Чтобы помнили! - Дипломат, князь Сергей Лашкарёв!

     


         Сергей Лазаревич Лашкарёв — российский генерал-майор и тайный советник грузинского происхождения.

       Русско-турецкая война 1768-1774 гг., самый её разгар. Турецкое общество, мягко говоря, взволновано - Османская империя теряет людей, территории и влияние. Блистательная Порта, пытаясь спастись от неумолимого потускнения, разворачивает мощнейшую антирусскую пропаганду. Турки с готовностью включаются, и нашим соотечественникам становится физически небезопасно оставаться на османских землях.

       В этот момент великий визирь бурно ссорится с русским послом Алексеем Михайловичем Обресковым и заключает его под арест. У "руля" российского посольства в Константинополе оказывается молодой дипломат Сергей Лазаревич Лашкарёв.

       Одной из задач Сергея Лазаревича было вывезти русских торговцев из Турции. По каждому из них проводилась практически спасательная операция - посольство помогало купцам быстро закончить свои дела и под вымышленными именами отправляло их в Российскую Империю через Голландию.

       В процессе одной из таких "операций" Лашкарёв нечаянно стал персонажем исторического анекдота.

       Сергей Лазаревич приехал с визитом в дом турецкого купца. Об этом прослышали радикально настроенные граждане, оперативно собрали толпу и окружили особняк. Начиналось всё с воинственных выкриков - выходи, мол, неверный, мы тебя убивать будем, - но с каждой секундой настроения становились всё более решительными. В окна полетели камни. Дело запахло штурмом.

       Казалось, смерть уже заглядывала в глаза к русскому дипломату... Но не тут-то было.

       Под крики беснующейся толпы Лашкарёв решительно вышел на открытую террасу дома с неожиданным предметом в руках. Сергей Лазаревич приблизился к краю и водрузил на балюстраду... таз с водой.


         Повисла тишина. Лашкарёв обвёл толпу взглядом и на хорошем турецком языке объявил:

         - Если вы сию же секунду не разойдётесь, я буду вас всех крестить по православному обычаю - во имя Отца, Сына и Святого духа.
        И угрожающе окунул руку в таз. . .

       Надо ли уточнять, что всю воинственность с османов тут же сдуло ветром, как и их самих?
       Через считанные минуты вокруг особняка не осталось ни души. А Сергей Лазаревич вместо того, чтобы испугаться этого инцидента и вернуться на родину, до 1771 года продолжал работать в Константинополе - пока турецкое правительство не сочло его дальнейшее пребывание ненужным. . .

       Эту забавную историю можно было бы посчитать всего лишь одной из интернетовских баек, которыми неизбежно обрастают биографии выдающихся людей и в которых правда смешана с колоритным вымыслом в пропорции 1 к 100. Но эпизод с чудесным спасением Лашкарёва с помощью таза воды описан в книге уважаемого историка и востоковеда Гавриила Леонидовича Кессельбреннера "Хроника одной дипломатической карьеры" в те времена, когда Интернет пешком под стол ходил. Так что если это и байка, то очень старая и обосновавшаяся в серьёзных источниках . . .

       * * * * * * * * * * *

         Сергей Лазаревич Лашкарёв (23 февраля 1739 — 6 октября 1814) (Лашкарашвили-Бибилури) — российский генерал-майор и тайный советник грузинского происхождения. . . 
         Характеризовался как искусный дипломат. По одной из оценок принадлежал «к замечательным явлениям века Екатерины Великой». . .   


       Родился в Москве, в семье грузинского князя Ла;заря Григориевича Лашкарашвили, который прибыл в Россию из Грузии вместе с царем Вахтангом VI.

       Владел в совершенстве десятью языками: турецким, персидским, арабским, татарским, грузинским, армянским, древне- и новогреческим, французским, итальянским. Знал также латынь. Был послан в 1770-х гг. в Константинополь и вёл тайные переговоры с Портой, в результате которых, выговорил русскому флоту право входить в Дарданелльский пролив.
       Когда при начале 1-й турецкой войны (1768—1774 гг.) русский посол Обресков был заключён под арест, Лашкарёв оставался при посольстве для наблюдения за свитой посла и для защиты торговых интересов русских подданных. Он фактически управлял всеми сношениями России с турецким правительством и, несмотря на строгий надзор, который был установлен за всеми принадлежащими к составу посольства лицами, вёл переписку не только с бывшим в заключении резидентом, но и с графом А. Г. Орловым, находившимся в Архипелаге с русским флотом, и с графом П. А. Румянцевым.
       Лашкарёв успел благополучно закончить дела всех русских купцов и отправить их из турецких пределов на разных иностранных судах под различными вымышленными именами в Россию через Голландию; тогда же были им доставлены важные секретные сведения в Петербург и в Вену к кн. Д. М. Голицыну.
       Заведуя миссией, Лашкарёв оказывал поддержку начавшимся тогда волнениям в Эпире и Греции; не раз ему грозила серьёзная опасность от турецкой черни, но всегда он спасался, благодаря находчивости, знанию турецкого языка и умению обращаться с турками.
       Когда турецкое правительство признало ненужным дальнейшее пребывание Лашкарёва в столице, он с семейством Обрескова выехал в 1771 в Россию и в 1772 прибыл в Петербург, где был назначен «трёх коллегий переводчиком». . .

       * * * * * * *


Рецензии