Русские трагики. Николай Россов
Человек очень литературно-одарённый,
Он написал и напечатал много статей,
Был ещё переводчиком, драматургом, и, конечно же, артистом.
При этом он был в полном смысле слова самоучкой,
Он стал единственным таким в мировой истории театра –
В роли Гамлета на профессиональной сцене дебютировал.
В своей жизни он сыграл на сцене тридцать две роли
И все они были исключительно в классическом репертуаре:
Отелло, Лир, Шейлок и Юлий Цезарь, Франц Моор
И было ещё много известных всем героев –
Ни одного современного персонажа Россов не сыграл!
Россов родился в Воронеже в бедной семье
И начал свою карьеру учеником в слесарной мастерской,
Но там он ремесло своё осваивал мало,
Большую часть времени произносил трагические монологи
И сочинения посвящённые театру изучал.
В какую-нибудь театральную школу мог он поступить,
Но такие мысли будущий актёр категорически отвергал –
Он ненавидел учёбу в виде всевозможных школ –
Не имеют теории поэзия, сцена и литературный дар!
И это убеждение он пронёс через всю свою жизнь.
Между тем, он бесконечно исполнял трагические монологи
И это очень сильно раздражало его хозяина.
Однажды он ударил подмастерье головою о верстак –
В результате Россов получил падучую болезнь
И началось у него ещё расстройство речи,
Эпилепсия потом прошла, но заикание осталось.
Из мастерской пришлось уйти, он стал писцом в управе,
Но продолжал мечтать о театральной сцене.
Денег накопив с трудом, в Москву он едет,
Там он пытался поступить к Лентовскому в театр,
Но маленькие роли играть он не хотел –
Он хочет дебютировать в «Гамлете» Шекспира!
И, конечно же, не приняли его в театр.
Тогда он поступил в общество искусства и литературы,
Один из руководителей новичку покровительствовать стал –
К ролям Гамлета и Акосты хотел его Федотов подготовить,
Но строптивого ученика через несколько месяцев прогнал –
Никакого театрального обучения тот не признавал.
Он искренне верил только в наитие.
В Обществе старались понять законы перевоплощения,
Подчинить актёров законам сценического ансамбля,
А Россов пытался всем доказать обратное:
Искусство – это чудесный дар природы
И неподвластно оно никаким законам,
Кроме тех, которые хранятся в душе художника,
Но невозможно познать эти законы,
Искусство вовсе не отражает жизнь,
Оно не вмешивается в неё, оно стоит над жизнью…
Но приняли его в один из первых в Москве частных театров –
Он должен был играть там выходные роли,
Но их играть нервный человек не смог
И перевели его тогда в бессловесные статисты.
Свои будущие роли Россов репетировал в театре по ночам:
Он выходил на сцену и мелодичным голосом читал,
И не было в его голосе никакого заикания…
Россов понимал – в Москве в театре ему не пробиться
И тогда в Пензу юноша отправиться решил.
Туда приехал он глухою зимней ночью,
На нём лишь лёгкое пальто, в кармане два рубля
И не хотели его в гостиницы пускать,
Думали – жулик, а может, просто пьян…
Наконец, смилостивились, в одну пустили
И Россов всю ночь за столом сидел –
Он сочинял письмо к антрепренёру.
Арендатор театра был большим любителем искусства,
Он был готов открывать и поддерживать таланты,
К тому же, дела в его театре шли очень скверно,
Публика театр почти что не посещала,
И он решил рискнуть: провалиться актёр – это его дело…
Через два дня Россов играл в театре Гамлета –
После спектакля со сцены унесли его на руках…
Слух о невероятном дебюте распространился по России,
Неведомый дебютант начал получать лестные предложения
В качестве гастролёра быстро утвердился
И появлялся на сцене даже в Петербурге.
Рецензенты соглашались, что у Россова есть талант,
Но этот талант далеко ещё не обработан
И требует для своего развития много энергии и труда…
После успеха в провинции он приехал в Петербург,
Но отзывы столичных критиков восторженными не были –
Игра артиста, в целом, им не понравилась…
После неудачи Россов вновь странствовал в провинции,
Пока что антрепренёры его охотно приглашали,
А рецензенты по-прежнему хвалили,
Но тревожные нотки слышались в критических статьях…
Годы шли, и критика становилась всё более суровой:
В его игре было много души и искреннего увлечения,
Но мало техники, голос порою был не слышен.
Свой дилетантизм Россов в принцип возводил,
Конечно же, он свои будущие роли обдумывал,
Заботился о глубине их понимания,
Он любил своих героев и по нескольку лет готовил роли.
Артист выходил на сцену, чтобы поделиться своими раздумьями:
О жизни и смерти, о добре и зле, коварстве и любви,
Его занимали глобальные общечеловеческие проблемы
И поэтому отвергал современную драматургию –
Пьесы современных авторов настоящим искусством не считал…
Свидетельство о публикации №125080202256