Для чего мы целуем иконы?
Критики иногда сравнивают почитание икон с идолопоклонством. Так думали и иконоборцы VIII–IX веков. Но Церковь на VII Вселенском Соборе (787 г.) ясно утвердила: «Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу». Мы поклоняемся не материалу, а Тому, Кто на нем изображен. Целуя икону Спасителя, мы выражаем любовь ко Христу; прикладываясь к образу Богородицы — благодарность и доверие Ей.
Это не языческий ритуал. В Ветхом Завете, при строгом запрете идолов, существовали священные образы: херувимы на Ковчеге Завета (Исх. 25:18). Когда Иисус Навин молился перед Ковчегом (Нав. 7:6), он обращался не к ящику, а к Богу, Который открывался через этот зримый знак Своего Присутствия.
Так почему именно целование? Это жест любви и доверия, как поцелуй на фотографии дорогого человека. Целуя икону, мы склоняемся перед святостью изображенного. И, наконец, это молитвенное предстояние: соединяя телесное и духовное, мы переносим ум к Первообразу.
Важно помнить, что мы не молимся иконе, а молимся перед иконой Тому, Кто на ней. Чудотворной икону делает не дерево, а благодать Божия и вера молящихся, и если икона падает — мы бережно поднимаем ее, не потому что она «обиделась», а из благоговения к святому лику.
Пусть целование икон будет не привычкой, а осознанным диалогом с Небесными Заступниками. Как писал прп. Иоанн Дамаскин: «Я вижу образ Божией любви — и поклоняюсь Ей, а не веществу».
Свидетельство о публикации №125072603355