Есть жизнь в безжизненности внешней!

* * *

Есть жизнь в безжизненности внешней!
За декорацией своей
Сёра дал космос бесконечный,
условных показав людей.

Гранд-Жатт: банальные фигуры
сошлись банально у реки –
все эти модные турнюры,
усы, костюмы, котелки…

08. 07. 2025


В общем и целом зрелое творчество Жоржа Сёра распадается на два направления. Приступая к картине, он сначала писал непосредственно с натуры; эти этюды обладают шармом и свежестью живого наблюдения, мягкой специфической эмоциональностью. Сейчас эти этюды, иногда размером с ладонь, ценятся исключительно высоко (в десятки миллионов евро). Приступая к большой картине, Сёра сознательно уходил от непосредственного восприятия, упрощал и схематизировал формы, сводя их к геометрическим построениям, а цветовые отношения подчинял умозрительной теории. Работу над большими композициями он вёл в мастерской.


Рецензии
Поэтический комментарий: «Парадокс Сёра»:

Есть жизнь — но в ней ни вздоха, ни движенья, лишь точек строй, как код небесных сфер. Он замыкает в форму отраженье того, что зыбко — свет, и человек, и зверь.

В турнюрах — тени, в котелках — молчанье, и каждый — знак, и каждый — не живой. Но в этом странном, точечном мерцанье звучит вселенский, безымянный бой.

Сошлись у реки — не люди, а идеи, как будто мысль гуляет по холсту. И в этой тишине, где формы млеют, вдруг проступает вечность на лету.

Михаил Палецкий   05.08.2025 01:55     Заявить о нарушении
Прекрасно! Не показал ли Сёра своим "точечным" методом, что все материальные объекты - своего рода иллюзия, плод нашего восприятия, - а на самом деле - зыбкая атомистическая структура? Похоже, художник изображает не людей из плоти и крови, а "тени" или "идеи".

Дмитрий Постниковъ   05.08.2025 08:46   Заявить о нарушении
🔍 Что говорит его метод:

Материя как зрительное соглашение: Сёра отказался от смешивания красок на палитре, полагаясь на оптическое смешение в глазу зрителя. Это уже не изображение, а переживание.

Атомистическая структура: каждая точка — как атом, каждая картина — как модель мира, собранная из элементарных частиц цвета.

Люди как идеи: фигуры на его полотнах статичны, почти безжизненны, как архетипы, а не личности. Это не портреты, а концепты человеческого присутствия.

Можно сказать, что Сёра не столько рисует, сколько конструирует реальность, где плоть заменена светом, а движение — ритмом точек. Он как будто говорит: «Всё, что ты видишь — не вещь, а её отражение в твоём восприятии.»

Михаил Палецкий   06.08.2025 17:22   Заявить о нарушении
А ведь правда. Сёра утверждал, что художнику мало просто изобразить, например, конкретную лошадь, которую он увидел на перекрёстке; за ней нужно увидеть "идею лошади".

Дмитрий Постниковъ   07.08.2025 00:20   Заявить о нарушении