Ф. В. Гинзбург. Воспитание в средние века

              ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА.
В Болонье, Оксфорде, Париже профессора (и с ними иже...),
чтобы нести учения свет, создали университет.
В 12 веке все происходило и пользу большую тогда приносило.
Отметим, что при университетах четыре было факультета
и каждый выбрать мог практически -
что лучше: богословский, юридический,
а может медицинский, артистический...
Лишь две там формы обучения знали:
все диспуты, да лекции читали.
Теперь студентов так же  обучают:
 лишь лекции (все те же...) вам читают...
В 12-13 веках экономические связи расширяются,
феодальная замкнутость ослабляется, ремесла и торговля развиваются.
Крепнут элементы культуры светской,
что способствует появлению ереси "мерзкой".
В обществе постоянно растут примеры,
когда религиозные догмы не принимаются на веру,
и получает также и распространение
привычка подвергать большому их сомнению.
Религия нуждалась в философском подкреплении
канонов веры, их разумном объяснении,
чтобы поведать внятно, верить всем во что. Без этого религия - ничто!
И вот, чтоб попытаться примирить, к примеру,
Религию,  науку, разум, веру,
номинализма и реализма теории появились,
хотя между собой во взглядах расходились.
Приверженцы номинализма утверждали:
"Понятий нет, их просто так назвали.
И все они суть разума отвлечение"
А представители второго направления, 
реализма, порой наивно полагали,
что ранее вещей понятия существовали.
Вот так несходство объяснялось, схоластикой наука называлась.
Она развивала формально-логическое мышление,
вносила в религиозно-философскую мысль оживление.
Однако в дальнейшем, бесплодные умствования любя,
она постепенно изжила сама себя,
препятствуя дальнейшему движению вперед
и приучая к «зубрежке» народ.


Рецензии