Великий сын степи

  Абай Кунанбаев – выдающийся поэт, композитор, философ, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической литературы.

Время Абая – сложное и неспокойное. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, основоположником которой явился Абай Кунанбаев.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился в 1845 году в Семипалатинской области, среди голубых Чингисских гор, в семье главы рода Тобыкты. Акыны, сказители и родная бабушка воспитали в нем искреннюю любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию. От матери он унаследовал доброе сердце, в котором с каждым днем росло возмущение против насилия и зла.

Отданный отцом в Семипалатинское медресе, Абай, нарушая его суровые законы, стремится изучить русский язык. Всего лишь три месяца продолжалось его учение в русской приходской школе.

По настоянию отца тринадцатилетний Абай возвращается домой для участия в политической жизни Степи. Лишь через пятнадцать лет Абай снова приезжает в город, чтобы углубить свои знания и стать поборником справедливости, защитником бедных и угнетенных. Он жадно изучает произведения классиков русской и западноевропейской литературы, знакомится с передовыми русскими людьми, сосланными царским правительством в Семипалатинск.

  Изучение русской классической литературы идейно и художественно обогатило творчество казахского поэта, он органически впитывал в себя ее просветительские и эстетические идеи. Пушкин и Лермонтов, пожалуй, были самыми любимыми поэтами Абая.

Но вместе с тем, творчество Абая остается оригинальным, самобытным, он глубоко национальный поэт и философ. Предметом его поэтических описаний и философских рассуждений была жизнь казахского народа.

Великий сын казахского народа, Абай Кунанбаев, оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи и мудрые «Слова назидания» никогда не утратят своей силы и свежести.
 Абай остается вечно со своим народом в их сердцах!
А его песня "Козiмнiн карасы" давно стала хитом казахского народа.

 Стихи его переведены на русский язык и полны глубокого смысла. Вот одно из них:
               
   Холоден наш Ум наподобие льда,
   Горячее Сердце согреет всегда.
   Разумность и такт, прозорливость терпенья,
   В нас Воли рождает тугая узда.
   Держа в триединстве Ум, Сердце и Волю,
   Ты к цельности редкой придешь без труда.
   Но взяты поврозь, они будут ущербны, -
   Не славят явлений, где много вреда.
   Живу неспособный смеяться и плакать,
   Лишь с сердцем мятущимся, с коим – беда.
   Ум, Сердце и Воля – ничто друг без друга,
   А Знанье их суть пронесет сквозь года.


Рецензии