Добро как адский труд

Размышляя о природе добра и зла, я на днях отметил такую особенность. Зачастую мы окружаем себя посторонними людьми, которым мы, в общем-то, безразличны, которые нам не нужны и даже вредны и опасны. А вот по-настоящему близких, тех, кто переживает за нас, тех, кто готов пожертвовать за нас многими  благами, кто пытается бороться с нашими слабостями, заблуждениями, пагубными пристрастиями, мы, охваченные минутным гневом, который как раз и есть следствие их правоты, прогоняем от себя. Им больно, и нам вскорости становится стыдно и больно. Но сделать первый шаг к примирению мешает и гордость, и чувство вины за недавние резкие слова. Да. С близкими и любимыми всегда сложно и тяжело, поскольку на отношения с ними давит бремя ответственности за них, боязнь разлада и   потери, мнительность, с которой мы воспринимаем их советы, их критику, их шутки. Легко всегда с теми, кто для нас значит мало, с кем нас ничего серьёзного и необходимого не связывает. Так же дело обстоит и с Богом, с добром и со злом. Ищущий правды, сомневающийся в своей  правоте, стремящийся к справедливости мучается от незнания своего, от недостижимости идеалов. Сомнения честного разума бывает приводят даже к отрицанию Бога как высшего блага, даже к проклятию Его. Ярость, любовь, бунтарство и жертвенность, но только не равнодушие, приводят к пониманию высших истин  путём страданий. Интеллект, закаленный болью, отверженностью, отчаянием, и есть мудрость. Бесчувственные же и безбожные люди приходят спокойно в храм, ставят свечки, слушают с постными лицами проповедь, потом на паперти подают калекам и старухам и считают себя истинно  верующими, честными людьми. Совесть их не мучает, разве что расшалившиеся нервы. Чтобы достичь добра, нужно много и упорно трудиться. А вот зло достается даром или за презренный металл. Пожалуй, это главный критерий их различия.  И сам Господь постигается только в граничных состояниях - между жизнью и смертью, между бунтом разума и безумием. Всё ценное окупается большими потерями.


Рецензии