Откровения Вечной Любви ч. 113
Воскресший Ангел , проявился нежностью обьятий,
Предчувствуя исток , явившейся зимой грозы,
Он прочитал в истории и счастье русской знати,
Ответы существа влияния на русский род войны.
И приезжающие гости , новости друзей и речи,
Не искушали жить неведомой судьбой,
Он был свободен от последствий долгих вече,
Укрытый в счастье творчества любимою страной.
Переходящей рубикон чужой судьбы и срока,
Реакции , на вольнодумства у дворянского венца,
Не принимавшего от Франции наследного урока,
Планировать все перемены в жизни до конца.
Вступившей в силу ясности устава и военной службы,
Кому , куда должно идти в сражение и с кем,
Можно вести переговоры о истоках верной дружбы,
И кто на деле обеспечит планы лучших перемен.
Коллизия судеб народов всей Европы и блистающих монархов,
Звала истолковать возможности влияния судьбы,
На всех , кто был задействован в формировании фольварков,
Попавших под рестрикции их права на владение земли.
Собрав свидетельства жестокости создавшихся условий,
В устах , вершащих свет в армейских округах,
Подняв вопросы сохранения дворянства и сословий,
Как класса , созданного Гением Любви в Веках.
Преобразивших ценности российского развития и воли,
В широкий резонанс основы рода и судьбы,
Позволив обрести в боях итоги вечной доли,
И укрепить основы основания величия страны.
Теперь нуждавшейся в законных переменах,
Для выбора пути в простор невиданных свобод ,
Казавшихся основой счастья в ойкуменах,
Идти вперёд и верить в конституцию и свод .
Законов , уподобивших примеры заграницы,
Блиставшей экономикой военных лет,
Творившей цены на богатство и столицы
И мира , ставшего искать исток побед.
Решая коллективно , все встающие вопросы,
И в интересах счастья золотого бытия,
Избрав ответы на текущие запросы,
В основах счастья из чужого жития.
Смотрящегося верхом высших достижений,
Полученных в любви и под влиянием свобод,
Набравших ход , великих постижений,
Как быстро можно осчастливить весь народ.
Не ведающий о поборниках причастья,
И ждущий вечной веры в Бога и Царя,
От всех истоков человеческого счастья,
Берущихся , спасти страну, любовь творя.
Ланкастерские школы возглавляя,
И восхищаясь духом русских мужиков,
Почтивших свет любви родного края,
Превыше всех заморских чудаков.
Не ведающих сердцем русского раздолья,
И чистоты простой Отечества Души,
Живущей Духом Русского Приволья,
В привычной роду девственной глуши.
При Александре I в России была предпринята попытка передать землю крестьянам за выкуп, но массовое освобождение крестьян не произошло. Император подписал указ о вольных хлебопашцах (20 февраля 1803 года), который разрешал помещикам отпускать крестьян на волю с земельными наделами за выкуп, но указ носил рекомендательный характер. istoriarusi.ruBiblioFond.ruzaochnik-com.comdzen.ru
Законодательные нормы
Указ о вольных хлебопашцах предусматривал:
Право помещика предоставлять крестьянам свободу и землю за деньги. Стоимость выкупа помещики устанавливали самостоятельно.
Обязательность выплаты помещику полной суммы. В случае невыплаты крестьянин снова становился крепостным.
Юридический статус крестьян — они наделялись всеми гражданскими правами и становились свободными людьми.
istoriarusi.rucyberleninka.ru
Процедура
Выкуп земли контролировался помещиком: он определял размер земельного участка, его положение и стоимость. Некоторые особенности процедуры: istoriarusi.ru
Введение системы «градаций» — на первую десятину надельной земли проходилось 50% оброка, на вторую — 25%, на остальные десятины раскладывались поровну оставшиеся 25% оброка.
Размер выкупной платы определялся путём капитализации оброка из расчёта 6% годового дохода от суммы выкупа. Оброк приравнивался к 6% выкупной суммы.
Крестьяне не могли сразу выплатить помещику всю сумму выкупа — роль посредника между крестьянами и помещиками брало на себя государство.
s-a-m-p-o.ru
Финансирование
Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция). Крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству. Некоторые особенности финансирования: ru.wikipedia.org*ru.ruwiki.ru
Сразу после заключения выкупной сделки крестьяне должны были выплатить помещику 20% выкупной суммы.
Оставшиеся 80% за вычетом прежних банковских долгов помещика выплачивало государство.
Для погашения этой суммы крестьяне ежегодно должны были выплачивать 6% от выкупа.
s-a-m-p-o.ru
Результаты
Указ о вольных хлебопашцах не имел серьёзного значения для большей части крепостных. Некоторые причины: istoriarusi.ru
Помещик не был обязан продавать землю — даже если крестьянин имел деньги и просил сделать его свободным, помещик мог отказаться без последствий.
Часто помещики предлагали крепостным для выкупа неплодородную землю или устанавливали неподъемную сумму выкупа.
Многие помещики предоставляли крестьянам свободу только на том основании, что последние были обязаны не только выкупить свою свободу, но и нести повинности обычных крепостных крестьян (барщина и оброк).
istoriarusi.ru
Зарубежье
Пруссия. В начале XIX века дворянскую землю крестьяне получили за денежный выкуп, в 1807 году были сняты сословные ограничения на владение землёй. По актам 1811 и 1816 годов собственность могла быть оформлена в обмен на передачу одной трети или половины обрабатываемого участка помещику.
Австрия. Крестьяне немедленно получили землю в собственность, и лишь затем правительство решило вопрос о денежной компенсации для помещиков, причём на выгодных для крестьян условиях: треть всей выкупной суммы финансировали бюджеты австрийских провинций.
Основные идеи декабристов включали политические, социальные и экономические положения, которые нашли отражение в программных документах тайных обществ. spravochnick.rubiographe.ruresearch-journal.org
Политические идеи
Ограничение самодержавия и установление конституционного правления. bigenc.rumoluch.ru
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. moluch.ruresearch-journal.org
Создание представительных институтов — например, двухпалатного Народного вече. research-journal.org
Право на восстание против угнетения — декабристы утверждали, что народ имеет моральное право сопротивляться произволу власти. moluch.ru
Социальные идеи
Уничтожение сословного строя и утверждение равенства всех граждан перед законом.
Защита неприкосновенности личности и имущества.
Свобода слова, печати, собраний, вероисповедания.
Переустройство судебной системы — введение гласности судопроизводства, состязательности сторон, создание института присяжных и адвокатуры.
cyberleninka.ruresearch-journal.org
Экономические идеи
Критика крепостного права и поиски путей социально-экономических преобразований.
Идея создания общественной собственности на землю — например, передача половины помещичьих земель в общественный фонд, который нельзя продавать или закладывать.
Реформа налоговой системы — отмена личных податей и повинностей, сокращение косвенных налогов, введение подоходно-поимущественного обложения на основе уравнительного принципа.
Создание широкой сети банков на кооперативных началах, которые должны были помочь земледельцам, желающим обзавестись хозяйством.
lektsii.orgnaukavestnik.ru
Примеры программных документов
«Русская правда» П. И. Пестеля (Южное общество). Предлагала ликвидацию самодержавия, установление республики и отмену крепостного права. Крестьяне освобождались с наделами земли, помещичье землевладение частично сохранялось, но урезалось. spravochnick.rudzen.rulevelvan.ru
«Конституция» Н. М. Муравьёва (Северное общество). Выражала взгляды более умеренной части декабристов — предлагала конституционную монархию с сохранением императора в качестве номинального главы государства. Крепостное право отменялось, но крестьяне освобождались только с приусадебным участком и по две десятины пахотной земли на inecon.orgcyberleninka.ru
Ланкастерские школы (Белл-Ланкастерская система взаимного обучения) сыграли важную роль в истории России в XIX веке. Система пришла в Россию из Западной Европы и была востребована для массового обучения, особенно среди бедных, ремесленных и рабочих
Суть методики
Учитель разбивал детей на группы по 6–10 человек для изучения конкретных тем (например, умножения, чтения или написания слов по слогам) и над каждой такой группой ставил монитора — чаще всего ученика последних ступеней обучения, который уже сам хорошо умел читать, писать или считать. skillbox.ruvk.com
В больших школах были младшие и старшие мониторы: первые непосредственно обучали других детей, а вторые помогали учителю следить за порядком во время занятий. skillbox.ruvk.com
Обучение проходило в точно определённые сроки и в строгой последовательности. Существовала система наград и наказаний, способствовавшая поддержанию дисциплины. ru.wikipedia.org*ru.ruwiki.rurusrech.jes.su
История
Первая ланкастерская школа в России появилась в 1819 году в Гомеле в имении графа Николая Румянцева. Первыми учениками стали 50 местных сирот, изучавших ремёсла. zkm-nasledie.rudiletant.media
В 1818 году «ланкастерскую методу» приняли за основу обучения в российских начальных военных училищах. vk.comt.me*
Дворяне-меценаты открывали школы для бедных, устроенные по типу ланкастерских. Например, в 1819 году заработала сиротская школа графа Николая Румянцева, которую обустроил специально для этого вызванный из Англии Джеймс Артур Герд, педагог и специалист по Белл-Ланкастерскому обучению. vk.com
В 1840–1850-х годах ланкастерская система применялась ссыльными декабристами, создававшими школы в Сибири. Наиболее известны были мужские и женские училища И. Д. Якушкина в Ялуторовске. ru.wikipedia.org*
Результаты
Появление больше образованных людей — значительная часть учеников продолжила учиться и дальше.
Стимулирование интереса к образованию среди широких слоёв населения, что способствовало общему культурному развитию страны.
t.me*dzen.ru
Однако активное распространение ланкастерских школ в России продлилось всего два-три года. К началу 1820-х годов комитет при министерстве просвещения начал тормозить развитие школ, император тоже в них разочаровался. vk.comt.me*
Критика
Неготовность учителей — не все педагоги смогли адаптироваться к новым методам обучения, многие перенесли традиционный авторитарный подход, что снижало эффективность системы.
Культурные барьеры — в разных регионах России существовали свои традиции и обычаи, которые иногда мешали внедрению новых методов.
Нехватка ресурсов — для успешного функционирования системы требовались не всегда доступные учебные материалы и оборудование.
dzen.ru
В своих вынужденных скитаниях по России Пушкин очень скучал без друзей, лицейских и литературных. На юге пробовал он сойтись с новыми людьми, но с одними было ему скучно, в других, как в Александре Раевском, он разочаровался. Александр Раевский коварно прокрался между поэтом и графиней Элизой, может быть, даже мужу ее что-то нашептывал.
Точных сведений о роли Александра Раевского в высылке Пушкина из Одессы у нас нет, но что-то неладное там произошло. Не о нем ли думал Пушкин, когда писал в лицейскую годовщину:
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет…
(1825)
А в друзьях он нуждался. «Для Пушкина дружба была священной потребностью», – писал как-то Плетнев, который никак не мог научиться писать просто. Правда, французские и немецкие романтики, которыми они тогда зачитывались, писали еще напыщеннее. Да на этот раз Плетнев и не преувеличивает, верно передает одно из основных свойств Пушкина. У людей того поколения была потребность и способность к дружбе. Даже черствые, холодные люди считали необходимым иметь друзей, изливать перед ними свои чувства, хотя бы вычитанные и вымышленные. Пушкин не был ни холодным, ни черствым. Чувствительных излияний он не любил, был неисправимым зубоскалом, мог дразнить своих и чужих. Но дар дружбы ему был дан редкий. Щедрость его бесконечно богатой натуры сказывалась и тут. И в дружбе он больше давал, чем получал. Только Дельвиг, позже Нащокин, платили ему такой же полновесной золотой монетой.
Верно заметил H. H. Страхов: «Пушкина многие любили, но не друзья его прославились своей необычайной преданностью, а он знаменит той нежностью, которую питал к ним».
От Петербурга до Михайловского 400 верст, расстояние для России очень небольшое, но только два лицеиста, Пущин и Дельвиг, навестили его. Первым, в январе 1825 года, приехал Пущин. Он ушел из военной службы и был в Москве судьей. Многие считали такой переход чудачеством. По тогдашним понятиям, это была должность низкая, не барская. Пущин говорит, что выбрал судейскую должность по убеждению, как член Союза Благоденствия, одной из задач которого было упорядочить в России правосудие. В тот год И. И. Пущин проводил рождественские каникулы во Пскове у сестры своей Набоковой. Перед отъездом из Москвы он сказал А. И. Тургеневу, что собирается повидать Пушкина.
«– Как, вы хотите к нему ехать? Разве вы не знаете, что он под двойным надзором, политическим и духовным?
– Все это я знаю, но знаю также, что нельзя не навестить друга после пятилетней разлуки в сегодняшнем его положении, особенно, когда буду от него с небольшим в ста верстах. Если не пустят к нему, уеду назад.
– Не советовал бы, – прибавил добрейший Александр Иванович».
Друзья даже не знали, разрешено ли бывать у Пушкина. На самом деле никто не мешал ему принимать гостей. Единственное препятствие, которое встретил Пущин, были сугробы. На одном из них его сани так тряхнуло, что ямщик слетел с облучка. Пущин и его человек схватили вожжи: «Все лес… скачем опять в гору извилистой тропою. Вдруг крутой поворот, и как будто вдруг вломились с маху в притворенные порота, при громе колокольчика… Я оглядываюсь, вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубахе, с поднятыми вверх руками. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнаты. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надо прикрыть наготу, а я не думал об заиндевелой шубе и шапке. Было около восьми часов утра. Прибежавшая старушка застала нас в объятиях друг друга. Один почти голый, другой весь забросанный снегом. Наконец, пробила слеза, и мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла… Ничего не спрашивая, няня бросилась меня обнимать… Пришел и Алексей (слуга Пущина), который в свою очередь бросился целовать Пушкина. Он не только близко знал и любил поэта, но и читал наизусть многие из его стихов… Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако, ту же веселость. Он как дитя был рад нашему свиданию».
День пролетел быстро. Под вечер Пушкин читал свои стихи. Продиктовал Пущину начало «Цыган» для альманаха, издававшегося товарищами Пущина по тайному обществу, Рылеевым и А. Бестужевым. С появлением Пущина в Михайловском, как в Каменке, повеяло духом заговора. Возможно, что Пушкину хотелось кое-что узнать от старого друга, но Пущин, если верить его воспоминаниям, написанным 30 лет спустя, обошелся с поэтом с дидактической важностью и наставительностью.
«Среди разговора Пушкин ex abrupto[14] спросил меня: что говорят о нем в Петербурге и в Москве? При этом вопросе рассказал мне, что будто бы император Александр ужасно испугался, найдя его фамилию в записке коменданта о приезжих в столицу, и тогда только успокоился, когда убедился, что не он приехал, а его брат Левушка. На это я ему ответил, что он совершенно напрасно мечтает о политическом своем значении, что вряд ли на него кто-нибудь смотрит с этой точки зрения, что вообще читающая публика благодарит его за всякий литературный подарок, что стихи его приобрели народность во всей России, наконец, что близкие и друзья помнят и любят его, желая искренне, чтобы скорее кончилось его изгнание. Он терпеливо выслушал меня и сказал, что несколько примирился за эти четыре месяца с новым своим бытом, в начале очень для него тягостным, что тут хоть невольно, но все-таки отдыхает от прежнего шума и волнения, с Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно… Среди всего этого было много шуток, анекдотов, хохоту от полноты сердечной. Пушкин потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судью. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня. Незаметно опять коснулись подозрений насчет общества. Когда я ему сказал, что я не один поступил в это новое служение отечеству, он вскочил со стула и воскликнул: «Верно, все это в связи с майором Раневским, которого пятый год держат в Тираспольской крепости и ничего не могут выпытать». Потом, успокоившись, он продолжал: «Впрочем, я не заставляю тебя, любезный Пущин, говорить. Может быть, ты и прав, что мне не доверяешь. Верно, я этого доверия не стою по многим моим глупостям…» Молча я крепко обнял его».
Это молчание, очевидно, было знаком согласия. Хотя Пушкин имел бы право спросить приятеля: «Если это так, если я не имею политического влияния, то за каким чертом меня держат в этой глуши?» Но, бесконечно снисходительный к друзьям, он только «как дитя был рад свиданию».
Оно недолго продолжалось. Пущин даже не остался ночевать, уехал в ту же ночь. Это была их последняя встреча.
В конце апреля приехал Дельвиг, которого Пушкин уже давно и нетерпеливо ожидал. Дельвиг все делал неторопясь и долго дразнил Пушкина обещаниями приехать. В середине марта Пушкин послал ему лаконическую записку:
«Дельвиг, жив ли ты?»
В это время Дельвиг действительно чуть не умер от горячки. Он поехал к отцу в Витебск и заболел. Была еще и другая причина, почему Пушкин не получал от него писем. «Из Петербурга я несколько раз писал тебе, – сообщал Дельвиг Пушкину, – но у меня был человек немного свободомыслящий. Он не полагал за нужное отправлять мои письма на почту». Это письмо кончается чисто по-дельвиговски: «Целую крылья твоего гения, радость моя».
Радостью для обоих была их встреча. У Пушкина ближе Дельвига никого не было. Их связывало созвучное чувство поэзии, которая для обоих была главным содержанием жизни. Оба, любя поэзию, умели наслаждаться чужими стихами. Дельвиг привез Пушкину отголоски свежих литературных толков и споров, в центре которых он был как издатель «Северных Цветов». Пушкин любил современность, любил быстрое мелькание сегодняшнего дня, пульсацию столичной жизни, от которой уже пять лет был оторван.
Наговорившись досыта за день, друзья вечером отправлялись в Тригорское, где приветливый, благодушный Дельвиг писал стихи в альбом красавиц трех гор, как прозвал он тригорских барышень.
«Как я был рад баронову приезду, – писал Пушкин брату. – Он очень мил. Наши барышни все в него влюбились, а он равнодушен, как колода, любит лежать в постели, восхищаясь Чигиринским старостою (поэма Рылеева. – А. Т. -В.), приказывает тебе кланяться» (23 апреля 1825 г.).
Приезд Дельвига пришелся особенно кстати, так как Пушкин подготовлял давно задуманное издание первой книги стихов, важное дело в жизни каждого поэта. До тех пор Пушкин издал отдельными книгами три поэмы, в 1820 году «Руслана и Людмилу», в 1822 году «Кавказского пленника», в 1824 году «Бахчисарайский фонтан». А книги стихов у него все еще не было. Печатал он стихи, начиная с 1814 года, в сборниках, журналах, альманахах. Пора было их собрать под одной обложкой. Еще в 1820 году в Петербурге хотел он издать стихи, уже выписал их в чистовую тетрадь. И всю тетрадь проиграл за тысячу рублей Никите Всеволожскому, амфитриону Зеленой Лампы. Тетрадь осталась, как заклад за карточный долг, а сам поэт очутился на юге, тоже своего рода заложник, выхваченный правительством из лагеря либералистов. Годы шли. Много написал Пушкин новых чудесных стихов, которые повторялись по всей России. А все еще не было тома стихотворений Пушкина. В Михайловском Пушкин в первую же зиму занялся их подбором, строгим, тщательным, скупым, многое раньше напечатанное не включил, многие новые стихи сурово отбросил. Между прочим внес в список уже бывшее в печати стихотворение «Платонизм», потом вычеркнул и на полях пояснил: «Не надо, ибо я хочу быть моральным человеком».
С Дельвигом он снова проверил свой список. Его поэтическому чутью он всецело доверял. Но и на этом не успокоился. Советовался еще с Жуковским и Плетневым. В конце концов отобрал 106 вещей. Потом выбросил из них еще десять и три прибавил. Наконец, Плетневу разрешил напечатать сборник. В последних числах декабря 1825 года вышла в свет «Первая книга стихотворений Пушкина».
Дельвиг прогостил у него только десять быстро промелькнувших дней. Опять Пушкин остался один, с няней и с тригорскими соседками. В том же году в сентябре он еще мельком виделся с третьим лицеистом, князем А. Горчаковым. Будущий канцлер был тогда скромным советником посольства в Лондоне. Он приехал в отпуск к дяде А. Н. Пещурову, тому самому, который был приставлен наблюдать за Пушкиным. Услыхав о приезде Горчакова, Пушкин поехал к нему. Горчакову нездоровилось. Он лежал в постели. Пушкину вздумалось прочесть ему отрывок из «Бориса Годунова», но трагедия не понравилась дипломату. В особенности не по вкусу ему пришлись народные сцены. Горчаков потом рассказывал, что в некоторых сценах «проглядывала какая-то изысканная, нарочитая грубость, там говорилось что-то о слюнях». Князь заметил Пушкину, что такая искусственная тривиальность довольно неприятно отделяется от общего тона и слога, которым написаны другие сцены.
«– Вычеркни, братец, эти слюни. Ну к чему они тут?
– А посмотри у Шекспира, и не такие еще выражения попадаются, – возразил Пушкин.
– Да, но Шекспир жил не в XIX веке и говорил языком своего времени.
Пушкин подумал и переделал свою сцену».
Так, полвека спустя сановный дипломат помянул свою встречу с создателем «Бориса Годунова». А Пушкин, досадуя на себя, что вздумал «душить трагедией в углу» этого далекого от литературы балованного красавца, тогда же написал Вяземскому:
«Горчаков доставит тебе мое письмо. Мы встретились и расстались довольно холодно, по крайней мере с моей стороны. Он ужасно высох – впрочем, так и должно; зрелости нет у нас на севере, мы или сохнем, или гнием; первое все-таки лучше. От нечего делать я прочел ему несколько сцен из моей комедии, попроси его не говорить об них, не то об ней заговорят, а она мне опротивит, как мои «Цыганы», которых я не мог докончить по сей причине» (12 сентября 1825 г.).
Но все-таки, справляя один, вдали от братской переклички, лицейский день, он и эту встречу в своем величавом гимне помянул по-товарищески:
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней…
Нам разный путь судьбой назначен строгой:
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,
Но невзначай, проселочной дорогой,
Мы встретились и братски обнялись…
С благодарностью вспоминает он обоих своих гостей-лицеистов:
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный…
Горячее всего строки, посвященные Дельвигу.
О Дельвиг мой, твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил…
Величавая мудрость этих стансов показывает, как вырос Пушкин. С каким широким благоволением говорит он:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Даже такие, казалось бы, понимающие друзья, как Жуковский и Вяземский, корили его за ветреность и необузданность, за капризы и порывы, а в это время в его душевной глубине царила прозрачная тишина, зрели величавые творческие мысли, которые он облекал в слова, насыщенные плавной, музыкальной красотой. Как прекрасно каждое слово, обращенное к Дельвигу:
С младенчества дух песен в нас горел
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво…
(19 октября 1825г.)
Эти две классические строчки яснее всяких рассуждений показывают, чем стал Пушкин в Михайловском. А.В.Тырнова-Вильямс Жизнь Пушкина ЖЗЛ
Свидетельство о публикации №125072802963
