КБШ 2. 1 Репутация автора

***********************************************
ГЛАВА II.  ЯРЧАЙШАЯ  АНГЛИЙСКАЯ ЗВЕЗДА
***********************************************

<><> 2.1 РЕПУТАЦИЯ АВТОРА <><>


Профессор Элан Нельсон – серьёзный учёный, автор книги «Чудовищный враг» (обстоятельной биографии Эдварда де Вера, 17-го графа Оксфордского) [1] – искренне убеждён, что этот «ужасный» человек Эдвард де Вер не мог быть автором произведений Шекспира.  Книга Элана Нельсона должна была убедить в этом и её читателей, но мне она доказала обратное.  У человека с такой неисправимо испорченной репутацией, как у Эдварда де Вера,  не было другого выбора: для того, чтобы жили вечно его произведения, он должен был отказаться от счастья поставить под ними своё имя.  Неприемлемая репутация автора – вот она, та главная причина, в силу которой тщательно скрывалось его имя.  И королева Елизавета, и король Джеймс, и графиня Пембрук, и её сыновья, и многие другие, желавшие прославить своё отечество, разве могли они позволить, чтобы автор – гордость и честь Англии – имел скверную репутацию?  Да и кто из современных порядочных людей согласится с тем, что о Великом Шекспире могли написать следующее:

«… Мой чудовищный враг Оксфорд (который предпочёл бы пить мою кровь, скорее, чем вино)…» (Чарльз Арундел, 1581 год)? [2] 

Мало того, безжалостный враг был ещё уличён в гомосексуализме (“vulgar scandal!” – «вульгарный скандал»), оказался страшным мотом, пустившим на ветер все свои поместья и всё своё состояние.

Однако не следует забывать, что этого «чудовищного врага» почему-то любили и обожали женщины (включая просвещённую королеву Елизавету), поэты, писатели и переводчики. С ним охотно сотрудничали, искали его покровительства, ему посвящали свои литературные труды выдающиеся современники. Его секретари – Габриэль Харви, Джон Лили, Энтони Манди – сами были писателями и оставили немалый след в литературе. Он был покровителем нескольких театральных трупп. 

Ему было, что скрывать, но было и чем гордиться.  Как подходят к Оксфорду слова, сказанные Беном Джонсоном о Шекспире:

«Но он искупил свои грехи добродетелью.  В нём всегда было больше достойного похвал, чем порицаний». 

И недаром Генри Пичем в 1622 году (через 18 лет после смерти Оксфорда, то есть Пичема нельзя заподозрить в том, что он льстил графу, желая его покровительства), перечисляя поэтов, которые превратили в «золотой век» период правления королевы Елизаветы, поставил Эдварда де Вера, графа Оксфордского, на первое место в списке. 

«Этот золотой век, – писал Генри Пичем, – произвёл таких поэтов, что на рождение подобных им в последующие века трудно надеяться».

И в этом созвездии (по крайней мере, в списке Пичема) Эдвард де Вер  – на первом месте. Привожу список Генри Пичема:

- Оксфорд,
- Бакхёрст   (Томас Саквилл; его внук Роберт Саквилл был патроном Пичема),
- Генри Пэйджет,
- Филип Сидни,
- Эдвард Дайер,
- Эдмунд Спенсер,
- Сэмюел Дэниел.

***

Примечания.
1.  Nelson.
2.  Показания Чарльза Арундела по делу о католическом заговоре 1581 года.


*********************************************************
<> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <>   
*********************************************************


На иллюстрации фрагменты двух портретов Эдварда де Вера, 17-го графа Оксфордского:
1. Уэлбекский портрет. Париж, 1575 год.
2. Портрет кисти Маркуса Герартса младшего. Ок. 1590 года.


Рецензии
Вот это, действительно, точный ответ на причину сокрытия авторства! Иначе, зачем?

Виктор Селищев   29.07.2025 09:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!
Спасибо за понимание.
Были ещё причины для сокрытия имени автора (в случае пьес, а не сонетов):
1). Елизаветинские аристократы по традиции писали лирические стихотворения, сонеты, религиозные произведения, делали переводы с других языков. Писать пьесы для общественных театров считалось недостойным занятием для аристократа. В этом случае аристократ-драматург опубликовал бы пьесу анонимно или под чужим именем.
2). Пьесы Шекспира были использованы для государственной пропаганды, поэтому их официальным автором должен был быть человек, который поближе к народу, а не высокородный граф.
3). Профессиональный писатель для театра, не имеющий надёжной «крыши» в лице самой королевы Елизаветы или её фаворитов, мог бояться того, что в тексте его пьесы найдут крамолу.
Тогда он тоже писал анонимно или под чужим именем.
С уважением,

Ирина Кант 00   30.07.2025 04:16   Заявить о нарушении
Благодарю за подробные разъяснения, Ирина!

Виктор Селищев   30.07.2025 06:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.