Легенда о выборе веры князем Владимиром
Эта легенда, изложенная в древнерусской летописи под 986 годом, описывает процесс принятия христианства как результат глубокого духовного и политического поиска.
1. Исходная точка: языческий кризис
- Жертвоприношение варягов-христиан: В 983 году после победы над ятвягами Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Жребий пал на юношу-христианина Иоанна, чей отец Феодор отказался выдать сына, заявив: "Ваши боги — дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют". Оба были убиты разгневанной толпой. Этот эпизод заставил Владимира задуматься о несостоятельности язычества .
- Роль княгини Ольги: Бабка Владимира, принявшая христианство в Византии, подготовила почву для будущего крещения Руси, хотя её попытки обратить сына Святослава не увенчались успехом .
2. "Испытание вер": диалоги с послами
Летопись описывает четыре религиозных диспута:
- Ислам от волжских булгар:
Послы предложили веру с запретом на свинину, вино и требованием обрезания. Владимир отверг её, заявив: "Руси есть веселие пить: не можем без того быть". Его также смутила идея посмертного "блуда с женами", что летописец назвал "ложью, о которой стыдно писать".
- Западное христианство ("немцы"):
Послы от Папы Римского упоминали мягкий пост "по силе", но Владимир резко ответил:"Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого". Историки связывают это с неприятием германской экспансии и памятью о неудачной миссии епископа Адальберта в 961–962 гг.
- Иудаизм от хазар:
На вопрос Владимира:"Где земля ваша?"- иудеи признали, что Бог рассеял их за грехи. Князь заключил: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом? Или и нам того же хотите?"
- Православие от "греческого философа":
Византийский миссионер изложил основы Библии, показал икону Страшного Суда и подчеркнул искупительную жертву Христа. Владимир, потрясённый, сказал: "Добро этим направо [праведникам], и горе тем, кто налево [грешникам]", но взял время на размышление .
3. Решающий аргумент: "красота веры".
Владимир отправил послов сравнить богослужения в разных странах. Их вердикт стал ключевым:
- В Константинополе, в соборе Святой Софии, они ощутили присутствие Бога: "Не знали мы, на небе ли мы были или на земле... Ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой".
- В других храмах, включая "немецкие", красоты они "не видели никакой" .
Этот акцент на эстетическом переживании отражал средневековое представление о связи божественной истины и прекрасного .
4. Крещение Владимира и Руси: политика и духовность
- Корсунский поход (988 г.):
Владимир захватил византийский Херсонес (Корсунь), потребовав в обмен на мир руку сестры императора Анны. Византийцы согласились при условии его крещения. В летописи подчёркивается чудесное исцеление Владимира от слепоты во время обряда .
- Массовое крещение киевлян:
Вернувшись в Киев, князь приказал уничтожить языческих идолов (Перуна сбросили в Днепр) и крестил народ в реке Почайне. Летопись отмечает: "Радовался князь и народ", хотя историки признают, что некоторые сопротивлялись .
5. Принятие православия укрепило союз с Византией, открыло доступ к византийской культуре и юридическим моделям ("Номоканон"), а брак с Анной повысил статус Руси.
6. Значение легенды:
Легенда отражает не столько фактологию, сколько идеологическую программу XII века:
- Обоснование богоизбранности Руси через "сознательный" выбор истинной веры.
- Символ преображения власти: Владимир-язычник (убийца брата, многоженец) стал "Красно Солнышко" — милосердным правителем, отвергшим человеческие жертвы.
- Идея "Византийского дара": Русь наследует Константинополю как центр истинного христианства, что позже оформилось в концепцию "Москва — Третий Рим".
7. Легенда о выборе веры — это синтез исторических событий, фольклора и богословской полемики. Она закрепила в национальном сознании образ Руси как цивилизации, избравшей истину через красоту и благодать, противопоставив себя "латинству" и "нечестивым" соседям. Даже если детали приукрашены, суть выбора подтверждается последствиями: вековое влияние византийского христианства на культуру, право и идентичность восточных славян .
Свидетельство о публикации №125073003593