Конвенция Монтре
Турецкая газета Turkiye пишет, со ссылкой на эксперта по международному праву Хакана Эркинера, что в случае если Трамп имел ввиду Черное море, когда говорил что разместит атомные подлодки "ближе к России", то в соответствии с конвенцией Монтре, он должен будет получить особое разрешение, так как конвенция не допускает там постоянного присутствия атомных подлодок.
Конвенция Монтре ограничивает пребывание кораблей нечерноморских государств в акватории Черного моря.
Конвенция Монтрё 1936 года — конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Чёрного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня — 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права
Конференция о режиме Черноморских проливов проходила 22 июня — 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии
. Конференция была созвана по предложению Турции в целях пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннской конференции 1922—1923 года. Италия отказалась от участия в конференции, так как страны-участницы поддержали международные санкции против Италии в связи с ситуацией в Эфиопии. На конференции в Монтрё Великобритания выступила с предложением уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы. В конечном итоге конференция не была сорвана и привела к выработке согласованных решений. 20 июля страны-участницы подписали новую конвенцию о режиме проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов.
Может ли Турция закрыть проливы?
Турция имела право закрыть проливы для всех иностранных военных кораблей во время войны или при угрозе агрессии. Кроме того, Турция имела право отказать в проходе торговым судам стран, находящихся с ней в состоянии войны.
Из-за войны России против Украины турецкое правительство, согласно международной Конвенции Монтрё о статусе проливов ограничило движение российских военных судов через два стратегически важных пролива между Средиземным и Черным морями. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, комментируя это решение, заявил: "В начале было российское вторжение .Но сейчас оно превратилось в войну".
Называть события в Украине войной - важно, потому что это позволяет Анкаре реализовать положения Конвенции Монтрё и заблокировать российским военным кораблям проход через Босфор и Дарданеллы в Черное море. Согласно международной конвенции, Турция как единственная сопредельная страна во время войны при определенных обстоятельствах сама может решать вопрос закрытия проливов. О решении Турции, по словам Чавушоглу, были предупреждены все страны, включая соседние и сопредельные.
Проливы Босфор и Дарданеллы соединяют через Мраморное море Эгейское и Черное моря. Этот 260 километровый водный корридор - единственный, соединяющий между собой Черное и Средиземное море. Транспортировка более трех миллионов баррелей нефти ежедневно осуществляет по этому морскому пути. По этому же маршруту осуществляется морская перевозка железа, стали и сельскохозяйственной продукции с побережья Черного моря в Европу.
В мирное время черноморские государства могут проводить через проливы свои военные суда любого класса при условии предварительного уведомления турецких властей. Для военных судов нечерноморских держав введены ограничения по классу и тоннажу. В военное время - если Турция участвует в войне или считает, что ей угрожает война - она имеет право запрещать проход через проливы любых военных судов.
После аннексии Крыма Россия имеет прямой доступ к Черному морю и это усугубляет ситуацию. Согласно статье 19 Конвенции Монтре существует исключение для всех сопредельных государств, которые могут фактически лишить Турцию права блокировать движение российских военных кораблей: "Военные корабли, державы, ведущей войну, могут вернуться на свои военные базы, неважно идет ли речь о Черном море или нет". Это означает, что Турция не может препятствовать российским военным кораблям вернуться на военные базы в порты, из которых они отправились в плавание.
Таким образом, например, корабли, которые зарегистрированы в портах Черного моря, но сейчас находятся в Средиземном море, могут войти в пролив, чтобы вернуться на свои базы. Это условие действует также для кораблей и флотилий, которые относятся к портам и военным базам в Средиземном море, Балтийском или Северном и хотят покинуть Черное море.
В Средиземном море находится единственная российская военно-морская база в сирийском Тартусе. В Балтийском море вблизи Калининграда дислоцируется Балтийский флот. У российского Северного флота есть несколько баз, из которых самая крупная и известная - в Мурманске. Официальное разрешение может ли корабль в военное время пользоваться проливом предоставляет IMO.
Свидетельство о публикации №125080306226