Сказание о Великом Князе Владимире Святославиче

Я поведаю, читатель мой, вам, истиной глаголя,
Сделаю я шаг назад в одиннадцать веков,
Расскажу про князя, кто бежал за море,
А вернувшись, Русь крестил, услышал кого Бог!

Первая часть
Преемники Святослава

Началась история Крестителя в Будятине,
Где родился Володимир Святославич-мал:
Незаконнорожденный был он от Малуши,
И за то народ его робичичем прозвал.

Разделив меж братьями земли Руси Дивной,
В Византию Святослав стал войско направлять,
И, не зрея будущего битвы столь недлинной,
Шел последний раз за жизнь он воевать.

Новость получивши о гибели отцовской,
Стали Святославичи владения разбирать:
Ярополк - князь Киевский, Владимир - Новгородский.
На Земле Древлянской Олег стал княжевать.

В семьдесят седьмом году меж братьями разлады -
Княжеской усобицы началась пора:
На охоте Князь Олег убил сына варяга 
Ярополку близкого - Свинельдича Люта.

Так, разгневанный поступком древнеруса,
Ярополку стал варяг о мести говорить,
Князь, поддавшись пламенным Свинельдовым искусам,
С братом согласился за власть мечи скрестить.

Вышли Святославичи землю поделити:
Древнерусский конунг брату проиграл.
И, желая в Овруче всех воинов укрыти,
Под мостом у сего града князь Олег и пал.

Ярополк, подумавши, в Новгород направился -
Захотел брат старший робичича сразить.
Только Володимир за моря отправился,
Не желавши он судьбу Олега повторить.

В скандинавских землях Владимир сохранился,
В сагах древних славиться подвигами стал
И с народом быстро языческим сроднился,
Войско из варягов он сильнейшее собрал,

Чтобы воротиться, землю отстояти,
Города другие себе чтоб подчинить.
По дороге в Новгород князь в Полоцк заезжати -
Град на Северной Двине хотел он захватить.

Заодно хотел Владимир с Рогволодом справиться:
Говорилось, Ярополку Полоцк помогал.
Князь, по-зверски поступив, с Половцем рассправился,
А Рогнеду, дочь его, в жены себе взял.

Дивчина Володимиру когда-то  отказавши,
Обозвав робичичем (наложницы сынком).
Конунг же вернулся, деву покаравши,
И убил её отца, на глазах притом.

А вернувшись в Новгород, посадника прогнавши
Ярополкова, Владимир направлять
Войско в Киев стал, желая отстоявши
Град у брата, Русью Великой управлять.


Сговорившись с Блудом (бояром Ярополка),
Стал Владимир думать, как брата победить.
Ивещей Иона план выдвинул для полка,
Предложив робичичу град Киев обложить.

Но Блуд испугался киевского люда
И совет дал Ярополку город покидать.
Конунг же прислушался к опасениям Блуда,
И стал Святославич старший в Родне брата ждать.

Да робичич с войском, в град пустой вошедши,
Сразу повелевши брата отыскать,
Ведь негоже конунгу, с севера пришедши,
Просто так вернуться и долг свой не отдать.

Ярополку предложил Владимир перемирие
И через Иона в Родню передал:
"Буду ждать решения здесь, во граде Киеве!" -
Святославич старший противиться не стал.

Только он приблизился ко родному брату,
Яролка встретили, смертью одарив:
Обнажили два варяга меч в сей час расплаты,
Убив князя старшего, спину поразив.

И с того же дня стал Владимир славиться,
Занял место князя он да всея Руси,
Верил, что отныне с ним никто не справится,
Как на всей земле, так и на небеси.

Чтобы защитити Русь от печенегов,
Стали создаваться Змиевы валы:
Вышки сообщали князю о набегах
Дымовым сигналом, спасая от стрелы.

Да тогда легенды начали слагаться
О богатырях - сильнейших на Руси:
Те были готовы с врагами разобраться
Богатырской силушкой, рождённой от земли.

Началось при Володимире тогда градостроительство:
Строился и Белгород, и Славный Переяславль,
Где уродился Кожемяка. Да своим строительством
Владимир-град-Волынский славиться вмиг стал.

Стали при Владимире монеты  появляться:
Златник и серебрянник чеканка создает.
Вскоре рудники земли начали кончаться:
На Руси их мало, всё драккар везёт.

Также говорилось, что при Ярополке
Началась чеканка в Киеве монет.
Но торговля невозможна рудниками только,
Так пришлось Владимиру всё свести на нет.


Вторая часть
Выбор веры

Во времена робичича гонениия начинались
Всех христиан, князь верил лишь языческим богам,
И люди вместе с князем богам тем поклонялись.
Объединить чтоб племена построил конунг храм.

Да идолы хранились в этом храме
Таких богов, как Хорс, Макошь, Даждьбог,
Стрибог, Семаргл, а стоял во главе
Перун, то был грозы и грома Бог.

Но жертвоприношения, языческие боги
Не помогли Владимиру людей объединить.
Пришла пора поведать о выборе религии,
Да и как Святославич решился Русь крестить.

И в восемьдесят третьем пошёл князь на ятвягов,
Да удалось робичичу народ сей победить;
И захотевши он тогда от взятых им варягов
Иль отрока, иль деву в жертву приносить.

Так жребий пал на сына варяга Феодора,
То Иоанн был, но отец не дал дитя казнить,
Сказав, что древо-идолы - то дьявола раздоры,
А Бог один, Креститель наш, кто мир смог сотворить:

"Не боги те, что дерево, а Бог - один творец
И неба, и земли, и даже тех древес,
Которые и стали язычников богами,
Да вырезались идолы людскими-то руками!"

Услышав его речь, Владимир обозлился,
Велел своему войску да разнести их двор.
А после на сенях отец с сыном простился -
Был вынесен обоим смертельный  приговор.

Но усомнился конунг в языческой-то вере;
Смогли слова варяговы его разубедить:
"Какая же религия сильна на самом деле?" -
Владимир проповедников велевши пригласить;

Тех, кто поведает ему о тайнах веры каждой,
Расскажет, что же ждёт его на небеси, земли,
С какими испытаниями встретится однажды;
Вот мусульмане первые к Владимиру пришли.

Пришедши проповедники из Волжской из Булгарии,
Поведали правителю, чем славится ислам,
Что, отказавшись от свинины, пития, он далее
Со смертью своей встретится в сопровождении дам.

Но тут же Володимир Булгарам отказати,
Сказавши он в ответ такие вот слова:
"Руси веселие - пити, нам без того не быти!" -
Тогда же до католиков очередь дошла;

У римлян расспросивши Владимир о религии,
Узнавши, что земли своей у них отныне нет:
Из Иерусалима прогнаны за все грехи великиие,
Последовал от конунга тогда такой ответ:

"Идите же туда вы, откуда к нам пришедши!
Отцы наши не приняли однажды ваших слов!" -
Когда же проповедники во странствие ушедши,
Народ хазарский речь свою
представить был готов.

Да неприятными Владимиру тогда же показались
Взаимоотношения с Богом своим хазар,
И вспомнил Святослава князь, однажды кто сражался
В Хазарии и кто еврейский люд с
земель родных прогнал.

Так отказал Владимир тогда и иудеям -
У люда сего вовсе своих земель же нет.
А греческий философ (на смену тем евреям)
Пришел к конунгу, в Киев, свой даровать совет.

Промолвил Святослава сын, что, приходя, евреи
Поведали, будто бы немцы, греки веруют в того,
Кого распяли сами, и более доселе
Робичич о Христе не знавши ничего.

Тут проповедник рассказал о вере христианской
Да о пришествии ко грешникам Христа,
О зарождении мира, о чудесах да странствиях,
О сыне Божьем, кто за грешный люд принял смерть от креста.

"А после, по писанию, воскресши Иисусе
На третий день, тогда же и смерть он победив,
Так змею же Господь ответил за искусы,
Людей он вечной жизнью посмертно одарив.

Когда-то человечество с женою согрешити:
Адама с Евой дьявол плодами искусив,
А после врата рая для грешников закрыти,
Бог же в ответ чрез Марью Деву сына сотворив.

Адам, сорвавши с древа плод, словам поддавшись лестным -
Удумал Бога змий так древом победить;
Бог же погиб за грешников да на кресте древесном,
И снова искуситель не смог Христа сломить.

Однажды же потоп великий сотворити,
Господь люд покаравши, немногих сохранив,
А после да Водой Святою всех он и крестити,
И Дух Святой в обличие голубя над сей Водой парив.

Святили после этого Водой да Духом Свя;тым;
Открылся путь для христиан тогда во вечну жизнь." -
Узнал же Володимир и о Христе распятом
Да и как люд, крестившись, сказал миру: "Аминь!"

И показавши князю картину проповедник,
Изображен был где известный Страшный Суд:
"Как хорошо быть справа!" - молвил  Ольги наследник.
Сказал филосов: "Князь, крестись! И будешь тогда тут."

Созвал бояр Владимир, начал говорити:
"Вот, веры нам представили, какую же принять?
Хазары, греки, римляне, евреи, расхвалили
Религии свои, кому же из них внять?"

Ответили бояре: "Своё бранить не станут,
И, кто как служит Богу, нужно разузнать!"
Так выбрали послов, ко всем кто и нагрянут
Да смогут о служениях всех князю рассказать.

Послы же поклонения в мечети увидали,
Служения немцев с запада их взор не привлекли.
Тогда же христианской службы очередь настала,
Что в византийском храме послы узреть смогли.

А воротившись в Киев, они да восхваляли
В Соборе СвЯтой Софьи служение Христу
И о других религиях всё князю рассказали,
Душа же Володимира тянулась ко кресту.

Но только не спешил князь народ свой покрестити,
Ведь Русь ему  придется грекам подчинить,
И тут решивши конунг Корсунь захватити,
А после царям греческим решение огласить. 

Противились всё Корсунцы робичича решению;
Сдаваться не спешили, врата во град закрыв.
Да подсказали конунгу, спасти как положение -
От Анастаса-корсунца стрелу он получив.

Где был совет прописан, что, люд воды лишивши,
По силам будет князю дух города сломить.
И молвил же Владимир, взгляд в небо устремивши:
"Коль сбудется - крещусь!" - так смог он победить...


Третья часть
Крещение

Князь, захвативши Корсунь, послание  отправил
Ко греческим царям, велевши им сказать,
Что их столицу завоевывать пока же он не станет,
Коль в жены согласятся сестру свою отдать.

Тут Константин, Василий в думу погрузились:
"Как можно за язычника царицу выдавать?" -
И всё же с Володимиром цари договорились,
Но должен был креститься князь да веру их принять.

Сказавши грекам конунг с Анной приезжати:
Сможет он от епископа их Бога слову внять,
Крестят его, и будет можно свадьбу да сыграти.
Царицу в Херсонесе Владимир ставши ждать.

Анна не захотела же за князя выходити:
Цари пытались всячески её уговорить.
И чтобы греков с Русью скорее помирити,
Царица согласилась к Владимиру поплыть.

И в Херносес приплыв, узнать смогла о горе:
Поведали царице, что конунг вдруг ослеп.
Сказала Анна князю, пришедши к нему вскоре:
"Впусти в себя ты Бога, увидишь тогда свет!"

"Если случится это - воистину велик он,
Бог Христианский." - молвил князь, велев себя крестить.
От слепоты Владимир же вмиг освободился;
Лишь стоило епископу ко лбу крест приложить.

Прозрел великий княже, и чуда миг случился,
Узрев сие, бояре крестились вместе с ним.
В соборе после с Анной Владимир обручился,
Слова же от священников он выслушал за сим:

"Не поддавайся, княже, еретикам ты лживым,
Кто, крест наклеив, вставши, начнет его топтать,
Веруй всегда во истину и с Богом стань единым,
Тогда познаешь ты Христову благодать! "

И возвратив же Византии Корсунь, Володимир
На Родину вернуться с боярами спешил.
Христу чтоб поклониться и верным стать Святыне,
От идолов избавить робичич Русь решил.

Языческие статуи сгорели все во пламени,
Перуна древо по воде пустить конунг велел,
Народ Руси поддался тогда сему желанию,
Чтоб Володимир Красно Солнышко люд свой крестить сумел.

Как радостен был день, когда народ крестился
В Днепре и христианство когда же он принял,
Крестилем в истории Владимир сохранился;
В восемьдесят восьмом году словам души он внял.

Так стали возводиться и храмы православные,
Владимир Красно Солнышко всем бедным помогал,
Да верил конунг тем словам, Богом когда-то сказанным:
Креститель наш Евангелие быстро познавал.

Возвёл Владимир храм Василия Святого,
И Пресвятой Марии Девы церковь он создал.
Продолжат сыновья его дело творить благое -
Любовь да веру в Бога всем конунг даровал.

В године-то четырнадцатой нового столетия
Не стал один из сыновей Владимиру платить,
Тогда же к своему же семьдесят трёх летию
Решился конунг сына - Ярослава - навестить.

Но не успел  правитель, пятнадцатый год грянул,
Когда же и покинул Владимир мир людской,
И похоронен был в Марии Девы храме,
А в царстве Божьем конунг обрёл и лик Святой.

Владимир Красно Солнышко нам веру подаривши,
Прозрев, увидел истину и райский Божий  свет,
Он в вечну жизнь Руси путь верный озаривши,
Так занял место в Повести да Временных он Лет.


Рецензии