Мечты о рае

 Я убеждён в посмертном существовании, независимо от теологии.
Если мир сконструирован разумно, должно быть посмертное существование.
               - Курт Гёдель


ПРОЛОГ

Есть круги рая,
А не только ада.
И я сквозь них,
Счастливая, прошла.
Чего ж мне надо,
Да, чего ж мне надо?
Ни на кого
Держать не стану зла.
       -  Ю. Друнина


Нам Рай мерещится вдали
То миражом, то обещанием,
Что мы дорогу вдруг нашли
Грехов прощением, познанием...

Дорога эта в перепутьях
Все указатели - не те
И тот, что пишет - «счастье будет»,
Ведёт заведомо к беде.

Нас подгоняет к цели время;
Уже цейтнот, спешат часы
И не попасть ногою в стремя
Кладём мы душу на весы.

Там есть ловушками - соблазны,
Там речи льстивы и легки
Там правде горло душат спазмы...
Но там спасением - стихи.




ЧТО РАЕМ МЫ ЗОВЁМ

Ад пуст. Все бесы здесь.
           —  Уильям Шекспир

Мы знаем все, что нет возврата
Из мест, что Рай и Ад зовём.
Ушедшим путь один. И врата
Чтоб лишь войти.  Попал и всё.

Нельзя послать сигнал оттуда,
Нет почты. Слаб и интернет. 
И знания о них, как чудо!
Из Книг Святых далёких лет. 

Пример похожий есть в науке -
Зовётся "Чёрная дыра".
Попасть туда - наложишь руки,
Но не вернёшься никогда. 

Сигнала не пошлёшь.  Не сможешь,
Что было плохо, хорошо.
Там время стало. Как похоже
На Рай. На Ад.  Там всё равно. 

О "дырах" знаем от Эйнштейна -
Науки современной бог.
И подтверждение, что верны
Сегодня есть.  В столетия срок. 

Мы знаем, что их очень много.
Их математика проста -
Намного проще, если строго:
Пример - живущая звезда. 

Вернёмся к нашей аналогии -
Найти б такой эксперимент,
Чтоб Рая вычислить подобие,
И знать - для душ ведь смерти нет!




В ЕГИПТЕ

Смерть — это не конец, а лишь новое начало.
                - Пословица Древнего Египта


В Египте не боялись смерти,
Смерть – тоже фаза бытия.  (1)
Её начало - возрождение,
Как Феникс, из небытия.

Из мифов древнего Египта
Она - летящая в огонь -
Само-сжигающая птица
Себя рождала вновь и вновь

Считалась смерть – счастливый миг,
Освобождения от страданий.
Кто уходил в далёкий мир,
В дорогу просто провожаний.

А в провожатых кто? Жрецы.
Они всё знают, всё умеют.
В путь подготовят мудрецы,
И успокоят, и согреют.

Обряды там и церемонии,
Свои законы и посты,
И ритуалы очень многие,
Чтоб в путь отправиться мечты.

Есть Книга Мёртвых, а в ней тайна.
Нам ритуал бы воскресить
Тем, кто уходит в путь свой дальний.
Считает – лучшей жизнью жить.

Возможно, книги той секреты
Хранят масоны, ходит слух.
От них не получить ответа –
Замкнулся мистики тот круг.

Так говорят. Поверить трудно,
Но лучше, чем всё потерять!
Хотелось верить - знаний судно
Всплывёт когда-нибудь опять.

И мы, прощаясь с миром бренным,
В другой готовимся войти,
Без страха. знаем - мы бессмертны!
Развилка просто на пути.




НИРВАНА

Жизнь без желаний и без гнева,
Без связи с близкими людьми,
Страданий стон когда неведом -
Нирвана это, цель вдали.  (1)

В буддизме - вырваться из круга
Рождений, жизней и смертей -
Сансары - вечности подругу   (2)
И избежать её сетей.

Жизнь без тревог и без волнений,
И, отключивши чувств всех сеть,
Похоже к коме есть стремление
Не жизнь, но также и не смерть.

Быть апатичнее растения,
Ни свет, тепло или мороз
Вам не изменит настроение,
Нирвана - результат хорош!

Чтобы забыть о всех страданиях,
Забудьте также радость вы.
Душой преобразившись в камень -
В нирване чувства не важны.

Вам выбирать, как жизнью править,
Умом, страстями иль ничем,
Мозг отравить иглой, молчанием,
Для жизни быть и глух и нем.


(1) Нирвана — (санскр.- «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме

(2) Сансара — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии




ЭЛИЗИУМ - РАЙ ГРЕКОВ

Центральной улицей Парижа
Есть Елисейские Поля.
Они и гордость и престижем
Для бедняка и короля.

Элизиум дал ей название,
Царит в нём вечная весна
В загробном тех существовании
Теней, чья жизнь богам ясна.

Там климат Греции был лучше,
Не знавшей северных широт.
Где лишь оливковые кущи
И виноград вкусней, чем мёд.

В интерпритации Гесиода
Прижизненных услуг не чтут
У смертных. Только у героев.
Простых в Элизиум не берут.

Важны и родственные связи:
Кому был кум, кому был сват,
Так Менелай попал там в князи -
Он - Зевса зять, хоть чёрту брат.

Там и Елена, дочка Зевса,
Хотя - неверная жена,
Троянцев много, как и греков
Погибло - все её вина.

Ахилла тень, он - сын Фетиды,
Морского значит божества.
Медея - дева из Колхиды,
Хоть велика её вина!

Там есть Гармония - богиня,
Хотя бессмертная была.
Без мужа жить она не в силе…
И с ней гармония - умерла.


Элизий  — «елисейские поля» или «долина прибытия», — в античной мифологии часть загробного мира, где царит вечная весна


В греческой мифологии загробное существование не вознаграждает прижизненных заслуг и не карает за преступления.
Только за персональные обиды богам.





ДОРОГА К РАЮ В ХРИСТИАНСТВЕ

Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.
                —  Дени Дидро


Две тысячи лет наша мораль
Благословляла унижение,
Страдание, боли и печаль
Во имя душ своих спасения.

Тех, кто достиг и преуспел
Мораль винила в преступлениях;
Блаженный, нищий - вот удел
Морально чистых в их стремлениях.

Они иконами святых -
Примером всем нам очень грешным.
Нам говорят: "Винись, постись"
В Раю душе, чтоб было место.

Когда стремления свои,
Как птицу спрячешь в тёмной келье,
Вериги грубые носи -
Вот счастье той морали древней.

Представим лишь на миг себе
Тот мир, где все вот так "счастл'ивы"...
В молитвах и в поклонах все,
Прогресс лишь в церкви.  В ней любимой.

Есть в математике подход -
Он "от противного" берётся;
Когда в ответ абсурд прийдёт
Теория "плохой" зовётся.

Причиной может стала зависть
К успешным более, чем мы
И равноправие - забрать бы,
Чтоб уравнялись вы и мы.

Не любим "умников" мы тоже -
Они всем нам живой укор
На то, что сами мы не можем.
Укоротить! Весь разговор.

Прожить униженным, убогим,
Юродивым - такой удел
Морально чистых, близких к Богу,
Для тех, кто жить и не посмел.

Мораль - подводим знаменатель -
Посредственность - вот цель её.
Душой убогим Рай маячит!
Всё унижение для того. 




ДЖАННАТ -  ИСЛАМСКИЙ РАЙ

Лучше пить и веселых красавиц ласкать,
Чем в постах и молитвах спасенья искать.
Если место в аду для влюбленных и пьяниц,
То кого же прикажете в рай допускать?
                - Омар Хайям


Исламский Рай - Джаннат иначе,
Где после Главного Суда
Найдут все праведники дачу -
В садах и реках та страна.

Похоже там они телесны
Поскольку есть еда, питье,
А также райски девы нежны
И ни касался их никто.

Вершина райских благ однако
Есть лецезрение Его,
Увидеть и узнать Аллаха -
Души умершей торжество.

У всех один там будет возраст
Чуть-чуть побольше тридцати,
Супруги вместе жить там могут,
Рождение же детей - ни-ни.

Там и не холодно, ни жарко.
Рай весь из злата, серебра.
Плоды деревьев там подарком
И вкус их слаще, чем халва.

У тех, кто праведником прожил
Есть жёны и созвездие дев -
Все чернооки и пригожи
И девственны всегда для всех.

Что жителю пустыни надо?
Тенистый сад, журчание рек,
Еды и женщин много, сразу…
Других желаний больше нет.



РАЙ ВИКИНГОВ

О'дин - верховный, главный бог
Всех викингов и скандинавов.
Для рая создал он чертог,
Не бог морали он и нравов.

Бог викингов мог сочетать
Звон топоров и трели лиры,
Чтоб храбрость воинам придать,
И чтоб потом отдаться пиру.

Их одноглазый мудрый бог
Отдал свой глаз он не жалея
За мудрости один глоток...
Не все пойти на то посмели.

Да он мудрец и он шаман -
Дух перед битвой поднимает,
Он приглушает боль от ран
И павших в рай свой принимает.

Берёт он лучших в свой отряд
Для важной и последней битвы.
Там викинги все к ряду ряд
Готовы в бой не для наживы. 

Валькирии их принесли
Подняв тела их с поля битвы.
Конём крылатым в рай внесли
Где О'дин ждёт и ужин сытный. 

О'дин - верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов, сын Бёра и Бестлы, внук Бури. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, князь (конунг)-волхв (vielus), колдун-воин, бог войны и победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Супруга — Фригг.




РАЙ ДАНТЕ

Читая Данте, я заметил,
Что знал давно уже и так, -
Что интересней там, где черти,
Не где святой, дурак, простак.

У Данте там особый случай -
Он Беатричей там ведом!
С возлюбленной конечно лучше,
И он в раю нашёл свой дом.

Его проблема - рай построен
По Птолемею: куча сфер
С Луной, планетами в просторе
Хрустальной сферой звёзд в пример.

Но это частные детали.
Важней соседи, чем пейзаж!
Там есть кого по жизни знали?
И кто учил быть может вас?

Там - кто прожил, интриг не зная,
Сидел на паперти босой,
Не рисковал. Души всё пламя
На веру тратил и покой.

В раю им вечно светит скука,
Греховных мыслей не сыскать.
Ну что им рассказать друг другу,
Чтоб вечность как-то скоротать?

Там нет солёных анекдотов,
Там нет одесских падежей,
Там, запрещённые остроты,
Напоминанием культа дней.

Живут там все при коммунизме,
Нектар фонтаном бьёт везде.
Кто жизнь стремились к этой тризне,
Те пожинают рай уже.

Чего ж нам надо, в самом деле,
Коль скучно будет нам в раю?
А чтобы жили, как хотели!
Как будто на Земле в строю.



ЧТО АДОМ-РАЕМ МЫ ЗОВЁМ

„Жаль, что змей в раю не был запретным — тогда Адам наверняка съел бы его“
           —  Марк Твен

По разному мы видим мир,
А судим его очень бойко,
Но что одним - роскошный пир,
Другим лишь вид кровавой бойни.

Что рай одним, другим как ад;
Что смех одним, другим есть слёзы;
Под крики "мир" - войны лишь смрад;
Кому-то жизнь, кому-то грёзы.

Здесь опостылела икра,
А кто-то счастлив хлебной коркой.
Кому-то жизнь - в любовь игра,
Кому-то - лишь сплошная порка. 

Что адом-раем мы зовём
Мне кажется одно и тоже!
Оно для каждого своё,
Бальзам иль кнут для вашей кожи.




РАЙ ДЛЯ ДУШИ

У каждого человека свой личный ад, и не один.
          —  Чарльз Буковски

Прекрасен рай, что для души -
Иисуса мудрое творение;
Идеи лучшей не сыщи,
Что философия в сравнении?

Там после смерти есть покой
Для тех, кто жизнь прожил по чести,
Для тех, кто не кривил душой...
А что, увидишь лишь на месте.

Гарантий нет, таков контракт.
Без подписей, лишь уверение -
Ведь не пришёл никто назад,
И не развеял все сомнения.

И не проверить, доказать...
Вот в этом прелесть - царство веры!
Здесь разум должен отступать!
Успех религии несомненный.

Есть сказки - в них мораль на время. 
В религии - мораль на жизнь!
Души проклятие - кто не верит.
И пряник, кто не верит в мысль. 

Надежда, что нельзя проверить,
Теории лучшей в мире нет!
Добавьте чудо, чтоб поверить
И тех, кто "видел" тот момент.

Итак, не логика, а вера.
Не рассуждая - бей поклон.
Спасая душу, а не тело -
Поверь и будешь ты спасён.

В непогрешимого пророка
В слова, что с неба им даны,
В награду, что не видит око,
Как в аксиому веришь ты.




ВОСПОМИНАНИЕ О РАЕ

Куда по смерти душу примут,
Я с Богом торга не веду;
В раю намного мягче климат,
Но лучше общество в аду.
           —  Игорь Губерман

О Рае знаем понаслышке -
Написано всё в толстой книжке:
Живешь там просто как в Нирване,
Три раза в день купают в ванне.

Нектар с утра, ну хоть залейся.
Закус кошерный, плачь иль смейся.
Там целый день играют Баха
И ходят все в ночных рубахах.

Все рестораны - веган, точка.
Официантки - ангелочки.   
Еда без мяса и без соли.
Без хлеба, без жиров - фасоли.

Погода - солнце на дворе,
Купайся даже в январе.
А на TV один канал
О том что Лидер наш сказал.

Там мир уютен и спокоен,
Все ходят в баню только строем;
Там хор жильцов поет по средам,
И мертвый час после обеда.

А окружение такое -
Уж лучше было бы немое.
За вечность все пересказали,
Всех осудили, всё узнали.

И в играх всех ты победитель,
И всех успехов ты родитель.;
Всегда во всем тебе удача.,
Решишь любую ты задачу. 

Там средний возраст пять столетий,
Нет нецензурных междометий.
Беседы лишь о прошлой жизни...
Всё это надо как то вынести.

Прекрасно здесь - герань, тепло.
И скука в тысячу веков.
О счастье и судьбе не спорят
Об Аде в хронике - такое ...

Кто жизнь прожил как херувим,
Там почитаем и любим.
Мне всё не высказать словами,
Но не грозит тот Рай нам с вами.




ЗА ЗНАНИЯ ВЫГРАЛИ ИЗ РАЯ

За знания выгнали из рая,
За знания падали с небес...
Так повелось, что Бог решает,
Что можно знать нам, а что нет.

Бывали знания под запретом -
“Запретный плод” и “самиздат”,
Но разрешались все наветы -
Сын на отца; на брата брат.

Потом допрос и инквизиция
И тройки суд, подвал, стена...
А стоило ль за знания биться?
И только “правда” лишь одна?

В кострах горели люди, книги...
Идеи сжечь не удалось!
Идеям часто шли вериги,
Идеям в рае не жилось.

Нам говорили “знания - сила!”
Теперь мы знаем - это ложь.
Лишь только “сила - это сила!”
И силу знанием не собьёшь.

Как много мудрецов не стало
От яда, пули иль костра...
Убить их “сила” приказала,
Коко кормили из ведра.

За знания выгнали из рая...
Чего же ждать нам на Земле?
И “по подобию” влетает
За знания вам, за знания мне.



ЕСЛИ БОГА НЕТ...

Когда то Митя Карамазов
Сказал, что "Если Бога нет -
Всё можно, отвечать не надо..."
Ведь некому давать ответ.
 
Не все боятся божьей кары -
Убийц вокруг хоть отбавляй,
А есть религии в подарок -
Убил неверного и в рай.
 
Для них дорога эта проще
И легче. Жизнь творить добро,
Любить других - как это сложно,
А тут убил и вот оно
 
Бессильна наша философия,
Щека другая не нужна.
Не надо ждать суда высокого,
А вырвать с корнем зло до дна.



ЖИВЁМ ЛИ В ЛУЧШЕМ ИЗ МИРОВ?

Живём мы в лучшем из миров
Или в единственно возможном?
Философ, как и богослов
Трудились над ответом сложным. 

Считается - Бог, перебрав
Все варианты, выбрал лучший!
А всякий критик - он неправ
Поскольку видит частный случай.

Пародию привёл Вольтер -
Панглосс, как Лейбниц изрекает,
Что вся Вселенная пример
Тому, что “лучше не бывает!”  (1)

А Лейбниц кажется был прав,
Считается лишь сумма мнений
Все воедино лишь собрав
Букетом "чудных всех мгновений.”

Что мнение каждого из нас
Искажено, что знаем долго.
Что видим часть - ни мозг, ни глаз
Не может знать картины полной.

Похоже физики модель,
(Что копенгагенской зовётся),
Преследуя другую цель,
Ответ похожий выдаётся.   

Что мир другим не может быть,
Поскольку выжить в нём не сможем
Существование и частиц,
Планет, галактик, людей тоже.

Итак, похоже не дано
Нам выбрать мир себе по нраву.
Но как меняем мы его!
И в “худший” превращаем право…


(1) Панглосс — вымышленный персонаж в философском романе Вольтера «Кандид».

Согласно Вольтеру, Панглосс был учителем «метафизико-теологико-космолонигологии».

По мнению многих исследователей Панглосс является карикатурой на философа Готфрида Лейбница, который теоретизировал на тему того, что мы живём в лучшем из миров.
Так, Панглосс постоянно утверждает, что «нет следствия без причины», другими словами, всё сущее от человеческого носа и до природных бедствий имеет специфическое предназначение




У ГОРИЗОНТА НА КРАЮ

Есть в физике черта, граница
Переступить ее нельзя
За ней - ничто, провал со смыслом:
Чуть заступил - и нет тебя. (1)

Бывают в жизни ситуации,
Что тоже красною чертой
Жизнь разделяют на две части
На "до" и "после" за собой. 

Там за чертой нет вариантов,
Возврата нет, и нет "прости",
И не помогут там таланты,
Законы физики сильны.

Мы все живем того не зная
У горизонта на краю,
Порой на шаг стоим от края
Где ад напомнит - мы в раю.


(1) Чёрная дыра; — область в пространстве-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света. Граница этой области называется горизонтом событий, а её характерный размер — гравитационным радиусом. В простейшем случае сферически симметричной чёрной дыры он равен радиусу Шварцшильда.
 


ЭПИЛОГ

Мы ходим по самому краю
Без стонов, без криков, без слёз.
Ведь лучше его мы не знаем,
Не видели лучше берёз.
Ведь так приучили нас, знаю -
Любить не зерно, а солому ...
Мы ходим по самому краю,
Мы ходим по краю родному


Рецензии
Дорогой Оскар, здравствуйте! Читаю я Ваш опус и слегка нервничаю. Почему? Сколько человечество напридумывало всего, чтобы создать ту самую мораль, свод внутренних законов, подчиняясь которым человек надеется на продолжение жизни после смерти в ЖЕЛАННОМ МЕСТЕ - РАЮ!. Никому не хочется просто умереть. Каждому хочется продолжить жизнь, которую надо заслужить. И вот тут разные соображения: для бесправного - это страдания и унижения. Для власть имущего - это немного другое: при жизни (сладкой да сытой) некоторые дотации, снисхождения да послабления в адрес слабого. А ведь чтобы этого "слабого" иметь (чтоб с высоты положения им скидывать прянички), надо его искусно создавать.... Об этом можно говорить много, но вот чудится мне, что в истинные ад да рай ну оооочень мало кто верит. Однако механизм запущен, и всё идёт своим (вполне идиотским) чередом: Одни денюшку на ладошки считают, другие яхты и самолёты покупают.
Спасибо, Оскар за произведение и повод поразмыслить...

Любовь Самарина   26.07.2025 13:41     Заявить о нарушении
И ещё, дорогой Оскар! Есть много стихов на СТИХИРЕ. Всякого сорта. Есть шаловливые, есть шалые, есть рыдающие или ругающие. Есть заумные, шлифованные, выверенные, неловкие, остроумные или совсем пустые. Но содержательные, корректные и доказательные (в одном флаконе). Их мало... Ваши имеют к ним прямое отношение. Л.

Любовь Самарина   26.07.2025 13:48   Заявить о нарушении
Дорогая Любовь!

Спасибо Вам а интерес, за вдумчивые, содержательные и доброжелательные отзывы. Я согласен с Вашими мыслями о том, что страх неминуемой смерти являлся источником религий и мечтой о потусторонней жизни.
.
Некоторые выводы:
.
Вы не уговорите мартышку поделиться с вами бананом, посулив ей сколько угодно бананов после смерти, в раю для мартышек.
                —  Харари, Юваль Ной
.
1.

Нет на Земле других существ,
Что неизбежность понимают,
Что жизни их придёт конец,
И Их любимым тоже знают.

И это знание, этот страх,
Мешает жить нам полной жизнью.
Сдаётся, что-то здесь не так!
Не объяснить нам это мыслью.

Религии ответ один -
Смири гордыню верой в Бога.
Он твоей жизни господин,
Потом другую даст дорогу.

Иначе, смерти в общем нет!
А есть иная жизнь, кто верит,
Кому то там нектар в обед,
А кто в котле себя проверит.

Идея - слушайся и жди.
На разум свой не полагайся.
Реинкарнации пережди,
Нирваной после наслаждайся.

Для тех, кто разум предпочёл
И философии студент,
И кто решил, страдать - дурдом.
Живи сейчас! Цени момент!
2.

Ни жизнь, ни смерть не имеют конца. Они лишь этапы вечности.
- Пауло Коэльо
.

Страх смерти создал все религии
Они решения предлагали -
Вот если жизнь прожить святыми,
То душу вечную спасали.

Вот - воскрешение в День Судный,
Свидание личное с Аллахом,
Нектар в раю с квартетом струнным,
Реинкарнацию падишахом.

В обмен на эти обещания
Вы отдаёте жизнь сегодня.
Ошибся вдруг и все старания
Смываются, как в полноводье.

Страх смерти - создал философию,
Она в ответ искала мысль -
Вопрос - зачем всё это создано?
В чём всей нашей жизни смысл.

Ответ логический давала,
И объясняла «почему».
На мистику не уповала,
И не ссылала всех к Нему.

Нам стоики ответ давали,
Искал ответ и Эпикур.
Мы с вами циников все знали
Идеалистов всех культур.

И те, кто верит в высший разум,
И те, кто веру потерял,
Ответ искали, но ни разу
Ответа точного не дал.

Есть те, кого тот страх не точит.
Он ждёт свидания с Творцом.
Тех, кто ушли увидеть хочет,
И те, кому вся жизнь - дурдом

Вопрос один, ответов много.
Нам выбор дан так как же быть?
Религию выбрать себе, Бога
Иль философски подходить?
.
С огромной благодарностью и неизменным уважением,

Оскар Хуторянский   26.07.2025 14:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.