русалки небесные - предисловие

Структурная композиция повествования Андрея Ядвинского «русалки небесные»


I. Пролог: Начало мира и назначение боли

(Главы 1–2)

    Космогонический конфликт Неба и Воды.
    Рождение русалок как метафоры человеческой любви, обречённой на утрату.
    Герой получает миссию: он нем, слеп, без сердца, и должен передавать весть, где любовь равна смерти.

II. Пробуждение: Возвращение из забвения

(Главы 3–5)

    Возрождение героя через голос ребёнка.
    Прохождение первого круга: зеркало, песок, утопление, переодевание в клоуна.
    Жук появляется как архетип бессознательного — голос, мудрость, ирония, фиксация потерь.

III. Посредник: Первое исполнение миссии

(Главы ….)

    Герой находит первую «русалку небесную»: девочку, которая верит, чувствует, откликается.
    Мир не откликается, кроме детей и тех, кто не защищён социальным языком.
    Он впервые понимает: его дар — не исцеление, а присутствие.

IV. Девять лиц судьбы: Погружение в истории

(Главы ….)

    Эпизодические встречи с женщинами — носителями разных форм утраты и любви.
    Каждая история — это момент их «смерти» и его символической «передачи дыхания».
    Герой не может никого спасти. Он — свидетель и передатчик.

V. Иллюзия света: Покой перед бурей

(Главы ….)

    Разговор с Жуком на фоне полёта — момент внезапного мира, близости и эфемерного счастья.
    Герой почти обретает чувство покоя, но осознаёт, что не может быть частью ни одного мира.
    Его стихия — Вода: текучесть, глубина, немота.

VI. Тьма мира: Откровение насилия

(Главы …..)

    Вводится антагонистическая линия: Захар, заказ убийства, женщина и ребёнок как жертвы.
    Герой — молчаливый свидетель. Его молчание — протест, но также и бессилие.
    Он становится посланием, теневым следом, но не действующим лицом.

VII. Потеря лица: Речь как отречение

(Главы ….)

    Герой обсуждает с Жуком невозможность быть услышанным в человеческом мире.
    Происходит символическое удаление рта — отказ от попыток быть понятным.
    Он становится носителем чужих голосов, вместилищем боли других.

VIII. Завещание: Бумага как форма любви

(Глава …)

    Герой — не тело, а тонкий покров, невесомый лист, укрывающий женщину и ребёнка.
    Он не спасает, не вмешивается — он есть, как молитва без слов.
    Его следующее превращение — быть той самой бумагой, на которой будет написана новая судьба.

начало: http://stihi.ru/2025/07/25/1701


Рецензии