Босой Толстой
С Толстым Репина связывали многолетние дружеские отношения. Художник не раз гостил в его имении Ясная Поляна и много работал с натуры, оставив целую галерею портретов писателя. В 1891 году Репин исполнил этюд Толстого на молитве, стоящего по обыкновению в своем любимом кленовом лесу. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Толстой несколько раз позировал в саду. Характер портрета в определенной мере отражает духовные искания писателя: в то время он стремился к «опрощению», нередко занимался крестьянским трудом. Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями он не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Художник лишь по прошествии десяти лет закончил портрет, в котором передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. Вместе с тем мастера как всегда интересовала и пластическая выразительность внешнего облика Толстого. Жизненна его поза, характерен жест заложенных за пояс рук. При всей естественной простоте образ Толстого исполнен той значительности, к которой стремился художник. (И. Ш.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 62.
Свидетельство о публикации №125080407826