Легенда о выборе веры князем Владимиром

Легенда о выборе веры князем Владимиром в "Повести временных лет". 
Эта легенда, изложенная в древнерусской летописи под 986 годом, описывает процесс принятия христианства как результат глубокого духовного и политического поиска.

 1. Исходная точка: языческий кризис 
- Жертвоприношение варягов-христиан: В 983 году после победы над ятвягами Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Жребий пал на юношу-христианина Иоанна, чей отец Феодор отказался выдать сына, заявив: "Ваши боги — дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют". Оба были убиты разгневанной толпой. Этот эпизод заставил Владимира задуматься о несостоятельности язычества . 
- Роль княгини Ольги: Бабка Владимира, принявшая христианство в Византии, подготовила почву для будущего крещения Руси, хотя её попытки обратить сына Святослава не увенчались успехом .

 2. "Испытание вер": диалоги с послами 
Летопись описывает четыре религиозных диспута: 
- Ислам от волжских булгар: 
  Послы предложили веру с запретом на свинину, вино и требованием обрезания. Владимир отверг её, заявив: "Руси есть веселие пить: не можем без того быть". Его также смутила идея посмертного "блуда с женами", что летописец назвал "ложью, о которой стыдно писать".
 
- Западное христианство ("немцы"): 
  Послы от Папы Римского упоминали мягкий пост "по силе", но Владимир резко ответил:"Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого". Историки связывают это с неприятием германской экспансии и памятью о неудачной миссии епископа Адальберта в 961–962 гг.
 
- Иудаизм от хазар: 
  На вопрос Владимира:"Где земля ваша?"- иудеи признали, что Бог рассеял их за грехи. Князь заключил: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом? Или и нам того же хотите?"
 
- Православие от "греческого философа": 
  Византийский миссионер изложил основы Библии, показал икону Страшного Суда и подчеркнул искупительную жертву Христа. Владимир, потрясённый, сказал: "Добро этим направо [праведникам], и горе тем, кто налево [грешникам]", но взял время на размышление .

 3. Решающий аргумент: "красота веры". 
Владимир отправил послов сравнить богослужения в разных странах. Их вердикт стал ключевым: 
- В Константинополе, в соборе Святой Софии, они ощутили присутствие Бога: "Не знали мы, на небе ли мы были или на земле... Ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой". 
- В других храмах, включая "немецкие", красоты они "не видели никакой" . 
Этот акцент на эстетическом переживании отражал средневековое представление о связи божественной истины и прекрасного .

 4. Крещение Владимира и Руси: политика и духовность 
- Корсунский поход (988 г.): 
  Владимир захватил византийский Херсонес (Корсунь), потребовав в обмен на мир руку сестры императора Анны. Византийцы согласились при условии его крещения. В летописи подчёркивается чудесное исцеление Владимира от слепоты во время обряда . 
- Массовое крещение киевлян: 
  Вернувшись в Киев, князь приказал уничтожить языческих идолов (Перуна сбросили в Днепр) и крестил народ в реке Почайне. Летопись отмечает: "Радовался князь и народ", хотя историки признают, что некоторые сопротивлялись .

 5. Принятие православия укрепило союз с Византией, открыло доступ к византийской культуре и юридическим моделям ("Номоканон"), а брак с Анной повысил статус Руси.

 6. Значение легенды: 
Легенда отражает не столько фактологию, сколько идеологическую программу XII века: 
- Обоснование богоизбранности Руси через "сознательный" выбор истинной веры.
 
- Символ преображения власти: Владимир-язычник (убийца брата, многоженец) стал "Красно Солнышко" — милосердным правителем, отвергшим человеческие жертвы.
 
- Идея "Византийского дара": Русь наследует Константинополю как центр истинного христианства, что позже оформилось в концепцию "Москва — Третий Рим".

 7. Легенда о выборе веры — это синтез исторических событий, фольклора и богословской полемики. Она закрепила в национальном сознании образ Руси как цивилизации, избравшей истину через красоту и благодать, противопоставив себя "латинству" и "нечестивым" соседям. Даже если детали приукрашены, суть выбора подтверждается последствиями: вековое влияние византийского христианства на культуру, право и идентичность восточных славян .


Рецензии