Пасхальный военный сценарий Два фронта для подрост

(по мотивам рассказов архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые; фотография со спектакля)
Действующие лица:
Настоятель
Послушник
Старец казначей
Женщина с авоськой
Алёша (настоятель в молодости);
Валентина – невеста Алёши;
Николай – друг Алёши, радист на войне;
Блаженная
Мама Алёши
Фёдор – рядовой солдат;
Павел –водитель механик;
Андрей –наводчик оператор;
Девушка Павла;
Медсестра;
Старушка;
Ангелы;


Сцена №1
Послушник (проводит экскурсию, говорит вдохновенно, проникновенно):
 Как я уже говорил, монах должен быть как птица Небесная. Он не сеет, не жнёт, а Сам Господь его питает. Монах не должен иметь попечение ни о чём земном, потому что главная его задача: Спасение, молитва за весь мир. В этом и заключается красота монашеского подвига.
На этом наша экскурсия закончена.
Женщина с авоськой (эмоционально): ах, как поучительно, спаси, Господи! А это вам. Сама пекла. (подаёт в пакете пироги, послушник благодарит, народ расходится, послушник присаживается на лавочку отдохнуть, только собирается перекусить, замечает старца казначея с большим мешком; послушник прячет пироги).
Старец казначей: опять бьёшь баклуши, богослов?
Послушник: да я только присел отдохнуть, рассказывал прихожанам о монастырской жизни.
Старец казначей: не велик подвиг языком трепать. Ты бы лучше время зря не тратил. Что касается растрат (достаёт блокнот). Ты опять нажёг мне электричества. итого 300 киловатт. Хоть электричество тебе отключай. У тебя в келье до утра свет не гаснет.
Послушник: да я речь для паломников готовлю…
Отец казначей: речь он готовит…а я как-то в окошко-то твой кельи заглянул. Вижу: спишь, книга на полу, а свет горит почём зря!   А это что у тебя за пакет?
Послушник: прихожанам экскурсия понравилась. Вот пожертвовали.
(Старец казначей придирчиво осматривает содержимое пакета, запихивает пироги в свой залатанный большой мешок).
Старец казначей: в трапезную отнесу лично.
Что за молодежь пошла.  Только и следи за вами, чтобы монастырское добро не разбазаривали и не лодырничали. Иди к настоятелю, он тебя звал. (уходит, ворча себе под нос и качая головой).

.
Сцена №2.
Послушник (выходит на сцену): Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
Настоятель: Аминь! (послушник входит к настоятелю).
Настоятель: Вот тебе, Георгий, новое послушание. Мне нужен личный секретарь. Зрение меня уже давно подводит. Да и правая  рука  уже не так слушается, как раньше.
Послушник: О чём будем писать, отче? (садится за стол, берёт ручку).
Настоятель (задумчиво): Меня часто спрашивали, как я смог выжить на войне. И почему после войны ушёл из мира в монастырь…
Послушник (с интересом): Я знаю, что вы прошли всю Великую Отечественную… как же это всё было, отче?
Настоятель (задумчиво): начало лета 41-го года… я тогда был так молод. И так хотелось жить и радоваться, любоваться Божьим миром…я до сих пор помню аромат нескошенной травы…в те далёкие времена я был влюблён и всерьёз собирался жениться. Невеста моя была самой красивой девушкой на селе. И это мне льстило. Дело шло к свадьбе. Но всё в один миг перевернулось…
Сцена №3.
(Советская деревня, сельсовет с Советским флагом. Молодой Алёша (будущий настоятель монастыря) идёт по деревне с небольшой сумкой за плечом, в руках у него букет ромашек, за забором его невеста Валентина сидит на лавочке, Валентина читает книгу).
Валентина (погружена в романтическое настроение):
…встав, на колени, он сказал,
   Руки моей слегка коснувшись:
   «Ты самый драгоценный дар,
     О, милая, меня послушай,
     Прошу, о будь моей женой,
    Дышу я только лишь тобой.

(заходит Алёша с букетом цветов, подаёт цветы Валентине, которая окрылённая, вскакивает со скамейки, смущенно отворачивается, прижимая цветы, Алеша берёт ее за руку, становится на колени, Валентина замирает в ожидании предложения руки и сердца).
Алёша: Валентина, я хотел с тобой поговорить уже давно, но не решался.
Валентина (в сторону): Ну, наконец-то!. (Алёше): Я тебя слушаю! Что ты хотел давно мне сказать?
Алёша: Валентина, мне нужно уехать, но обещаю тебе, что очень быстро вернусь. (Валентина выдергивает руку из Алёшиной руки, изумленно и расстроенно смотрит на молодого человека).
Валентина: Уехать?! Куда?! Ты же мне обещал сходить сегодня со мной на танцы!
Алеша: Валентина, ты не обижайся на меня, я быстро вернусь. Николай попросил съездить с ним по одному важному делу.
Валентина: Ах, Алеша, странный твой этот товарищ Николай! На танцы в клуб не ходит, в Сельсовете на собраниях не бывает! Да и на колхозном поле ни разу его не видела! (умоляюще) Может, не стоит тебе с ним ехать?!
Алёша: Нет, Валентина, я пообещал, а значит, слово свою сдержу. Вернусь скоро!
Валентина (начинает еще больше возмущаться): да я лично видела, как твой Николай после обеда с кухонного стола все крошечки до одной собрал, даже корочку с пола. Ржавый гаечный ключ у нашего дома лежал, он и это подобрал. Всё время что-то в свой мешок складывает. всё время что-то шепчет и креститься. Плюшкин он, твой Николай. Скряга и накопитель. Капиталист – одним словом. Разве это идеал настоящего советского человека?!
 Алёша: Не знаешь ты совсем Николая, Валентина. Он вовсе не такой! Он настоящий товарищ. В беде не бросит. Всегда подставит своё плечо.
Да и сейчас с собой зовёт не просто так. (выходит Николай с большим мешком за плечом).
Валентина: А вот и твой товарищ – лёгок на помине! Всё, Алёша, не хочу больше расстраиваться, мне пора. Буду дожидаться твоего возвращения (прощается и уходит).
Николай: Здравствуй, брат Алексей! Что-то Валентина даже не поздоровалась, убежала. Ну да ладно, храни её Господь!  Поторопимся с тобой, Алёша, до соседней деревни более пятнадцати вёрст надо преодолеть!
Алёша: Николай, к чему тебе такая большая поклажа? (указывает на мешок).
Николай: тут всё для дороги, смотри: укрытие от дождя, теплые вещи, если вдруг придётся в поле заночевать. ещё - спички, сухари, банка варенья, чай… (поочередно достает и показывает другу).
Алёша (перебивает его): Неужели ты думаешь, что нам все это пригодится?
Николай: а то как же, в дороге всякое может быть (деловито складывает все обратно в мешок).
Алёша: а что это у тебя в кармане?
Николай: старица просила ей ивовые веточки приносить! Вот у пруда наломал.
Алёша: Странная она, честное слово! (начинает сомневаться) Может, не стоит идти?
Николай: Не гневи Бога, Алёша, у тебя свадьба впереди. Благословение нужно взять.
Алёша: Всюду у тебя Бог и молитва, вот что ни спроси!
Николай (тихо): Без этого можно погибнуть, Алешенька. Вот слушай...
Старица, однажды, поучая, говорила глядя на меня,
Сердце человека твёрже камня, если в нём нет милости огня.
Если сердце Господа не знает, значит, там молитва не живёт.
Пламень чистый в сердце угасает, и душа становится, как лёд.
И потом сказала с тихой грустью, скорбных слёз не пряча, не тая,
Ты молись, прощай плохое людям, и Господь помилует тебя!
Алеша (тайком смахивает слезу): Ох, уж ладно, пошли!!

Сцена №4.
(Звучит спокойная музыка в русско-народном стиле, на кровати сидит блаженная, глазки её закрыты, благословляет Николая, гладит его по голове, вытирает слёзы, губы ее шепчут бесшумную молитву, она берет у Николая ивовые прутики, Николай уходит, входит несмело Алеша).
Блаженная: сам игумен ко мне пожаловал, проходи, батюшка наш родной!
Алёша: вы меня явно с кем-то перепутали! А я к вам с насущным вопросом: жениться вот хочу этим летом!
Блаженная: Жениться – не воды напиться. Война начнётся этим летом. Будет не до женитьбы! Смотри, Алёшенька, когда будешь на войне, а потом в монастыре, скорбей хлебнёшь. Но ты не унывай!
Алеша: какая война, какой монастырь?!! Полно вам, матушка.
Блаженная: Алешенька – будь любвеобильным! у тебя на роду написано – иеромонахом быть! (Алеша рассерженно машет рукой и вылетает из избы, блаженная перекрещивает его вслед).
Блаженная: Только вера в Бога и любовь способны уберечь от ужаса войны и самой смерти.
Аудиозапись Левитана о начале войны.


Сцена №5.
Послушник: Ничего себе…неисповедимы пути Господни…так вы ей не поверили…
Настоятель: не поверил… да и Николаю на обратном пути пришлось много упрёков от меня понести. Однако вскоре отношения с невестой вдруг как-то сами собой разладились, остыли, а потом и вовсе сошли на нет. Мы оба были даже рады этому… На сегодня, думаю, пока хватит. (стук в дверь).
За дверью: Молитвами святых отец наших…
Настоятель: заходи, брат! (заходит казначей).
Казначей: Батюшка, да как же это! Двор монастырский с утра не прибран.
Настоятель: Так пусть прибирают.
Казначей: так вот пришёл забрать у вас на послушание брата.
(послушник делает возмущенное лицо, ведь это не его послушание, но набирается сил и молчит).
Настоятель: иди, Георгий, выполняй послушание. (Казначей с сияющей улыбкой уходит).
Послушник: Батюшка, я же собирался сегодня на недельку уехать к родителям. Вы меня на прошлой неделе благословили.
Настоятель: Вечером и поедешь, когда управишься с послушанием. Вот тебе бумаги, получишь деньги у казначея, а теперь иди, брат. (благословляет. Послушник уходит со сцены).
Сцена №6.
(Монастырский двор, послушник подметает, мимо проходят женщины, которые были на экскурсии в 1-ой сцене).
Женщина с авоськой: ах, ангел, а не человек, ему бы перо в руках держать. А он –двор метет! Помоги ему, Господи! Смиренный! (часто крестится и уходит).
Послушник (продолжает рьяно подметать, он, насупившись молчит, включается аудиозапись его мыслей): Ну, ладно, отец Нафанаил!
Не в первый раз я вкушаю твои вредности! Какая моя очередь! да и послушание не моё! Будете проходить мимо меня на обед в братскую трапезную, то наверняка язвительно поинтересуетесь: «Ну как у тебя дела, Георгий?» И тут я отвечу — весело и беззаботно, как будто и не было этого унизительного послушания: «Лучше всех, отец Нафанаил! Вашими святыми молитвами!» И уж тут-то поймете, что меня так просто не сломить! (начинает радостно улыбаться, представляя эту картину, идет казначей, послушник еще больше улыбается, в ответ казначей тоже очень приветливо осклабливается и осеняет крестным знамением послушника, тот ему низко кланяется в ответ).
Казначей: Так значит: «Лучше всех, отец Нафанаил! Вашими святыми молитвами?!» (Послушник замирает, согнувшись, словно от радикулита. наконец решается поднять глаза на отца Нафанаила, в глазах послушника удивление).
Казначей: Смотри, Георгий, дерзость еще никого до добра не доводила! (уходит. послушник останется стоять, разинув рот, потом как будто что-то вспоминает, механически достает из кармана бумагу, которую ему дал настоятель для получения денег у казначея, бежит за ним).
Послушник: Отец Нафанаил, простите меня! Вот бумага на выдачу денег.
(Увидев бумагу, отец Нафанаил замирает, совершенно убитый, а потом с воплем валится на землю и, задрав к небу руки и ноги (при этом под подрясником обнаруживаются драные башмаки и синие выцветшие кальсоны), кричит во весь голос).
Казначей: Караул! Помогите! Грабят!!! (на крики прибегает толпа изумлённых людей, настоятель наблюдает за этой картиной из своего окна, видно, что он очень доволен).
Казначей: Деньги им давай! В отпуск хотят! Устали от монастыря! От Матери Божией устали! Грабят! Караул! Помогите!!!
(По бедному послушнику видно, что он даже присел от ужаса. Схватившись за голову, послушник опрометью убегает, казначей, довольный получившимся эффектом, уходит. на сцену опять выходит пришедший в себя послушник. Он, уставший, садится на скамейку, к нему подходит Настоятель, садится рядом).
Настоятель: Не унывай, Георгий! Вот на войне некогда было унывать.
Послушник: Батюшка, а что же было дальше? Расскажите ещё про войну и про то, как вы в монастырь пришли. А я потом самое главное запишу.
Настоятель: в июне 41-го всё и началось…Великая Отечественная война не случайно была названа Священной войной. Она началась в воскресенье — в День Всех святых, над Российской землей просиявших. И помощь Божия и заступничество Пресвятой Богородицы были с русским народом все эти страшные годы великой войны. Войны, в ходе которой решался вопрос существования русского народа. (Включается аудиозапись песни «Священная война»).
Сцена№ 7.
(Сцена сбора Солдатов на войну. На сцену выходит Алеша, он в форме офицера.
Мать Алеши благословляет его иконой Божией Матери).
Мать Алеши: Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице – Она тебе поможет! (обнимает сына и уходит, сын прячет икону на своей груди;



Сцена№ 8.
Офицер Алеша: Экипаж танка «Т-34» смирно. (солдаты выстраиваются перед своим командиром)
Офицер Алёша: Механик водитель-Смирнов.
(Павел делает шаг вперёд): здесь!
Офицер Алёша: Радист – Петров.
(Николай делает шаг вперёд): здесь!
Офицер Алёша: наводчик – оператор Степанов!
(Андрей делает шаг вперёд): здесь!
(Алёша замечает еще одного маленького, худенького солдата).
Офицер Алёша: а ты откуда взялся, тебя нет в моем списке!
Фёдор: Рядовой Никифоров к вашим услугам, прибыл вместе с остальным составом танка «Т-34».
Офицер Алёша: детям не место на войне. Срочно отправляться обратно в тыл!
Фёдор: Я уже почти совершеннолетний! Разрешите остаться, товарищ командир.
Офицер Алёша: отставить перечить командиру. Я сказал - домой шагом марш! (обращается к солдатам): проследите, чтобы отправлен был, куда следует.
Фёдор (распаляясь): Я воевать хочу вместе с остальными. Оставьте меня здесь, прошу! Мой отец и братья на войне сражаются, не жалея живота. Я тоже должен выполнить свой долг перед Родиной. А отправите домой, так я всё равно вернусь! Вместе с партизанами пойду воевать!
Офицер Алёша: Разговорчики в строю! Вольно. (кладёт руку на плечо юноши и говорит уже мягче): Хорошо, брат, оставайся. Даю тебе шанс проявить себя. Старшим над тобой будет радист Петров!
Радист Николай: Слушаюсь, товарищ командир!
Офицер Алеша: объявляю привал. (солдаты разжигают костёр, готовят еду, садятся вокруг костра и поют песню «Бьётся в тесной печурке огонь»).

Сцена №9.
(Звучит спокойная музыка в русско-народном стиле, на кровати сидит блаженная, она ломает поочередно ивовые прутики, губы ее шепчут беззвучно молитву, вся в слезах заходит мама Алёши, встаёт около неё на колени).
Блаженная: Знаю, знаю, милая, давно весточки от сына нет.
Мама Алёши: Жив ли он?
Блаженная: Не убивайся так милая, твоё материнское благословение и молитвы ко Пресвятой Богородице защищают его от смертоносного огня.
Жив наш Алёшенька. А ты продолжай молиться и не унывай! (мать Алёши кланяется и уходит).
Сцена №10.
(Выходит запыхавшийся почтальон).
Почтальон (отряхиваясь): Ох, братцы, долго же я до вас добирался.
  (Все окружают почтальона. Солдаты наперебой спрашивают с нетерпением: Мне есть письмо?  А мне?    Есть?   Разбираются письма. Павел говорит с тоской в сторону, что, наверное, опять ничего. Почтальон уходит.   Только один Павел продолжает стоять в нерешительности).   
Офицер Алёша (в сторону): письмо от матушки. Переживает, наверное, родная. А это что за письмо? (обращается к механику). Смирнов, это тебе! Чего не подходишь? (остальные солдаты посмеиваются над Смирновым).
Андрей: Да он заболел, товарищ командир! Страшной болезнью – любовь называется. (Павел вспыхивает, порывистым движением берет письмо).
Офицер Алёша: отставить шутки, даю время на прочтение писем – затем заканчиваем ремонт танка! И завтра – в путь!
 ( все читают свои письма и постепенно  уходят со сцены. Звучит музыка. Сцена затемняется. Создается эффект звездного неба.  На сцену  выходит  девушка.  Она стоит в глубине сцены.  На передний план выходит Павел с письмом в руках.  Письмо читается в виде диалога под музыку.)
Павел: Как больно, милая, как странно, сроднясь душой, сплетясь ветвями, как больно, милая, как странно, - раздваиваться под огнём. 
Девушка: Пока жива, с тобой я буду – душа и кровь неразделимы. Пока жива, с тобой я буду – любовь и смерть идут вдвоём. Ты понесешь с собой повсюду –ты понесешь с собой, любимый, -ты понесешь с собой повсюду
родную землю, милый дом. 
Павел: Но если мне укрыться нечем от горечи неисцелимой? Но если мне укрыться нечем от холода и темноты? 
Девушка: За расставаньем будет встреча, не забывай меня, любимый! За расставаньем будет встреча, вернёмся оба – я и ты. 
Павел: Но если я безвестно кану – короткий свет луча дневного, Но если я безвестно кану за звёздный пояс, млечный дым? 
Девушка: Я за тебя молиться стану, чтоб не забыл пути земного. Я за тебя молиться стану, чтоб ты вернулся невридим. 
(Они постепенно уходят  со  сцены  в  разные  стороны.  Музыка стихает. звучит сигнал на радиоприемнике, появляется радист.
Радист Николай: Товарищ, командир! (выходит Алёша).
Радист Николай: Товарищ, командир, немцы близко!
Офицер Алёша: Экипаж Т-34 – по местам!! (уходят со сцены).
(Звучит аудиозапись голоса Настоятеля): Война была такой чудовищной, такой страшной! Нам не повезло: наша техника сильно пострадала, а мы сами попали в окружение в лесу. Я был ранен. С трех сторон – немцы, с четвертой – вязкое болото…
(аудиозапись перестрелки, вдали слышен голос немецкой речи, на сцену выходят солдаты с оружием и офицер Алексей, у которого ранена рука, группа пытается отстреливаться из последних сил. Они стоят полукругом, лицом к невидимому противнику и спинами друг к другу).
Павел: Боеприпасы на исходе…
Андрей: Все, братцы, пропали мы, немцы уже нам в затылок дышат…
 Николай: Крепко молиться надо!
(Алеша с трудом достаёт икону Пресвятой Богородицы).
Алёша (с отчаянием): Богородица Дева, помоги!! Спаси нас!! Обещаю, что если мы выживем, то я уйду в монастырь!!! (еще выстрелы, на сцену выходит старушка).
Старушка: Что, заплутали, сынки? Пойдёмте, я вам тропочку покажу!
Старушка:
На лесной тропиночке путь вам всем откроется.
Чистою молитвою сердце успокоится!
(ведет всех за собой, они идут по сцене извилистой дорожкой).
Старушка: вот эта тропинка вас к своим приведет.
Алеша: Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!
(старушка поворачивается к Алеше).
Старушка:
Главная Заступница, Матушка Пречистая,
Ей и поклонитеся в благодарность низко вы.
Вы Её молитвами от беды схоронены,
Под Её Покровом вы. Всё Она устроила.
Старушка: а ты, Алешенька, понимаешь же, что должен не меня, грешную, а Пресвятую Богородицу благодарить! Она вас от смерти спасла.  (уходит, солдаты перекрещиваются, обнимают друг друга).
Николай: Товарищ командир, там женщина плачет…
Офицер Алёша: Тебе показалось, откуда тут женщине взяться?
(начинает звучать горестная музыка, похожая на плач).
Николай: Там туман клубится. А в тумане в нашу сторону идет женщина…её окружают…ангелы! А Она наклоняется над убитыми и плачет. Господи! Она похожа на Богородицу… Братцы!
(на сцену выходят ангелы, они несут большую икону Пресвятой Богородицы, ангелы делают несколько кругов с иконой, поднимают её всё выше. они танцуют грустный танец с прозрачной тканью, они накрывают сцену этой тканью, как саваном. читают стихи о том, что погибшие воины получили мученические венцы и бессмертие).
Сцена№10
(военный госпиталь, на кровати лежит раненый Алёша, рука его перебинтована, заходит медсестра).
Медсестра: Доброе утро! Как вы себя чувствуете?
Алёша: Спасибо, уже намного лучше.
Медсестра: Хирург достал пулю, рука постепенно будет заживать. Повязку нужно будет менять ежедневно (перебинтовывает руку, стук в дверь).
Медсестра: К вам посетитель. Попросила его подождать, пока я не закончу процедуру. (заходит Николай).
Николай: Рад тебя видеть в бодром здравии, Алёша. Наши бойцы спрашивали о тебе. Мы скучаем по своему боевому командиру. Я тебе газету принёс, чтобы ты не скучал.
Алёша: С удовольствием послушаю. Какие новости с фронта?
Николай (зачитывает газету): от советского информбюро – действие мощных танковых группировок советских войск привели к разгрому 50-ти лучших немецких дивизий и краху германского наступательного плана «Цитадель». Освобождены Орёл и Белгород, в Москве был дан первый за годы войны салют.
Алёша: Спасибо, Николай за радостные вести. Победа не за горами!
Сцена №11.
(настоятель и послушник):
Настоятель: Война закончилась, 6 мая, в день Святого Георгия Победоносца. Маршал, командовавший русской армией, тоже носил имя Георгий, Георгий Константинович Жуков. В тот год Пасха была поздняя, и дни Святого Христова Воскресения, дни победы жизни над смертью, тьмы над светом, правды над клеветой, добра над злом – эти святые дни Христовой победы совпали с победой Русского народа над фашизмом.
Послушник: Отче, а что было с вами и с остальными людьми дальше?
Настоятель: Я выполнил обещание, данное Пресвятой Богородице. И ушёл из мира в монастырь.
   Наш народ радовался одержанной победе. И эта радость чувствовалась везде.
Послушник: Отче, ваш рассказ переворачивает душу…я бы послушал ещё.
Настоятель: Дарю тебе икону Георгия Победоносца, твоего Небесного Покровителя! Чтобы ты тоже смог стать настоящим воином Христовым!  Будь мужественным, смиренным и терпеливым в любой ситуации, которую тебе Сам Господь даёт!
Послушник: Спаси Господи, отче! Хотелось бы мне иметь хоть каплю той силы, которая помогала вам, вашему другу Николаю и другим солдатам на войне. Батюшка, хотел спросить, а что стало с вашим другом Николаем после войны?
Настоятель: а ты еще не догадался, Георгий?
 (стук в дверь, заходит казначей).
Настоятель: а вот и он сам - мой боевой товарищ Николай. Ныне отец Нафанаил. (на лице послушника удивление).
Казначей: Молитвами Святых Отец Наших!.. Благословите забрать на послушание труженика. У нас там коровник надобно почистить…
(Послушник, прижимая к груди икону, говорит с готовностью): Благословите, батюшка. (быстро уходит).
Настоятель (вслед): Помоги, Господи!
Казначей: вот и стал наш богослов росточком меньше, а к Богу поближе!..
Настоятель
Сцена №12.
( Деревня, Сельсовет. Объявление диктором Левитаном окончание войны, далее радостный танец).
Сцена №14
(Пасхальная Служба в монастыре, нарядные люди молятся в храме, держат в руках свечи, звучит Пасхальный тропарь;)
Сцена №15.
(Послушник проводит экскурсию).
Послушник: Больше половины монахов монастыря   орденоносцы и ветераны Великой Отечественной войны. Они и по сей день продолжают борьбу с врагом – но уже с врагом невидимого фронта.
Послушник (обращается в зал): История, которую вы услышали, документальна, она произошла с реальными людьми. Эта история взята из рассказов знаменитой книги архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые Святые». (Все герои выходят на сцену и исполняют песню, посвященную Дню Победы).


Рецензии