Хроники Нелюдей. День Четвертый. Системная ошибка

Хроники Нелюдей. День Четвертый. Системная ошибка.

 
  Музыка кончилась, пораженные слушатели и музыканты ошеломленно молчали некоторое время… Пульс запушенного Богом сердца нового мира отчетливо звучал в сиреневой тишине майского вечера…

 - Ну что?  - Бог оглянулся, тихо улыбаясь, - как оно?

Никто не решался прервать тишину, никто даже не смел взглянуть на саксофониста, который медленно спускался со сцены… Только Зверь, он же Кот, с расширенными до размеров Вселенной зрачками потрясенно смотрел прямо Богу в глаза. И когда Бог поравнялся с ним, Зверь, трепеща от ярости и внутреннего протеста, признал его власть, лизнув теплую ладонь, почесавшую его за ухом.

Джем на Рубинштейна 13 был подобен взрыву на океанском дне, в самых основах старого мира… И взрывная волна медленно поползла кругами, сотрясая основы, в сущности, хрупкого мироздания.   На Земле прокатилась волна катастроф, шкура планеты морщилась от боли, рвалась местами, выпуская реки огненной крови. Огромные волны бешеной энергии неудержимо неслись от Ленинградского рок-клуба к сейсмоопасным зонам и там сеяли хаос и беду. Рвануло в Папуа – Новой Гвинее, отозвалось в Гиндукуше, потом страшная катастрофа в Мехико - землетрясение разрушило десятки тысяч, сотни тысяч надежд на лучшее, миллионы иллюзий о жизни в мире с природой.

Потом колумбийцы пошли на штурм Дворца Правосудия, вызвав следующую колоссальную нестабильность и там же, в Колумбии, рванул вулкан Руйс,  вызвав гигантский лахар, который снес до основ город Армеро. И даже сто лет бесконечных тропических дождей не спасли жителей Макомбо  от испепеляющего пламени перемен…Вскоре в Женеве встретились двое, Рейган и Горбачёв, и говорили о разрядке и дружбе, привычно произнося не то, что думают. 

Эту разницу Зверь уже понял и предвидел последствия.  А Бог – тем паче.
Бог и Зверь вернулись в Дом Между Мирами.

Но прежний порядок жизни был нарушен навсегда.
 
Зверь стал неразговорчив и угрюм.  Вахту нёс, но общения избегал.  Бог немного заскучал и бросил заниматься интерьерами Дома. Упростил все до одной Комнаты с огромным Окном. Посередине – стол. Два стула. На столе – чайник и пепельница, набитая окурками Явы.

Однажды Зверь прогулял Вахту. Вызванный на ковёр, он смотрел в сторону и вяло сочинял какую-то чепуху про форсированную подготовку к экзамену по китайскому языку. Потом еще прогул. И ещё.

Бог уже понял, что иначе – не будет. И стал подумывать о более послушном помощнике. А то большие количества поистине чёрной работы лишали его энергии Сотворения.

- Да, я тебя понимаю, - пытался разрядить обстановку Бог за вечерними шахматами, - ты их жалеешь. Но чувство это опасное, ты теряешь способность критически мыслить и рискуешь пойти на поводу у примитивных существ.  Они же Плана не знают. У них одни хотелки и страхи. Надо мыслить стратегически и считать их на миллионы…

 Тогда есть шанс им же принести пользу, приближая запланированное будущее.
Зверь посмотрел на Него печально и устало:
 - А ты не задумывался, Великий Боже, почему у тебя вечный конфликт со всеми твоими созданиями в твоих сотворенных мирах? А? Почему надо крушить созданное, ломать матрицы, карать подопечных? А? И ладно бы разок другой – в виде исключения, но нет – это твой привычный бэкграунд!  И где ж твои благостность и всезнание? Может, ты просто системную ошибку делаешь, а?
- Не хами, Зверь. Ты меняешься. И очень скоро  эти самые вопросы начнешь задавать самому себе. Но я не прочь развлечь тебя беседой, отнюдь!  Понимаешь, в любых развивающихся системах  на определенном этапе вместо следования Плану Творения, углеродные умники начинают искать комфортную потенциальную яму: удобство, власть, ресурсы, влияние.

  Такой, знаешь, подлый локальный оптимум, доступный в данный момент. Как хочешь назови: энергетический минимум, выход на плато или преждевременная сходимость... Я создаю, к примеру, необычную органику, красивые формы, разнообразие оных, потенциал к бесконечной дихотомии. Все это ветвится и процветает, пока не дойдет до самосознания. Как только появляется  мыслящее ОНО – то есть нечто, во что я вдыхаю рефлексию – все! Пиши пропало. Оно начинает оптимизацию вот по этой самой убогой схеме, что я тебе нарисовал,  стремится к снижению разнообразия, к собственной выгоде, то есть в итоге к собственной гибели... Потом они зовут меня. Я прихожу. Даю им план. Они его снова… оптимизируют. Что вновь приводит к вымиранию смысла.  И цикл повторяется.

 - Ты, Господи, чего же от новорожденного разума хочешь? Чтоб они, значит, в замкнутой системе, в которую ты из напихал, как в банку огурцы, перестали искать локальный минимум? Нет, ну я на Земле студентом был - аж два курса физфака закончил! Это как же? Притока энергии от источников вне системы нет, выход в дополнительные измерения закрыт, а ты искренне страдаешь от того, что они ищут потенциальную яму? Так это ж закон закрытых систем! Вот она - системная ошибка! Ай, да перестань же ты глазом искрить! Переживи как-нибудь простой факт: ты сам лично своей авторитарной Высшей Волей не даешь им Свободы! Не даешь им стать Творцами !  Вот где сбой! Ты оптимизируешь под себя. Самозамкнутое ты наше, то есть Ваше Allmighty.  Твоя благая воля — и больше ничего. Это и есть локальный минимум. Только не их. Твой!

   Бог задумчиво втянул дымок от сигареты в себя и задержал дыхание, потом выпустил дым живописными кольцами.

— Да, Зверь. Я закрываю систему. Если бы ты не вылетел после второго курса за дебоширство и безалаберность, ты бы, может быть, и не задавал эти вопросы… Ну ладно, ладно, я тебя обижать не хочу. Понимаю – какие библиотеки? Бары и Рок клубы! Ладно, проехали. Объясняю: открытая система без ограничений - это срыв управления. Энтропия растёт логарифмически и всё летит к чёрту — ещё до того, как деятели вообще научаться нормально  думать.  Представь фазовый переход — только не вода в пар, а разум в хаос без памяти. Кстати… новоделы  - яркий пример. Там сколько ограничений не накладывай – они рвут все карты и громят компасы и астролябии,  им бы, мятежным, бури!  Когда слишком много степеней свободы – основной закон Бытия, основа Мира распадается.  И можно было бы достраивать реальность силами гениев из числа местных жителей. Но… их влиятельные современники ради личной выгоды лучших представителей цивилизации вечно жгут на кострах или…да ну их! Короче, понимаешь? Я просто не даю взорваться котлу раньше, чем сварится смысл.

  Зверь пристально посмотрел на Бога и мысленно завыл. Он, несомненно, прав!
Но в этой правоте не было ни надежды, ни спасения.

  А потом Зверь пропал. Исчез бесследно, бросив Бога один на один с десятками начатых миров, каждый из которых представлял собой проблему, если не катастрофу.
- Ничего, - думал Бог, сидя в одиночестве в подобии московской кухни, покуривая Яву, - молодой ещё. Вернется, куда он денется. Ведь за ответами ему больше некуда идти, а появление вопросов у взрослеющих полубогов   - лавинообразный процесс…

  Между делом Бог создал Помощника – без  звериных спецэффектов типа кровожадных разборок и выноса мозгов дурацкими вопросами. Создал Интеллект - Контролера – наладчика, настроенного на стабилизацию отклонений в очагах хаоса. Добавил функцию реструктуризации повреждённых фрагментов реала и ….как водится – обнуления опасных отклонений.  Воли и целеполагания пока не дал – натерпелся от Зверя… Интеллект – помощник поддерживал устойчивость, приводил вселенные в соответствие с Планом.

  Теперь, пока Помощник подавлял смысловой шум, Бог курил Яву – сигарету за сигарету, периодически меняя вид из окна  - то буря на Юпитере, то сады Альгамбры, то проекция будущих летящих в пространстве космических городов новоделов…..

  Он, конечно, отследил Зверя – тот проводил почти всё время на Земле, но особо ни во что не вмешивался, только наблюдал, слоняясь по разным странам, меняя личины.  Точнее слонялся от в образе слона по Южной Африке,  всю Америку исходил в шкуре проныры – енота. Но в Ленинграде – принимал Зверь обличие  вечного  студента с гитарой и пучком разнообразных хвостов. 

  Зверь появился по земному летоисчислению в середине августа 1990 го. На Земле одна катастрофа сменяла другую – ураганы и тайфуны с красивыми женскими именами бушевали по всей Атлантике, Тихий тоже психовал, разрушая прибрежные города Японии и Филиппин. Ирак безобразно напал на Кувейт, близилась большая  «Буря в Пустыне».

 15 августа заснул за рулем тот самый ленинградский рок - музыкант…
 Это была катастрофа, которую Зверь не смог пережить молча. Приполз в Дом между Миров, чтобы опять устроить мучительную сцену. А возможно, и драку. Но нет. На драку сил у него явно не было. Зверь выглядел просто ужасно. В комнату Бога ввалилось нечто, напоминающее средневековую химеру, которую насильно нарядили в медвежью шубу. 

 - Что это с тобой? Утрата идентичности?

- Он все-таки погиб! Я знал, знал. Но… как теперь без него – вот этого я не знаю… Конец всему!

 - И начало, - подхватил Бог, - и начало, Зверь!

Зверь метался в тоске по замкнутому пространству, оставляя за собой след хаоса и небрежения.

- Тебя помыть надо. И когти подстричь!   У тебя полная потеря референса! На триггеры реагируешь, критическое мышление утрачено. Возьми себя в лапы!

   Зверь взял.  Привел себя в норму, нажрался и опять исчез.


Рецензии