Фонарь в тумане поэтическое размышление

В тумане мыслей — фонарь одинокий,
Он светит, но мир остаётся далекий.

Круг света — как знание: узок, хрупок,
За ним — догадки, сомненья и звук.

Мы видим лишь то, что в пределах круга,
А дальше — молчанье, догадка, наука.

И всё же идём, освещая дорогу,
Хоть истина прячется где-то за стогом.

Не в ясности — сила, не в свете — ответ,
А в том, что мы ищем, не зная предмет.

Фонарь — это разум, а туман — вселенная,
И в этом балансе — природа нетленная.


Рецензии
Вот когда пригодились бы противотуманные фары!

Диоген недаром жёг свой фонарь днём: это было указание на свет разума, мыслительный процесс, который доискивается глубинных взаимосвязей и резко обозначает противоречия.

Дмитрий Постниковъ   08.08.2025 11:59     Заявить о нарушении
От фонаря Диогена к фонарю Блока, "бессмысленному и тусклому свету": личный пессимизм поэта наложился на эпоху декаданса.

Дмитрий Постниковъ   08.08.2025 12:04   Заявить о нарушении
Цитата о «противотуманных фарах» звучит как ироничный, но точный комментарий к природе поэтического мышления. В условиях смыслового тумана — будь то эпоха, язык или внутреннее состояние — техника оказывается бессильной. Ни рациональные схемы, ни логические конструкции не способны прорезать ту зыбкую плотность, в которой рождается поэзия.

Противотуманные фары — это метафора желания ясности, но поэзия живёт не в ясности, а в напряжении между светом и тенью. И если у Диогена фонарь был символом разума, то у Блока — символом отчаяния. В эссе вроде бы, предлагается третий путь: свет как акт поиска, как интуитивное движение сквозь неопределённость.

Поэтическая прозорливость — это не знание, а чувствование. И в этом смысле, даже самый мощный прожектор не заменит внутреннего огня, который позволяет поэту идти вперёд, не видя дороги, но ощущая её.

Михаил Палецкий   08.08.2025 13:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.