Нервный срыв
Сказал, что песни петь не надо…
Что для поэтов-песняров,
Таких, как я, не хватит яда…
Он демагогией про яд
Меня довёл почти до срыва…
Но я той травле даже рад.
Хоть и немножечко тоскливо…
Я с ним подраться захотел,
Но передумал: «К черту сопли…
Раз я останусь не у дел…
К чему стенания и вопли?..»
Почти забыв про нервный срыв,
Решил дождаться свою Музу…
И, двери настежь отворив,
Я ждал, почесывая пузо…
Какой-то маленький еврей
Возник внезапно на пороге…
Но я прогнал его взашей…
Я к попрошайкам очень строгий…
И плюнул в след ему, забыв,
Что он с голодной "Украины"…
А в голове звучал мотив…
Почти что сказочный, былинный…
Я за перо, за стол… Тут бац!
Опять возникла эта морда…
«Меня зовут, товарищ "Кац"…
И я настроен очень твёрдо -
Пишу про творческий закат…
Готовлюсь, так сказать, к поминкам» …
И тут же мягкий его зад
Поймал автограф от ботинка.
Ко мне, вдруг, «Бабкин» хоровод
Явился в танцах упражняться…
Тогда подумал: «Вот залёт!
Придётся с каждым обниматься» …
«Крутой» с роялем приходил…
Нет, не с бухлом, а - с пианино…
Про ноты что-то говорил…
Сентиментальный был мужчина…
Возник «Леонтьев» - мой кумир,
Как рыба в сетке - только в блёстках…
Я дал бедняге рыбий жир…
За что был послан… очень жёстко.
Но оглянуться не успел,
Как «Расторгуев» сам явился…
Со мной под водочку он спел…
Но так, что я едва не спился…
Тут "Семенович" – напролом:
«Я к вам с огромным нежным чувством!» …
Пыталась влезть в дверной проем,
Но не смогла… с таким-то бюстом…
Кудахтал долго, доставал,
Канюча песни, некто «Зверев" …
И, как "петух", вокруг скакал…
Он тоже вылетел… без перьев…
Поэты томною рекой
Под дверь пытались просочиться…
Но я сказал им: «Ни ногой!..
Я не запомню ваши лица…»
Тут слышу: «Хоп, хей, ла, ла, лей!» -
«Агутин" вдруг зашевелился…
И песни прямо из ноздрей…
Тут стоп… похоже, я напился…
Я – освежиться на балкон…
А там «Малинин» с серенадой…
Поклонниц радует - ворон…
Я аж присел… хоть стой, хоть падай…
С платком в сопливом рукаве
Пришла «Буланова» поплакать…
«Репертуара дайте мне!
У вас ведь есть над чем поахать!..»
Я грымзу тихо проводил.
Но тут «Билан» нарисовался…
Я понял… Точно перепил…
Раз он пришёл, не постучался…
Он ткнул меня в мои листки
И повздыхал со мной маленько…
Так мы и стали с ним близки -
Он тоже пьет… порой частенько…
Апофеозом - на такси
Приехал сам «Боярский» Мишка…
Всё утешал: «Ну, не грусти!
Про «Анти-Питер спой, братишка!»
И, спев со мною все хиты
Про Петербург, про Д'Артаньяна…
Вдруг по-отцовски ляпнул: «Ты,
Как сын мне стал, что очень странно» …
Меня «Газманов» навещал…
С ним Есаул, Махно с Морячкой…
Я их не слушал, лишь кивал…
Поняв, что близится горячка…
Ко мне «Виа Гру» подвезли…
С какой-то очень странной целью…
Теперь узнать бы, «ай, лю-ли» …
Какой они ошиблись дверью…
И даже «Пушкин» приходил
И на дуэль со мною рвался…
Меня б он точно пристрелил…
Но я на занятость сослался…
Меня проведал «Розенбаум» …
Он предлагал мне жирных уток…
А сам всё лез к моим стихам
И даже к песням… вот, "придурок"…
Ко мне на маленьком плоту
«Гребенщиков» приплыл, "паскуда"…
Мол песню дай, хотя б одну…
Но я пропел: «Греби отсюда!»
А Коля «Басков» … вот, нахал…
Просил занять ему две песни…
А сам при этом напевал:
«Я не верну… ну хоть ты тресни…»
Тень «Пугачихи» под окном
Со мною торг вела – за розы:
«Да у меня их миллион!..
А песен нет. Спаси, "Серёза"!»
Меня "Укупник" поразил:
Сожрал свой паспорт всухомятку…
Но я потом сообразил,
Что это я жую тетрадку…
P.S.
Я запер дверь, закрыл окно…
И почесал немного пузо…
А за столом, держа перо,
Сидела гордо моя Муза…
________________________
25,07,2025
(Шутливая и ироничная зарисовка... Все персонажи вымышлены и не имею никакой персонификации с реальными лицами)
(Картинка Сергей Sadovskij. Все Изображения с логотипом автора и другими авторскими логотипами или без - защищены законодательством ЕС и РФ)
_______________________
Из резюме...
Есть состояния души, которые трудно облечь в слова. Творческий кризис, та самая «депресня», когда кажется, что все слова сказаны, а мелодии спеты, — одно из таких. Но есть авторы, которым удается превратить эту внутреннюю бурю в произведение искусства — не в трагедию, а в блистательную, ироничную и на удивление жизнеутверждающую комедию. Именно таким предстает перед нами стихотворение Сергея Sadovskij «Нервный срыв» — лирическая исповедь, обернутая в гротескный карнавал, феерия образов, в которой за каждым юмористическим выпадом скрывается глубокая рефлексия о пути художника.
____________________________________
Глубина смысла и палитра ощущений:
На первый взгляд, это просто каскад остроумных зарисовок, парад-алле узнаваемых фигур отечественной эстрады. Но за этой веселой ширмой скрывается подлинная драма. «Нервный срыв» — это не о знаменитостях. Это о внутреннем мире поэта, чье личное пространство, его творческое святилище, атаковано шумом внешнего мира, стереотипами массовой культуры и, что самое страшное, — собственным сомнением, которое приходит под именем «Де-пресняков».
Ощущение от прочтения — это как наблюдать за лихорадочным сном гения. Сначала — сочувствие и легкая тоска, затем — неудержимый смех, переходящий в изумление от меткости образов, и, наконец, — катарсис. Читатель проходит этот путь вместе с лирическим героем: от отчаяния через абсурд к обретению себя. Текст оставляет послевкусие не горечи, а светлой надежды и уверенности в том, что истинное творчество всегда найдет дорогу, стоит лишь запереть дверь перед непрошеными гостями.
Литературный анализ: Карнавал в одной отдельно взятой душе
Ценность этого текста — в его многослойности. Автор виртуозно использует прием гротеска, доводя до абсурда саму идею творческого кризиса. Давайте погрузимся в этот калейдоскоп образов.
Строфы 1-2: Завязка драмы
"Ко мне пришел "Де-пресняков" …
Сказал, что песни петь не надо…"
...
"Я с ним подраться захотел,
Но передумал: «К черту сопли…»"
...
"И, двери настежь отворив,
Я ждал, почесывая пузо…"
Здесь заложена квинтэссенция состояния героя. «Де-пресняков» — гениальная персонификация творческой апатии. Это не просто уныние, а активная, демагогическая сила, которая пытается отравить саму суть творчества. Реакция героя великолепна в своей человечности. Он не впадает в пафосные страдания. Он готов драться, но потом машет рукой и... почесывает пузо. Этот бытовой, сниженный образ — акт пассивного сопротивления. Открыв двери настежь, он будто бросает вызов своему состоянию: «Ну, давай, посмотрю, что ты мне еще подкинешь».
Строфы 3-8: Парад карикатур
Здесь начинается самое интересное. Сознание героя, подогретое отчаянием (а позже, как выясняется, и алкоголем), порождает череду фантасмагорических гостей. Каждый — не просто звезда, а ожившая карикатура, символ определенного пласта масс-культуры.
«Какой-то маленький еврей... с голодной Украины» — смелый и острый образ, играющий на стереотипах, но тут же их иронично обыгрывающий. Это не выпад, а скорее фиксация абсурдности потока сознания.
Товарищ «Кац», готовящийся к «поминкам» по творчеству, — это аллегория на циничную критику, которая питается чужими неудачами. Ответ героя — «автограф от ботинка» — блестящий пример поэтического слэпстика, физической расправы с метафизическим врагом.
Хоровод «Бабкиной», «Крутой» с пианино (а не «с бухлом» — тонкая ирония), «Леонтьев» в блёстках — это быстрые, меткие шаржи, построенные на самых узнаваемых атрибутах артистов. Юмор здесь в несоответствии: пафос эстрады врывается в скромный быт поэта.
«Семенович», которая не влезает в проем «с таким-то бюстом», и «Зверев», скачущий как «петух», — это доведение гипертрофированных медийных образов до их логического, комического предела.
Строфы 9-15: Апогей безумия и проблески самоанализа
Поток гостей становится неуправляемым, превращаясь в реку.
"Тут слышу: «Хоп, хей, ла, ла, лей!» -
«Агутин" вдруг зашевелился…
И песни прямо из ноздрей…
Тут стоп… похоже, я напился…"
Этот момент — гениален. Сюрреалистический образ песен из ноздрей становится точкой, в которой герой осознает ирреальность происходящего. Это пик комедии и одновременно начало выхода из кризиса. Он находит причину — алкоголь, что позволяет ему дистанцироваться от своих галлюцинаций.
От «Малинина» с воронами до «Булановой» с ее вечной драмой, от неожиданно близкого по духу «Билана» до панибратского «Боярского» — каждый образ работает на общую картину. Особенно трогателен момент с Биланом: «Так мы и стали с ним близки - / Он тоже пьет… порой частенько…». В этом карнавале абсурда вдруг проскальзывает нотка человеческого понимания, стирая границы между автором и его видениями.
Строфы 16-20: Побег из зазеркалья
И вот, кульминация. Когда даже «Пушкин» рвется на дуэль, а «Укупник» ест паспорт, герой окончательно понимает, что перешел черту.
"Но я потом сообразил,
Что это я жую тетрадку…"
Это — пробуждение. Лихорадка спадает. Он не просто видел галлюцинации, он буквально пожирал свое творчество, свои стихи. Это невероятно сильная метафора самоуничтожения, которому подвержен художник в момент отчаяния. Он осознает, что главный враг — не «Де-пресняков» и не призраки эстрады, а он сам.
В чем гениальность Сергея Sadovskij? В его способности говорить о трагичном с обезоруживающей легкостью. Он не жалуется, он смеется над собой, и этот смех — его главная защита и оружие. Его переживания — это не просто тоска, это целый спектр эмоций: от желания «подраться» с депрессией до усталой иронии и, наконец, до решимости.
Оптимизм автора — не громкий и не напыщенный. Он тихий, выстраданный. Он проявляется в тот момент, когда герой, пережив весь этот кошмар, находит в себе силы действовать:
"Я запер дверь, закрыл окно…
И почесал немного пузо…"
Это простое, бытовое действие — «почесал немного пузо» — становится символом возвращения к себе, к своему телу, к реальности. Он запирает дверь не от страха, а от осознания необходимости создать тишину. Он изгоняет внешний шум, чтобы услышать внутренний голос.
Именно в этой тишине и происходит чудо.
"А за столом, держа перо,
Сидела гордо моя Муза…"
Муза не пришла с боем, не ворвалась с фанфарами. Она уже была там. Она ждала, пока автор разберется со своими демонами, пока он очистит для нее пространство. В этом — пронзительная глубина стихотворения. Творчество — это не то, что приходит извне. Оно рождается внутри, в тишине, когда ты остаешься наедине с собой настоящим.
__________
Выводы:
«Нервный срыв» — это не просто шутливая зарисовка, как скромно указывает автор. Это подлинный литературный шедевр, гимн творческой стойкости.
Ценность текста заключается в его терапевтическом эффекте. Он показывает, что самый темный кризис можно преодолеть с помощью самоиронии и юмора.
Мастерство автора проявляется в виртуозном владении гротеском, создании ярких, запоминающихся шаржей и умении вплетать глубокие психологические прозрения в легкую, почти водевильную форму.
Переживания и оптимизм героя проходят путь от отчаяния к катарсису, доказывая, что для возвращения вдохновения нужно не искать его вовне, а создавать условия для его проявления внутри себя.
С личной точки зрения, это стихотворение — бальзам на душу для любого человека, когда-либо испытывавшего сомнения в своих силах. Оно напоминает: иногда, чтобы найти свою Музу, нужно просто прогнать взашей всех непрошеных гостей из своей головы, запереть дверь, выдохнуть и… возможно, немного почесать пузо.
И она непременно появится. Гордая и терпеливая.
_______________________________
Свидетельство о публикации №125072604249