Отзыв читателя. Записка 2. М. Щербаков

Привожу стихотворение-песню М. Щербакова "Кибитка":

"Всё скрылось, отошло, и больше не начнётся.
Роман и есть роман. В нём всё как надлежит.
Кибитка вдаль бежит, пыль вьётся, сердце бьётся.
Дыхание твоё дрожит, дрожит, дрожит.
И проку нет врагам обшаривать дорогу,
Им нас не отыскать средь тьмы и тишины.
Ведь мы теперь видны, должно быть, только Богу.
А может, и Ему — видны, да не нужны.

А где-то позади, за далью и за пылью,
Остался край чудес. Там человек решил,
Что он рождён затем, чтоб сказку сделать былью.
Так человек решил. Да, видно, поспешил.
И сказку выбрал он с печальною развязкой,
И призрачное зло в реальность обратил.
Теперь бы эту быль обратно сделать сказкой,
Да слишком много дел и слишком мало сил.

А мы всё мчимся вдаль, печаль превозмогая,
Как будто ничего ещё не решено,
Как будто век прожив и всё-таки не зная —
Что истина, что нет, что свято, что грешно.
И бесконечен путь, и далека расплата.
Уходит прочь недуг, приходит забытьё.
И для меня теперь так истинно, так свято
Чуть слышное в ночи дыхание твоё."


---------

Исключительно моё понимание смысла песни.
Эта песня является песней-оборотнем, песней-перевёртышем, песней, состоящей из двух отдельных текстов, которые идут параллельно друг другу. Первый текст — это стихотворение о падении человека во грех. Второй текст — это стихотворение о раскаянии человека во грехе. Таким образом, кто-то, кто переживает в своей жизни падение, видит смыслом текста одну сторону зеркала, то, что «грешно». Кто-то, для кого прошло много времени, забывает о боли и начинает видеть другую сторону зеркала, то, что «свято».
Разберем обе песни по-отдельности.

1. Песня о падении во грех.
У человека случилось горе, что заставило его обозлиться на весь мир. Итак, начинаем разбирать построчно.
1) «Всё скрылось, отошло, и больше не начнётся». Человек становится после своего горя скрытым, мстительным, таит в душе тьму, не показывает её, выжидая нужного момента для мести.
2) «Роман и есть роман. В нём всё как надлежит». Жизнь есть жизнь, так в ней устроено, что в каждом человеке живёт бес, нужный для защиты от внешней среды. Но иногда он выходит наружу при дестабилизации эмоций.
3) «Кибитка вдаль бежит, пыль вьётся, сердце бьётся». Вдаль — это куда? Если найти строчку далее, то увидим «А где-то позади, за далью и за пылью». То есть кибитка едет назад, то есть человек не может забыть случившееся и живёт исключительно прошлым. «Пыль вьётся» - это пыль прошлого, но и одновременно то, что не позволяет увидеть сути, что-то похожее на метель (вспомним «Мчатся тучи, ВЬЮТСЯ тучи» - это стихотворение «Бесы» Пушкина). «Сердце бьётся» - то есть сердце и любовь разбились от горя.
4) «Дыхание твоё дрожит, дрожит, дрожит». Дыхание — это жизнь и душа. Почему используется слово «дрожит», да ещё аж целых три раза? Дело в том, что в сердце человека есть Троица (число 3), которая сдерживает четырёх всадников апокалипсиса, всадников конца света для души человека (число 4, которое больше 3 по количеству, но меньше по качеству): духовную болезнь, духовный голод, духовную войну и духовную смерть. Три плюс четыре — это семь. Семь — это число, означающая баланс Сил добра и зла в человеке. Теперь если возьмем число семь три раза, получим 777. Число зверя, то есть 666, говорит нам о том, что три числа — это твоя тёмная троица. При этом первая шестёрка говорит о том, что нарушить Баланс Светлой и Тёмной стороны можно путём отречения от Бога-Отца (Семь минус Один равно Шесть), то есть макромира. Это когда человек говорит: «Весь мир дерьмо». Вторая шестёрка говорит том, что Баланс можно нарушить путём отречения от Бога-Сына, то есть микромира. Это когда человек говорит: «Меня никто не любит, пойду повешусь». Третья шестёрка говорит о том, что Баланс можно нарушить путём отречения от Бога-Святого Духа, то есть от гармонии между макромиром и микромиром. (Кстати, 9 и 6 — это ещё знаки Люцифера (это НЕ зверь), если интересно, отдельно расскажу). И вот смотрим, что получается. Дыхание, то есть душа три раза крестится дрожью Баланса и равновесия в душе. Более того, в слове «дрожит» - шесть букв. То есть в тексте говорится, что «Душа твоя имеет начертание Зверя» (это, кстати, подавляющее число литературных героев носит такое начертание: кому-то не нравится мир, кому-то противно от себя самого).
5) «И проку нет врагам обшаривать дорогу». Окружающих человек считает за своих врагов, и  найти дорогу к человеку, к его сердцу у окружающих не получится в данный период жизни.
6) «Им нас не отыскать средь тьмы и тишины». Людям не достучаться до человека, он потерян для жизни, его не отыскать. Теперь в его сердце тьма, скрытая за видимой тишиной. Он как притаившаяся змея. «нас» - это суть того, что лирический герой не один. Он расколол (как Раскольников), расщепил (слово «шизофрения» от этого) себя на несколько сущностей. Одна — это он сам. Остальные — это легион, представленный его скрываемым тёмным двойником.
7) «Ведь мы теперь видны, должно быть, только Богу». Никто не догадывается о чувствах и мыслях человека, кроме Бога. И опять «мы» - множественное число.
8) «А может, и Ему — видны, да не нужны». Бог оставил человека, жизнь человека проклята. Это строка-отречение.
9) «А где-то позади, за далью и за пылью,
Остался край чудес. Там человек решил,
Что он рождён затем, чтоб сказку сделать былью.
Так человек решил. Да, видно, поспешил».
У человека в прошлом была мечта, вера в чудо, которого он хотел достичь, но его мечты растоптали. Они остались недосягаемыми («за далью») и превращёнными в прах («за пылью»). Вспомним и про Люцифера; «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой». Вот про эту пыль речь. Но про край чудес говорится, что он «остался», то есть не важно, что это всё пыль, она остаётся в сердце, человек живёт прошлым. Он принимал решения, делал выборы, но спешил по жизни. Мне кто-то говорил, что жизнь — это не спринт, а марафон (хоть я с этим не согласен). И вот его погоня-спешка не за долгосрочной, а за краткосрочной выгодой в жизни привела к крушению. Он гнался за «сказкой», то есть Ложью, иллюзией, в том числе, может, потому что жил не по совести. А хотел получить «быль», то есть Правду. То есть воплощение сказки в быль, или Лжи в Правду, - это попытка выпустить Чёрного Человека (см. Есенина) или Белого Человека (см. «Свет мой, зеркальце, скажи»), которого мы называем доппельгангером (зверь 666 из Зазеркалья, что по-русски называется «навязчивая мысль»), в реальный мир. Обычно это происходит в виде самоубийства — либо физического, либо духовного. Ещё хочется отметить два раза настойчиво повторяемое «человек решил». Оно означает, что человек не хочет плыть по течению жизни, он сам хочет контролировать свою судьбу, что приводит к крушению. Для меня лично это вопрос спорный, потому что почему-то никто не говорит, что плывя по течению жизни, не сопротивляясь, можешь попасть в смертельный водопад («На Бога надейся, а сам не оплошай»).
10) «И сказку выбрал он с печальною развязкой,
И призрачное зло в реальность обратил».
В ходе крушения надежд, мечтаний и веры человека (пусть даже и в иллюзорные цели), всё-таки происходит проникновение в мир доппельгангера, зверя, тёмной стороны человека в реальный мир. Человек ненавидит. Происходит «развязка» - «конец», то есть конец света в душе. Печальная — по-английски «blue» - это как раз про рассказ Брэдбери «Синяя бутылка». И ещё печаль — это грех отречения, зависти миру, в котором пребывает падший герой. «… сказку выбрал он...» - опять выбирает ложь. Зло «призрачно», так как, с одной стороны, это подчёркивает, что человек мёртв душой, а, с другой стороны, подчёркивает, что это незримый бес, и тьма в сердце скрыта.
Кстати, сам «паттерн» доппельгангера весьма распространён в жизни в силу её фрактальности (я поэтому категорически отношу литературу к разделу математики, только без оцифровки), фрактальности в идеях, материи и т.д. Ну, например, мягкий знак в русском языке — звука нет, а действие есть. Он, между прочим, стоит на клавиатуре компьютерной рядом с буквой «Б», поэтому легко сделать страшную опечатку в слове «Бог», потому что мягкий знак — это зеркально отражённая и перевёрнутая буква «Р». Вот пример доппельгангера. Или частицы в физике пи плюс мезон (мог перепутать с какими-то другими частицами — я не физик). Их действие есть, а их самих нет. Или вот, например, мнимая единица в математике. Такого числа не существует, но действие его колоссальное — все формулы в математике на этом числе держатся. То есть доппельгангер — он достаточно распространенная вещь в мире из-за фрактальности паттернов. (здесь и «Игра в биссер» Гессе вспоминается — я книгу не читал, но, как я понял суть, это про навык составления литературных притч при поиске связей разных наук и искусств).
11) «Теперь бы эту быль обратно сделать сказкой,
Да слишком много дел и слишком мало сил».
Очень сложно изменить человека. Как сказал Евгений Леонов, добрым быть всегда сложно, а злые люди — это просто слабые люди, поэтому и «мало сил». Теперь лирическому герою предстоит «много дел», чтобы воздать своей местью по справедливости этому миру.
12) «А мы всё мчимся вдаль, печаль превозмогая,
Как будто ничего ещё не решено».
Человек всё гонится за иллюзией ушедшего прошлого, с трудом неся уныние этого прошлого, как груз, с которым идёт по жизни. «Как будто» подчёркивает иллюзорность. «Ничего ещё не решено» - есть желание контролировать судьбу («право имеющий» по Достоевскому), но это ещё и отсутствие решения головоломки, ответа на вопрос «за что мне это всё?»
13) «Как будто век прожив и всё-таки не зная —
Что истина, что нет, что свято, что грешно».
Ответ на предыдущий вопрос кроется в том, что жизнь прожита, но был не усвоен урок нравственности Книги Жизни (Бог-Отец — это первый вопрос-проблема книги, Бог-Сын — это центральный вопрос, пытающийся решить проблему, поставленную Отцом, а сам урок — это заключительная мысль самого читателя — Святой Дух, гармония, которую нужно достичь, сдерживая свою неуравновешенность, то есть «дрожь» Баланса). Урок тот — «что такое хорошо, а что такое плохо».
14) «И бесконечен путь, и далека расплата.
Уходит прочь недуг, приходит забытьё».
Долог путь до совершения мести, расплата с врагами будет не скоро. Пока на время скрывается ото всех прочь недуг души и мыслей накидкой «забудем пока». Но это показное, человек ничего не забыл.
15) «И для меня теперь так истинно, так свято
Чуть слышное в ночи дыхание твоё».
Для человека святая истина и правда, на которую он молится, — это чуть слышное, скрытое ото всех желание зла, душа-дыхание в ночи, то есть во тьме ненависти (акцент в данной версии песни — на слове «ночь»).

Но проходит очень долгое время. И человеку открывается совершенно противоположный смысл стихотворения. Это оборотная сторона зеркала. Рассмотрим её.

2. Песня о раскаянии во грехе.
1) «Всё скрылось, отошло, и больше не начнётся».
Человек забыл произошедшее горя, остыл, больше не злится. Наоборот, теперь раскаивается в агрессии.
2) «Роман и есть роман. В нём всё как надлежит». Жизнь есть жизнь — за кризисом наступает стадия оживления, как это происходит в экономике или других областях науки или социума (дифференциальные уравнения). Опять же фрактальность и подобие процессов из разных сфер, одни и те же паттерны. Здесь процессы изменения миропонимания человека (и именно поэтому я утверждаю, что литература — это видоизмененная до неузнаваемости математика, просто многие этого не понимают).
3) «Кибитка вдаль бежит, пыль вьётся, сердце бьётся». Здесь «вдаль» означает «в будущее», а не в прошлое, для человека, отпустившего груз. Сердце «бьётся» в значении не «разбивается», а именно «стучит, живёт», то есть человек открыт жизни.
4) «Дыхание твоё дрожит, дрожит, дрожит».
Здесь данные слова не играют никакой роли, кроме как значения того, что человек просто дышит полной грудью, причём три раза это повторяется для усиления.
5) «И проку нет врагам обшаривать дорогу». Враги здесь — это бесы прошлого, которым не найти пути к сердцу раскаявшегося лирического героя.
6) «Им нас не отыскать средь тьмы и тишины». Бесам не отыскать человека на Тёмной стороне силы. «Нас» - это Человек плюс Троица. За человека отвечает Единица, за Троицу число Три. Но надо понимать, что Тёмная сторона всё равно никуда не делась (это защитный механизм от неблагоприятной среды), поэтому у нас Человек и Баланс, то есть Единица и Семь. Получаем Семь плюс Я — это Семья — основная структура, от которой зависят социальные институты. «Все проблемы из семьи». Не ладится в семье — не ладится нигде. Далее, видим, что в слове «семья» есть мягкий знак — это как раз доппельгангер, четыре всадника, дисгармония, конфликты, которые разъединяют «Сем» и «Я». Если бы их сложили, было бы «Семя» мироздания (вспоминаем притчу «Вышел сеятель сеять», также см. фильм «Человек с бульвара капуцинов»), но наличие в семье мягкого знака есть необходимое условие воспитательной видеоигры под названием «жизнь», чтобы показать, что такое есть «человек» на самом деле ему самому. Далее, Семья — это Единица плюс Семь, то есть число Восемь, то есть Семья равна Бессмертию. Ладно, здесь прекращу нести «бред профессионального идиотизма».
7) «Ведь мы теперь видны, должно быть, только Богу». Бесы человека не видят, он открыть только Богу. «Мы» - человек, его сдерживаемая плохая сторона  и Троица в душе.
8) «А может, и Ему — видны, да не нужны». Очень плохая строчка. Понятно, что автор стихотворения пытался соединить два противоположных смысла в одном тексте, поэтому неизбежно будут образовываться швы и шороховатости. Здесь эти шороховатости затёрты смягчающим словом «может», то есть вероятностным словом, которое призвано не ломать смысл, который мы строим. Вот сам факт того, что автор бросился это слово добавлять, свидетельствует о том, что, скорее всего, моё предположение о делении песни на два противоположных смысла — это верное понимание. Но не факт. А как ты думаешь? Может, слово «может» вносит оттенок неопределенности-неуверенности в душе лирического героя (и в предыдущей строчке тоже - «должно быть»). А зачем тогда? Пока не понял.
9) «А где-то позади, за далью и за пылью,
Остался край чудес. Там человек решил,
Что он рождён затем, чтоб сказку сделать былью.
Так человек решил. Да, видно, поспешил».
Прошлое осталось позади, далеко и глубоко под пылью памяти. (Абсолютно не согласен с мнением, что функция «забывать» хороша тем, что мы забываем всё самое плохое, но помним всё самое хорошее. Ничего подобного — я вот, например, уже много лет помню плохое, хоть оно и не самое плохое). Человек «решил» - пытается контролировать жизнь, как «право имеющий». И творит зло, считая, что его святая цель — это жизнь во тьме, что он рождён, чтобы отомстить, претворив сказку-Ложь-зло в быль-Правду-реальность, за боль, которую он испытал. Но он, раскаявшись, признает, что «поспешил» со своей агрессией, направленной на мир.
10) «И сказку выбрал он с печальною развязкой,
И призрачное зло в реальность обратил.
Теперь бы эту быль обратно сделать сказкой,
Да слишком много дел и слишком мало сил».
Человек претворил зло, даже если вдруг оно не имело реального действия («призрачное» зло), в жизнь, в быль. Он натворил в своей ненависти «слишком много дел». А теперь «слишком мало сил» изменить прошлое, потому что оно прошлое, как бы он не раскаивался. Автор стихотворения ставит вопрос о необратимости последствий принимаемых решений, когда эти решения продиктованы злым умыслом. Соответственно, возникает вопрос об ответственности за выбор.
11) «А мы всё мчимся вдаль, печаль превозмогая,
Как будто ничего ещё не решено,
Как будто век прожив и всё-таки не зная —
Что истина, что нет, что свято, что грешно».
«Мы» - человек, его тёмная сторона и Троица, идут в будущее, переступая через печаль прожитого опыта. Для человека ещё не решено, что с ним будет после ухода в другой мир, блуд мыслей (намерение совершить зло) брошено на весы, но есть возможность бросить в будущем семена и добрых поступков на другую чашу. С другой стороны, возможно, имеется ввиду ещё и то, что не решен до конца вопрос о понимании «что истина, что нет», то есть лирический герой может снова сорваться при новом падении. Если принять это замечание к сведению, тогда объясняется неопределенность слов «должно быть» и «может» в строках
«Ведь мы теперь видны, должно быть, только Богу.
А может, и Ему — видны, да не нужны».
То есть сомнение в том, что ты встал на путь совести окончательно и бесповоротно, а значит твоя вера (точнее, доброта, уравновешенность сильного человека) пока ещё слаба.
12)  «И бесконечен путь, и далека расплата». «Бесконечный путь» знаменует бессмертие жизненного пути в другой жизни за счёт восстановленного баланса в душе, даже если это не небеса, а реинкарнация. Но ведь само деление стихотворения на падение во грех и на раскаяние — это тоже реинкарнация, только прижизненная. Цикл пройден и встаёт вопрос — если сорвёшься снова, сможешь ли потом переродиться? Это к вопросу о том, как происходит загробное путешествие твоей «эфирной» энергии? Может ли так оказаться, что после нового посещения жизни есть риск навсегда потерять возможность для перерождений (в «Игре в биссер» Гессе прямо задаёт вопрос такой — сейчас только вспомнил). То есть если ты луч, то можно ли перестать быть лучом и стать, к своему ужасу, отрезком? Ну, это так… философия всякая… хотя вопрос серьёзный. «Далека расплата» - есть ещё время на исправление, так как не блудные мысли определяют человека, а его истинные поступки. Или здесь опять автор намекает на сомнение в том, что лирический герой осознал свой урок? То есть лирический герой снова сорвётся, поэтому его «расплата» за совершённый грех далека, к сожалению, для него. Так же далека, как край чудес. То есть происходит скрытое сравнение ложных целей прошлого и неясного будущего из-за не усвоенного урока. Типа «накосячил, исправился… а что опять косячишь? Что в лоб, что по лбу». И тогда «бесконечность» пути — это долгий путь понимания того, что нужно прекращать наступать на те же грабли.
13) «Уходит прочь недуг, приходит забытьё». С одной стороны, это означает, что ты исцелился от недуга души, забыв и отпустив прошлое. С другой стороны, забытьё означает так же забытьё прожитого опыта, когда ты, как я уже сказал, наступаешь на те же грабли.
14) «И для меня теперь так истинно, так свято
Чуть слышное в ночи дыхание твоё».
Слово «теперь» - человек живёт настоящим, а не прошлым. Здесь уже акцент делается не на слове ночь (тьма), а на слове «дыхание», то есть душе. Она очистилась, согрета истиной, святостью, ведёт не громкую, а тихую жизнь, и является небольшим маяком в ночи для других и для тебя самого.
15) Начинается стихотворение со слова «Всё». Заканчивается стихотворение словом «твоё». Получается «Всё твоё». Движение от мира-Отца к миру-Сыну.


Рецензии