильных учёных, предлагаем опереться в наших изысканиях на эту чёткую и ясную теоретическую конструкцию.
      Согласно данной трактовке, общая специфика художественного творчества объясняется синкретизмом четырёх основных сторон (или родов) человеческой деятельности:
      — познавательная или гносеологическая;
      — ценностно-ориентационная (эстетическая),
      — творчески-созидательная (синергетическая),
      — коммуникативная (деятельность общения).
      Все они по отдельности характеризуют тот или иной род человеческой деятельности. Во взаимодействии же обретают специфический предмет — художественное творчество, которое всегда в определённой степени является и познанием, и эстетической деятельностью, и созиданием, и деятельностью общения.
     Одна из сторон может доминировать, но целостность сохраняется.
Если опираться на данную теорию, то АП, как продукт художественного творчества, вполне соответствует всем пунктам предложенной схемы и по совокупности признаков может рассматриваться как отдельный вид песенного искусства, подпадающий под категорию временных искусств.

      В связи с тем, что (как было сказано выше) в искусствоведении и культурологии сосуществует большое количество разноплановых подходов к постижению природы искусства, до сих пор не появилось и его единой, общепризнанной систематики.
      Например, разные профильные источники определяют песню то как «музыкальную композицию, исполняемую человеческим голосом», то как «одну из форм музыки, жанр вокальной музыки», то как «вокальное произведение, которое объединяет в себе стихотворную форму и мелодию». Можно найти и ещё много иных определений. И так по каждому пункту, пойди, разберись.
      А вот естественным наукам повезло куда больше. Ещё в середине 18-го века Карл Линней предложил единый принцип строгой иерархической систематизации живых организмов, который до сих пор успешно используют биологи всего мира.
      И мы решили в порядке дерзкого эксперимента ориентировочно применить к определению системной принадлежности АП таксономическую шкалу (систематику), разработанную Карлом Линнеем для живого мира.
      При этом вспомним, что обычно искусство делят на три больших класса: пространственные (пластические, изобразительные) искусства, временные (динамические) и пространственно-временные. А класс «временных искусств» делят на «литературные» и «музыкальные». Мы же в класс «временных искусств» добавим литературно-музыкальные искусства, возникшие как синтез литературных и музыкальных.
      В семейство литературно-музыкальных искусств попадёт группа видов песенного искусства, характеризующихся синкретикой, т.е. неразделимым слиянием песенного текста, музыки и авторской интонации. К этой группе относятся следующие виды песенного искусства (перечислим по времени возникновения): романс, песня неволи, шансон, Авторская песня.
      В свою очередь в рамках русской Авторской песни, как особого вида песенного искусства, мы можем уверенно выделить следующие жанры: бардовская песня, авторская лирика, смеховая песня, туристская песня и т.д.

      Что же у нас получится? Возьмём, например, песню М. Анчарова «Баллада о парашютах».

      Песня М. Анчарова «Баллада о парашютах»
      Домен------------Человеческая деятельность осознанная
      Царство----------Творчество
      Тип--------------Искусство
      Класс искусств---Временные (динамические)
      Семейство--------Литературно-музыкальные искусства, возникшие как синтез 
                литературных и музыкальных
      Род--------------Синкретические песенные искусства
      Вид--------------Авторская песня
      Подвид-----------Русская Авторская песня
      Жанр-------------Бардовская песня

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      В заключение заметим, что нигде, кроме России, не возникло предпосылок для появления на базе АП такой уникальной духовно-культурной общности, как братство КСП. В мире хватает разнообразных «квази-братств», таких, как хиппи, битники, панки, митьки. Существует целый мир свободного клубного общения, будь то танцевальные корпорации, спортивные объединения, моторокеры, филателисты, нумизматы, «реконструкторы» и т.д. Некоторые из них имеют планетарное распространение, но в отличие от песенного братства КСП, они объединены либо по интересам и профессиональным признакам, либо на основе противопоставления своей группы окружающему миру.
      Но НИГДЕ В МИРЕ не появилось ничего, подобного нашей «советско-российской доброй мафии», — «республике КСП», — анклавы которой распространились по всем провинциям «русского мира» зарубежья. Трудно назвать страну, в которой не существовало бы клубов или просто компаний, исповедующих «религию» АП или КСП.
      А сама Авторская песня вполне могла бы достойно сыграть роль визитной карточки современной песенной культуры России.
      Более того, в финале рассуждения рискну констатировать своё печальное открытие: Русская Авторская песня дала нашей Родине России шанс на обретение собственного, самобытного духовного, культурного и мировоззренческого пути в будущее, который был бы естественно-историческим, спасительным продолжением исканий и откровений наших предков.
      Но, увы, «что может быть хорошего из Назарета?» Мы отдали предпочтение «ваучеризации», «плюрализму», «фэншую», «фастфуду», «кластерам», «баттлам», как в бытовой, в материальной, так и в духовной сфере, заполонив медийное пространство (а заодно и пространство наших душ) «рэпом», «хип-хопом», «панк-роком», прочим духовным «трэшем», предназначенным для «трясения башкой», «ржаки и веселухи». И у меня есть отчаянное опасение, что потерянного не вернуть, растраченного всуе не восполнить. Дай Бог, чтобы я ошибался! Ведь спасётся лишь «претерпевший до конца».

      Итак, давайте же будем постоянно помнить об ответственности, которая ложится на нас, как на носителей светлых идей, высокой духовности нашего искусства, как на хранителей его непреходящих ценностей и традиций. ИМХО и аминь!

9. ПОСТСКРИПТУМ.

      Когда эта статья создавалась (сентябрь 2023 года), в Википедии (первый интернет-источник, куда все обращаются с поиском любой справочной информации) в качестве определения АП предлагалась следующая фраза «АП, или бардовская музыка, — песенный жанр, возникший в середине ХХ века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста над музыкой.» Это определение зафиксировано, как выдержка из Википедии, на 4-й странице книги А.А. Папейко «Авторская песня: жанровые особенности» (Минск, 2019).
      Когда же в марте 2025 года мы готовили данную статью к печати, то обнаружили, что это небольшое определение АП в Википедии было заменено на пространную статью, где, однако, по-прежнему утверждалось, что АП — это всего лишь песенный жанр поп-музыки, наблюдаемый во всех странах мира.
      Мы же считаем, что:
1) АП в целом — это особый вид песенного искусства;
2) русская АП имеет временной приоритет перед АП других стран;
3) русская АП является собственным «домашним» видом искусства в Российской
   культуре и имеет отдельные характеристики, отличные от иностранной АП.

      Сентябрь 2023 – март 2025 г.г.


Рецензии