Фантазия и афантазия 576

«Повторюсь в который раз
О фантазии сейчас.
Да и как не повторять?
Мир иначе не понять….»

О воображении, фантазии и афантазии... Теперь, когда выяснилось, что, оказывается, способность к воображению, фантазии, созданию образов - это важная составляющая качественной жизни человека, стоит остановиться на этом подробнее...

Итак, воображение начинает развиваться ещё в детстве. И если всё идёт без сбоев, оно продолжает развиваться и совершенствоваться всю жизнь. Помогая тем самым поддерживать сознание, ясность мысли, память человека на должном уровне. А иной раз, без уровней - достигая запредельных высот. Тогда это уже неординарный человек, как по образу жизни, так и в своей профессии и увлечениях...

Но сейчас о тех, у кого АФАНТАЗИЯ. Афантазия — это явление, при котором люди не способны к созданию образов в голове. У них как будто отключено воображение, поэтому они не могут мыслить визуальными категориями. Не так давно стали изучать подобное отклонение у небольшого количества людей.

Самое интересное, что географический (топографический) кретинизм, одно из проявлений людей с наличием афантазии.

«Примерно два человека из ста совсем не смогут «нарисовать» яблоко в мыслях: у них в голове просто будет пусто. Разумеется, они при этом знают, что такое яблоко и как оно выглядит, просто не могут «увидеть» его в мыслях. Такое явление называется афантазией. Людям с этим состоянием бывает трудно представлять лица, предметы или ситуации. Их воспоминания часто опираются на слова, а не на визуальные образы: они помнят, что произошло, но не могут проиграть у себя в голове визуальное воспоминание об этом событии».
 
По сути, люди с афантазией живут без воображения, создания образов, без фантазирования в целом. Они мыслят фактами. Просто списком фактов. Они живут здесь и сейчас. Им сложно представить что-либо в мыслях. Поэтому, они редко могут просчитать какую-либо ситуацию на шаг вперёд. Хотя бы на шаг...

Они не смогут представить, как и что будет развиваться дальше. Событийно. Также, учитывая их неспособность представлять, воображать, у них однозначно, большие проблемы с геометрией, рисованием, написанием сочинений, описанием физических процессов, природных процессов, с изучением географии (имеется в виду не тупое запоминание городов и стран).

Всё, что имеет отношение к творческому процессу, для них чуждо и непонятно. Ибо творчество опирается на фантазию, воображение и создание нового, отталкиваясь от того, что ещё не создано, но существует в визуальных образах. Таким людям крайне редко снятся сны. И они гордятся тем, что спят без снов: У меня здоровый, крепкий сон.

Они гордятся тем, что рациональные, приземлённые. Потому что им неведома другая сторона жизни. Они её просто никогда не знали...

Поэтому такие люди уничижительно отзываются о тех, у кого фантазия плещет через край, воображение зашкаливает, и творчество тоже. Для них это просто неуравновешенные люди с ненужным атавизмом.

Самое интересное, что людей с афантазией немного. Но жизненные принципы, которые им свойственны, очень удобны социуму. Поэтому такие люди очень даже вписываются в современность. Они очень удобны обществу. Потому что живут в рамках и правилах. Они управляемые. А люди с фантазией, воображением и творчеством - нет.

Можно ли считать человека с афантазией больным? Скорее всего, нет. Можно ли считать его ограниченным по своей природе? Скорее всего, да.

Есть  психологическая  градация людей, по принципам восприятия действительности. Визуалы, кинесеты (кинестеты), аудиалы и дигиталы.

Вот, дигиталы - это люди с афантазией. Им чужды все творческие, гуманитарные профессии, искусство и культура. И профессии, где необходимо воображение (например, как не покажется кому-то странным физика). Интеллект людей с афантазией похож на ИИ.

Чем? Они могут использовать только то, что уже существует. И из этого создавать "винегрет". Т.е. говоря словами классика: Из пьесы «Женитьба» Н. В. Гоголя (1809—1852), слова невесты Агафьи Тихоновны: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанное, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича— я бы тогда тотчас же решилась..."

Другими словами, как ИИ, человек с афантазией способен пользоваться только тем, что уже имеется. Создавая псевдоновое. В отличие от человека с развитым воображением, фантазией и умением создавать образы. Такие люди, через творчество способны создавать исключительно новое. То, чего раньше никогда не было.

 Можно ли о людях с афантазией сказать: Это биоробот? Пожалуй, нет. Но что-то в них есть такое... Ограниченное... Отсутствует то, что есть в человеке, когда у него присутствует развитое воображение...

Люди с афантазией не понимают и не признают того, что нельзя потрогать в реальности, увидеть своими глазами. Такие люди читают художественное произведение быстро и только один раз за всю жизнь.

- А я уже читал(а) эту книгу. Я помню сюжет и то, что там происходило.

Зачем перечитывать? Потому что они просто усвоили факты из художественной книги. Действительно, зачем их повторять?

 И вот, как жить, если по жизни встречаются человек с афантазией и с зашкаливающей фантазией? Поймут ли они друг друга? Будет ли им интересно друг с другом? Смогут ли они рассказать друг другу о мире, в котором живут, который, для них норма... а для второго - нет? Навряд ли...

Мир человека с развитым воображением и фантазией - безграничен. Мир человека с афантазией - строго ограничен. Как объяснить человеку, всю жизнь проживающему "в клетке", что такое свобода и полёт мысли? Никак...


P.S. «Книги бывают только бумажные. В них живут настоящие стихи. Всё остальное просто информация»


Это произведение включено в Книги «Планета Человека» ,  «Иные Хроники»  и  некоторые другие.

В этом тексте отразились  идеи,  слова и образы  произведённые Францем Наивом, Натальей Анатольевой, Иваном Дмитриевичем  и, может быть,  другими забытыми в суете наших дней авторами.

На все вопросы ответит  Литературный Агент: WhatsApp:  +79889744885  e-mail: enot-1917@mail.ru    Можно заказать и приобрести бумажные книги.

#планетачеловека


Рецензии