Неужто дорого так стоит эта вера?

"Бахаулла, один из выдающихся защитников Дела Баба, был арестован и, закованный в цепи, доставлен в Тегеран. Защищенный до известной степени собственной высокой репутацией и положением своей семьи, а также протестами, которые погромы баби вызвали у западных посольств, Бахаулла не был приговорен к смерти, как того требовали отдельные влиятельные фигуры при дворе шаха. Вместо этого Его бросили в пресловутую Сийах-Чаль, «Черную Яму», — глубокую, кишащую насекомыми подземную тюрьму, размещенную в одном из заброшенных подземных водохранилищ города. Против Него не было выдвинуто никакого обвинения, но Он и тридцать других баби были заключены, без права обжалования, в этой мрачной и зловонной яме, окруженные закоренелыми преступниками, многие из которых ожидали исполнения смертного приговора. Шея Бахауллы была закована в тяжелую цепь, настолько печально известную в уголовном мире, что она даже имела собственное имя. Отметины, оставленные цепью, сохранились на Его теле на всю жизнь. Расчет делался на то, что в таких условиях Он быстро умрет; когда же этого не произошло, Его попытались отравить. В конце жизни Бахаулла кратко описал Свои первые впечатления от условий в Сийах-Чаль: «На четыре месяца Нас поместили в невероятно отвратительное место... Тюрьма была окутана глубокой тьмой, нашими сокамерниками были около ста пятидесяти заключенных: воров, убийц и бандитов. Несмотря на то что она была переполнена, помимо того прохода, по коему Нас привели, другого не было. Ни одно перо не сможет описать сие место, ни один язык не сможет передать его омерзительного смрада. Большинство из сих людей не имели ни одежды, ни постели. Лишь Богу ведомо, что выпало Нам в сем мраке и зловонии!» "  (Бахаулла. Заявление Международного Сообщества Бахаи)

«Господь создал Меня не из глины, как других людей, а из иного вещества. Он даровал Мне нечто, чего вовек не постичь мудрецам и не познать правоверным... Я один из столпов, на которых покоится Изначальное Слово Господа. И кто признает Меня, тот познает, в чем истина и правда, и достигает того, в чем заключено благо и достоинство; а кто не признает Меня, тот отходит от истины и правды и склоняется к злому и недостойному. Я клянусь праведностью Твоей, о Боже, Господь всего творения, Повелитель всех миров! Если бы человек в этом мире воздвиг множество величественных сооружений и славил Бога чрез каждое свое благородное деяние, о коем знает Господь в своем всеведении, если бы он стремился достигнуть Божьего присутствия, но при этом в его сердце была бы хоть капля враждебности ко Мне, то все деяния его пропали бы впустую, и он лишился бы милостей Божьего благоволения, и обрушился бы на него гнев Господень, и он, несомненно, погиб бы. Ибо предопределил Господь, что все добро, что хранится в сокровищнице Его мудрости, постигается через повиновение Мне, а каждый грех, записываемый в Его Книгу, происходит из неповиновения Мне. Ныне с высоты Своей Я вижу, как те, что питают любовь ко Мне и следуют Моим заповедям, обретаются в Райских пределах, и как все недруги Мои ввергнуты в пучину огня адского. Жизнью Моей клянусь! Если бы не обязанность утвердить Дело Того, Кто есть Свидетельство Бога... Я никогда не открыл бы этого тебе... Все ключи от небес Господь по воле Своей вложил в Мою правую руку, а все ключи от ада - в Мою левую руку... Я есмь Исходная Точка, откуда вышло все созданное. Я есмь Лик Божий, Чья слава никогда не померкнет, Свет Божий, Чье сияние никогда не угаснет. Уделом тех, кто признает Меня, будут неустрашимость и все блага мира; тех же, кто не признает Меня, ожидают адский огонь и неисчислимые беды...» (Баб. Из послания Мухаммад-шаху)

«Вверся Богу, веруй в Него, молись Ему и постоянно призывай Его в мыслях. Воистину, Он обращает беду в облегчение, и скорбь в радость, и труд в совершенный покой. Воистину, Он над всякой вещью властен». (Бахаулла)

«А теперь я даю тебе заповедь, что будет заветом между тобой и Мной: уверуй; да будет вера твоя прочна, как скала, которую не сдвинуть ураганом, которую ничто не сокрушит, которая выстоит вопреки всему до самого конца… По вере твоей воздастся тебе силы и благословения. Такова мера, такова мера, такова мера…» (Абдул-Баха)

Вдруг на закате слаженно запел какой-то хор,
Захватывая души словно невод
И, окрыляя, устремлял их в небо,
Миря соперников, ведущих жаркий спор….

- "Кто так возвышенно поёт?*" - спросил прислугу шах,
Но слуги отчего-то засмущались...
"Что с вами, почему так растерялись
И неожиданно замедлили свой шаг?"

- Наш господин, ту песню заключенные поют, 
Они хотели изменить нам веру,
И мы предприняли, конечно, меры,
Сейчас в тюрьме они находят свой приют... 

- Да, что-то я сейчас припоминаю,
Их лидер – Баб себя Махди в письме** назвал…
Приказ был расстрелять его, труп сбросить в вал,
А кто сейчас их возглавляет я не знаю...

- Да, бывшего министра сын - Мирза Хусейн Али,
Они между собой зовут его Бахаулла,
О нём по всей округе только добрая молва
Посол вот даже из России*** за него просил...

"Взыскует Бога одного"... Как интересно,
Готов любые тяготы и беды претерпеть,
Согласен даже в мерзкой Сийах-чаль* сидеть,
А мы ему министра раньше предлагали место…

Неужто дорого так стоит эта вера,
Что он готов на заточенье обменять дворец?
Да, он, конечно, не убийца и подлец, 
Сослать его подальше для острастки и примера...

Платить подчас приходится за веру дорогую цену,
За ту любовь, что обещал Своим возлюбленным Творец,
Они за дар сей отдают покой и должность, и дворец,
Окажется в убытке тот, кто сей любви нашел замену...

*- В один из вечеров 1852 г. молодой шах Персии - Насир ад-Дин-шах (1831-1896) услышал песню-молитву, которую исполняли хором заключенные в тюрьме Сийах-чаль баби (последователи веры, основанной Бабом). Этой молитве научил их Бахаулла: «Взыскую Бога одного, Он Вседостаточен. Взыскую Бога одного, Он Вседостаточен. Кто имеет Веру, доверяй Ему, Кто имеет Веру, доверяй Ему, доверяй Ему.»
**- в послании Мухаммад-шаху Каджару (1810-1848) – отцу Насир ад-Дин-шаха.
***- посол Российской империи в Персии князь Дмитрий Иванович Долгоруков (1797-1867).

(Генцелев А.Н., 31 июля 2025 г.)


Рецензии