Русские трагики. Павел Самойлов

Павел Самойлов был не в полной мере трагиком,
Конечно, он играл и Гамлета, И Фердинанда, и Акосту,
Но среди лучших его ролей Освальд, Астров и Треплев,
И дело здесь не только в репертуаре Павла,
Но и ещё в подходе артиста к ролям.
До этого и Дальский, и Адельгеймы поэтизировали героизм,
А теперь это поэтизацией слабости сменилось.
Павла Самойлова называли неврастеником –
Он был представителем нового сценического амплуа,
Его герои болезненно, истерично реагировали на несправедливость.
Актёры этого типа утвердились в конце девятнадцатого века –
Это было проявление социальной и культурной тенденции времени.
Павел Самойлов, как и многие актёры, был гастролёром
И тоже специального образования не получил,
Хоть появился в театральной семье на свет:
Дед Павла был известным оперным певцом,
Отец славился как мастер создания разных характеров,
На сцене служили тётки Павла, и брат актёром был.
Но, почему-то, не хотел отец, чтоб сын актёром стал,
Хоть были у Павла несомненные художественные задатки:
На рояле импровизировал, не зная нот,
И хорошо рисовал, преимущественно пейзажи.
Критики писали тогда об одной из его выставок,
Что как художник он бесспорно талантлив,
Его пейзажи просты, искренне и характерны.
Художник чувствует характер светотени и краски,
А это не всегда удаётся даже заправским пейзажистам…
В зрелые годы Самойлов постоянно выставлялся –
В тех городах, где его гастроли проходили.
Павел стал актёром лишь после смерти своего отца –
Вступил в труппу для гастролей по России,
Но под знаменитой фамилией отца не решился выступать –
На сцену вышел под фамилией матери – Споров.
После гастролей поступил в нижегородский ярморочный театр
И выступал и в опереттах, и в драматических спектаклях.
Постепенно в провинциальных труппах он стал выдвигаться,
В начале девяностых работал в Москве –
Выступал в лучшем тогда частном театре Корша,
А дальше – театры Казани, Саратова, Ростова-на-Дону…
Определить Самойлова, как героя, очень сложно –
Для его игры был характерен душевный надрыв и мягкие тона.
С некоторым удивлением критики писали об его игре –
Он на сцене говорит, совсем как в жизни,
Он поражал их небывалой простотой сценической игры,
Но сила его темперамента, впечатлительность были сильны,
С ним соперничать могла лишь Комиссаржевская.
Когда он начал работать на казённой сцене, его спросили,
Задал репортёр ему вопрос об идеале артиста,
А Павел ответил, что главное – «сочетание жизненной правды,
Близости к природе и искусства вдохновения и чувства».
Если изощрённое мастерство не одухотворено чувством,
Если в нём нет вдохновения – это не удовлетворяло Павла.
Актёр в своих героев был влюблён,
Свои персонажи он оправдывал и поэтизировал,
Сатира и ирония были чужды дарованию актёра,
Даже Хлестаков у него – симпатичный и добрый человек…
Успех спектаклей с участием Самойлова был велик:
Актёра засыпали цветами, преподносили адреса,
Особенно его любила молодёжь России –
Где бы он не появлялся – театр был полон,
И летели на сцену цветы и бутоньерки…
А критики писали о приезде Павла:
Атмосфера театра была какой-то скучной –
И в ней взметнулись искры подлинного искусства.
Игра самого Самойлова отличалась тонкостью,
Отсутствовали в ней искусственные приёмы и подчёркивания.
До самой революции Самойлов гастролировал в провинции,
Он не мог жаловаться на отсутствие успеха и плохие сборы,
Но становилось очевидным – актёр начал сдавать,
Сказались годы, свою роль сыграло и вино –
Злоупотреблял артист и часто играл нетрезвым…
Прежний интерес его творчество уже не вызывало
И это объяснялось ещё одной причиной:
Неврастеническая манера игры становилась устаревшей,
Она противостояла оптимистическому советскому искусству.
Конечно, прежняя слава, магия имени делали своё дело:
То один, то другой спектакль проходил с большим успехом,
Но, всё-таки, актёр вынужден был уступать свои позиции –
Наступало современное искусство молодых коллег…


Рецензии