Пена мгновений и дней Бориса Виана
Французский поэт,прозаик,джазовый музыкант и певец,эпатажный нонконформист и бунтарь.Он писал не только под своим именем,но и под 24 псевдонимами,самый известный из которых Вернон Салливан. Несмотря на то,что умер Виан очень рано -в 39 лет, он успел повлиять на историю музыки и создать в каждом своём произведении ни на что не похожий мир уникального абсурда.Стоит впервые открыть классическому читателю любой роман Виана, как первой мыслью становится :
"Он сейчас серьёзно!? Что здесь вообще происходит? Куда я попал и зачем это вообще начал читать?"Давая автору шанс с каждой новой страницей эта мысль только ещё больше прорастает и укрепляется погружая практически в первозданный хаос.
Когда ещё не было ничего,даже слова,а был лишь сгусток невообразимого"оно".
Мир Виана -это герои,которые ставят на стол вазу в которой вместо цветов куриные эмбрионы, врач измеряет давление и температуру деревянному стулу и слушает его предсмертные агонии и скрипы. На воскресной мессе в его романе "Сердцедер"кюре боксирует с дьяволом, месяцы года сменяются вдруг январелем и июльавгустом.Эти мелкие детали обьединяют всё произведения Виана и абсолютно точно роднят его с Сальвадором Дали в мире живописи. Законы физики в хаосе отменены и быт обычных рядовых сотрудников компаний не обремененных яркими событиями
вдруг превращается в невозможно-сюрреалистический мир.И вроде бы всё это сказка для взрослых,но очень жестокая из-за своей правдивости. Игра
в расчеловечивание, которую по сути предсказал автор ,ожидает мир в будущем.
Зло-ковер на стене на который никто не обращает внимания . Любовь , которая тихо раздирает и медленно душит забирая жизнь. И мало что имеет право закончится хорошо,как бы ярко и весело не начиналось.При всём этом внешнем бурлеске и мишуре сюрреалистического экстаза произведения Виана пронизаны такой глубокой и фатальной печалью,что параллельно с отрицанием думаешь:
"Кем вы были, Борис Виан!? Кто вы такой!?"
Ещё и джазовый трубач с больным сердцем забравшим так рано его жизнь.
Сладострастный "цветистый " стиль манеры игры на трубе роднил Бориса с Дюком Эллингтоном и Биксом Байдербеком.
Свободный художник лишённый рамок,противник всяческих иерархий и серьезностей Виан любил жизнь и уходя сказал фразу, которая явилась "кодой" романа"Осень в Пекине": "Из всего сказанного можно сделать какой угодно вывод ".
Каждый читая его книги будет делать свои выводы,но всегда будет не равнодушен к этому парню сумевшему остановить время.
(Статья для журнала Литературное обозрение)
Свидетельство о публикации №125072605884
Сейчас особенно ощущаю его влияние.
Марк Айдахо 28.07.2025 12:03 Заявить о нарушении
Ирина Сергеева 12 28.07.2025 14:13 Заявить о нарушении
Сердцедер в очереди. Обязательно вернусь к Виану.
Марк Айдахо 28.07.2025 21:09 Заявить о нарушении