Итоги и выводы. 11-й поэтический конкурс
Итоги и выводы-2025
«Россия, перед именем твоим…», Международный поэтический конкурс Московского отделения ПАНИ, проводится с 2012 года, и за это время он стал, по сути, «измерителем» настроений в обществе, в котором немаловажное место занимают творческие люди, способные через лирический строй русского языка выразить своё отношение к происходящим событиям в стране через чувственные образы и метафоричность всего, что составляет основу жизни.
Вот несколько штрихов по итогам XI конкурса.
Сначала о том, что тронуло до глубины души.
Как можно не проникнуться болью, заключенной в строчки Натальей Пауесовой, поэтессой из Екатеринбурга:
ЗЕЛЁНЫЕ И СИНИЕ ГЛАЗА
Основано на реальных событиях
Ушла в окопы из-за парты школьной,
Окончив только курсы медсестер.
Родное деревенское приволье
Осталось за грядой Уральских гор.
Девчонка синеглазая простая,
Мечтавшая о трепетной любви,
И жизни-то совсем ещё не зная,
Ушла на фронт, деревню удивив.
Боялась? Да. Конечно, было страшно.
Но раненых спасала, как могла.
В душе была Надюшкою вчерашней,
А для бойцов надеждою была.
И только надо ж было так случиться:
Ей встретились зелёные глаза...
Их взгляд ласкал и нежностью лучился,
И о любви большой без слов сказал.
И сердце падало в горячий омут...
Ловила взгляд зелёный, чуть дыша...
С Егором тоже не было такого -
Ах, как была Надюшка хороша!
И он, мальчишка, не скрывал восторга,
Искал ответа в ласковых очах.
Она ж в великоватой гимнастёрке
И уж в совсем нелепых кирзачах
Любовь струила васильковым светом
К зелёной неге майской муравы -
Зелёные тонули в свете этом
Бездонных глаз небесной синевы...
Но только хватит смелости едва ли
Сказать девчонке нужные слова...
А после боя вновь и вновь искали
Друг друга взглядом: "Жив ли?" - "Ты жива?"
Глаза в глаза: "Любимая..." - "Любимый..."
В который раз признания без слов.
Вот так среди атак, окопов, дыма
Рождалась эта первая любовь.
И снова бой, жестокий, напряжённый,
Но медсестричке это не впервой.
Уже в укрытье два бойца спасённых,
И по-пластунски вновь к передовой.
Огонь и дым. Кругом земля пылала.
Кромешный ад и пулемётный шквал.
Среди убитых раненых искала.
«"Сестричка, помоги», - боец позвал.
И в сердце сбой... Но только на мгновенье!
"Сейчас, Егор, сейчас! Терпи, родной!"
Нога в крови, и в голову раненье...
Бинты в руках подруги боевой.
Перевязала быстро. На палатке
Его тащила из последних сил...
"Сейчас!" Минутка передышки краткой...
И вот... обоих враз снаряд накрыл...
Перемешалась кровь с землею чёрной,
Две жизни улетали в небеса...
Уже не скажут о любви огромной
Зелёные и синие глаза...
И навсегда остались молодыми
Надежда и Егор. Но их мечта
И первая любовь навеки с ними...
И первые объятья... навсегда...»
До чего же просто и искренно изложена судьба двух любящих людей! Плакать хочется. Но в душе после прочтения этих строк возникает ощущение света, чистоты и вечности. По всем параметрам, это произведение достойно Гран-при. Вспомнилась Юлия Друнина, ее пронзительный рассказ о Зинке… По силе эмоций, выраженных словами, Наталья Пауесова и поэт-фронтовичка очень близки.
Такой же силой чувств пронизаны слова Александра Шапиро, который принимает участие в конкурсах все эти 11 лет. И вновь он нас удивил проникновенным слогом. Давно сменивший Россию на США, он не перестал любить Родину.
ПАВШИМ
(Памяти сожжённых узников фашистских концлагерей)
Они в плодах, что солнце согревает.
Они в земле – кормилице твоей.
В туманах, что на землю оседают,
и в каплях непролившихся дождей.
Их кровь и слёзы с горечью прилива
впитали Припять, Висла и Десна.
А в птичьих стаях – гомоне шумливом
мне слышатся живые голоса…
Шаги прошелестели в казематах,
растаяли призывы бледных губ.
Развеял ветер, вольный и крылатый,
их пепел, уносящийся из труб.
В траве зелёной жизнью прорастают,
Они в земле – кормилице твоей.
Та Память, что забвения не знает,
как меркнет солнце в зареве печей.
И еще один постоянный участник нашего проекта Валерий Тёркин из подмосковного Сергиева Посада знакомит нас со своим откровенным творчеством. В нем – немало горечи, но ведь – война…
ГОРЕЧЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ
Солдат по родному просёлку
Домой возвращался с войны.
Уверенным шагом, весёлый –
Защитник Великой страны.
В парадной своей гимнастёрке,
Медали тяжёлые в ряд.
Шла Нюра – соседка с ведёрком
На ферму кормить поросят.
– Ах, Ванечка!.. Радость какая!
Смотри – как сирень-то бела!..
Всплеснула руками, рыдая:
– А мамка твоя умерла!..
Глаза опрокинулись к небу…
Издал то ли стон, то ли рык,
Швырнув чемоданчик свирепо,
К погосту рванул напрямик.
Упал на пригорок могильный
В засохшую глину ничком.
В тоске победитель бессилен,
И может поплакать тайком:
– Прости меня, мамка, сыночек
Вернулся с победой домой!
Привёз я с Европы платочек
В подарок тебе, дорогой!
Я дом защитил наш и верил,
Что вместе пройдём по селу.
Я выстоял в той круговерти,
А ты надломилась в тылу.
Прости за моё опозданье,
За горечь томительных дней,
Душой опалённой изранен,
Как в детстве, – прости, пожалей!..
…Вот солнце склонилось к закату,
Разлившись кровавым пятном.
Достался в наследство солдату
Потухший родительский дом.
Авторы поняли тему «Слава вам, Отечества сыны» гораздо шире, чем мы предполагали: Елена Николаенко нарисовала картину битвы на Куликовом поле.
ПОЛЕ КУЛИКОВО
Белый лебедь-туман поднял крылья над дремлющим полем.
К вышине устремясь, золотисто забрезжил рассвет.
Вздыблен облачный конь, тучи – всадника резкие брови:
сжав в деснице копьё, Челубея разит Пересвет…
Солнце вышло из тьмы, широко улыбнулось спросонья –
будто сны, что загаданы, разом нежданно сбылись,
и, по-детски резвясь, за гнедым жеребёнком проворным
по холодной росе побежало гулять в ковыли…
Во широкой степи волн серебряных гонит печали,
розовит седину под церковный заутренний звон.
Купы рощ молодых невзначай обласкало лучами –
от дубов и берёз небесам возвращая поклон.
Век из века народ верен данному в древности Слову –
от меча смерть найдёт всяк пришедший с мечом к нам палач.
На защиту поднимется Русь, вдохновенная Богом, –
бить нещадно врагов, наводящих полон, боль и плач.
Глубока синева – песня жизни над Родиной льётся.
В птичьих трелях прослышав напевы былинной струны ль,
о героях, их подвигах ратных – расцвеченный солнцем,
в усть Непрядвы-реки шелестит колыхаясь ковыль…
Равиль Валеев из Евпатории глубоко прочувствовал тему войны, как будто он сам был и в Сталинграде, и в Киеве и видел ад, который сопряжен с войной.
ОСТАЛСЯ ДЕД - КАЛЕКА ОДИНОКИЙ
Губную европейскую гармонь,
Добытую в руинах Сталинграда,
Задетую осколком от снаряда,
Как и людей, обжёг войны огонь.
Дед брал её в беспалую ладонь,
Когда его терзала боль-досада,
Губами с чернотой от самосада
Мелодию играл про Оболонь.
Где был он самый первый гармонист,
Весь Киев звал его – король эстрады -
На полках многочисленных награды,
Ценился довоенный куплетист.
Брони артиста не получен лист,
Когда в страну вошли фашисты-гады,
И Киев защищать пошли отряды,
У пушки встал мой дед- артиллерист.
Там начал он отсчёт боёв войны.
Узнал потери, горечь пораженья -
Прорыва из врагами окруженья,
Когда едва дед выплыл из Десны.
У Волги помнил плеск крутой волны,
Где каждый день прожить - уже везенье,
И боль от беспощадного раненья,
И ужас госпитальной тишины.
Родные все попали в Бабий Яр –
Расстрелы заполняли ров глубокий,
Остался дед - калека одинокий.
Без пальцев не сыграть репертуар,
Но время самый лучший санитар,
И счастьем одарил взгляд черноокий,
Вдвоём прошли они сквозь век жестокий,
Как большинство простых советских пар.
Вот какие стихи надо учить наизусть ребятам в школе: в них заложена правда страны-освободительницы от коричневой чумы, и эта правда по праву претендует на статус истины. Сергей Пугач из Евпатории кланяется в пояс тем, кто не вернулся.
ОНИ СТОЯЛИ НАСМЕРТЬ
И если к ним тебя послала память,
К тебе живыми подойдут они.
М. Беляев
Они стоят, застывшие в металле,
Их видит в поле каждый за версту.
Из пепла и огня войны восстали,
Давно стоят на боевом посту.
Над ними ветры снова пролетают,
Как много-много лет тому назад.
Берёзы над могилами страдают,
Где соловей щебечет для солдат.
Всё поле видно с птичьего полёта.
И, где окопы или блиндажи,
Стояла насмерть здесь штрафная рота
И защищала телом рубежи.
Горели танки, ел огонь пшеницу,
От дыма солнце потемнело враз.
Защищена была Москва-столица,
И выполнен был Родины приказ.
Они стоят, застывшие в металле,
Их видит каждый в поле за версту.
Из пепла и огня войны восстали,
Все восемьдесят лет, как на посту...
Невозможно читать равнодушным сердцем воспоминание о послевоенном детстве Павла Плюхина из Тюмени.
ШИНЕЛЬ
Пахла порохом и дымом
И была слегка колючей,
Но для нас была любимой
И на печке - самой лучшей!
Упирались ночью в щёку
Звёзды пуговиц шинели,
Там мы рано повзрослели,
Возмужали раньше срока.
…Я из тех, послевоенных,
Торопливых, откровенных,
Для кого сухарь был сладкий,
Что давала мать украдкой
Мне запомнились из детства
Трудодни в колхозном поле,
Было не во что одеться,
Были до крови мозоли…
Ту шинель, кисет, медали
Сохраню мальчишкам – внукам,
Чтоб о той войне узнали
Не из сказок.
Не по слухам!
Стихи, приведенные выше, оценены высшими баллами, и жюри приняло решение всех отметить наградой – Гран-при.
Количество приславших нам свои произведения, не может не впечатлить: в этом году 87 участников вошли в шорт-лист, и значительная часть конкурсных материалов отмечены дипломами за 1-е, 2-е и 3-е места, а также специальными дипломами «За бережное отношение к художественному слову, следование традициям поэтической школы, стремление к совершенствованию образного строя мысли, достойный патриотический настрой».
Радует участие в нашем конкурсе поэтов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Отмечены произведения Софьи Оранской (Франция, Париж), Александра Шапиро (США, Баффало), Алины Тайга (Казахстан), Евгения Прудченко (Казахстан), Алины Литвиненко (Латвия, Рига). Самая большая группа поэтов – из Республики Беларусь. Вот их славные имена: Лидия Пискун, Павел Божко, Ольга Александрова, Алексей Иванов, Наталья Иванова, Тамара Ковалева, Наталия Литвинова, Татьяна Машарская, Виктор Осмоловский, Юлия Пономаренко, Александр Раткевич, Сергей Руткевич, Виктория Соколовская, Елена Стрижак, Раиса Титова, Татьяна Тихонова, Надежда Тухто и Павел Урбан.
Столь массовое участие наших дорогих друзей из братской Республики стало возможным, благодаря Александр Раткевич, который является руководителем Народного литературного объединения «Полоцкая ветвь». Белорусских друзей сподвигла на доброе дело Елена Николаенко, известный липецкий поэт, она давно сотрудничает с половчанами.
Весьма ответственно подходят к участию в проекте липчане. Их направляет на творческое соревнование высокого уровня Валентина Ларина, руководитель липецкой секции членов академии Московского отделения. Достойные работы представили Наталья Ушакова, Людмила Шилова, Елена Николаенко, Светлана Кобзева-Ашихмина, Ксения Вороткова, Ольга Головизина, Нинель Жукова, Валентина Ларина, Евгений Проскуряков и Екатерина Ульянова.
Большую работу в этом направлении проводит Василий Бурягин, академик ПАНИ, руководитель поэтического клуба «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края. Василий Фёдорович проводит огромную работу по воспитанию любви к русской поэзии и привлекает к творческим встречам хороших поэтов. В нашем конкурсе участвовали лесосибирцы: Тамара Зайцева, Неля Бирюк и Вера Соловецкая.
Члены жюри отмечают высокую степень художественности стихов клуба «Эвтерпа» (г. Евпатория), которым руководит Татьяна Дрокина. Она и сама хороший поэт. Можно сказать, что некоторые члены жюри прочитали произведения евпаторийцев с ощущением радости и надежды на лучшее. Эти чувства вызвали Татьяна Дрокина, Равиль Валеев, Сергей Грейс, Марина Левченко, Марина Морская, Сергей Пугач, Ирина Сологуб, Александр Склярук и Ольга Никонова.
Усиление конкурсу добавили талантливые литераторы из Сергиева Посада: руководитель литературного объединения «Свиток» Галина Ключникова и ее коллеги из года в год не перестают удивлять нас новизной взглядов и их художественных воплощений. Со многими именами сергиовопосадцев мы знакомы: Галина Ключникова, Александр Дорожинский, Валерий Тёркин, Вениамин Глазер и Светлана Кузьмина – не единожды представляли на суд нашего жюри свои произведения и всегда большая часть конкурсантов занимали призовые места. Так есть и в этот раз.
Поэтическое сообщество г. Екатеринбурга уже на протяжении нескольких лет лидирует в количестве (и качестве) представленных на суд жюри стихотворений. Серьёзную работу по подготовке к участию в нашем проекте ведет Надежда Миночкина, которая руководит литературно-музыкальным клубом в Екатеринбурге «Голоса друзей». Члены жюри отметили художественный вкус, с каким написаны конкурсные стихи Надеждой Миночкиной, Надеждой Болтачёвой, Натальей Пауесовой, Еленой Понкратовой, Альбертом Нурдиновым, Музой Боярских, Ириной Макаровой и Ольгой Пономарёвой. Правда, возникли вопросы к авторам по технике стихосложения, так что есть поэтам над чем работать. Это касается всех участников…
Впервые прислали нам свои произведения дети. Ксения Матлаева - член народного коллектива поэтов, прозаиков и композиторов г. Ейска «Парус» (председатель Людмила Чекменёва). 16-летней девочке может позавидовать взрослый, опытный мастер слова: она с глубоким чувством, образно и смело обозначает чувства, которые ей передались по наследству от праотцов:
Бронекатер «Ейский патриот»
Бьёт волна у сонного причала,
Озаряет солнце брег морской,
Здесь берет история начало
О великой смелости людской.
По крупицам собранный руками
Горожан здесь памятник стоит,
И рассвет огнистыми лучами
Рассекает стойкий монолит.
Ейский бронекатер сохраняет
Подвиги военных горьких лет.
Он извечно нам напоминает
О цене и доблести побед.
Ведь ейчане приняли решенье
В изваянье катер превратить,
Чтоб, когда пришло освобожденье,
Мог он дальше Родине служить.
Сердце билось сладким исступленьем,
Жгучих слёз храня в себе следы,
На путях, минуемых забвеньем,
На остове славы и беды,
Веря твердо: новый день настанет,
Счастье в город солнечный придёт.
С трепетом и гордостью восстанет
Бронекатер «Ейский патриот»!
Чтобы песня памяти звучала,
Перехлестом ветра и волны,
Мы храним её, как и престало,
Предков славных гордые сыны!
Еще одна участница этого же литобъединения Капитолина Михайлова (12 лет) обладает способностью выразить свои чувства через образы, которые, на первый взгляд, кажутся простыми, но в них-то как раз и заключена искренность любви к родному краю:
Родной уголок
Город Ейск, родимый край,
Каждый год здесь урожай.
Летом на лимане рай,
Отдыхать к нам приезжай!
Птичьи трели за окном,
Зеленеет всё кругом.
Абрикосы хороши,
Отдыхаем от души.
Знаем с детства мы героев,
Наших славных земляков:
Ляпидевский, Короленко,
Хрюкин, Роман и Кольцов.
Город наш освободили,
От фашистских от оков.
Честь свою не уронили,
Защищая от врагов
Ейск хоть мал, однако, все же,
знаменит на целый свет!
Всех сокровищ он дороже!
Здесь живу 12 лет.
Славлю город мой любимый
И стихи пишу о нем.
Ейский уголок родимый
Мне так дорог! Здесь мой дом!
Камилле Хамаевой идет десятый год, но она ни в чем не уступает своим юным коллегам по поэтическому цеху в передаче настроения:
Мой небольшой уютный город Ейск
Мой небольшой уютный город Ейск,
ты для меня милей, чем заграница.
Мой дом, друзья, родители - все здесь.
Мне повезло расти здесь и учиться.
И я горжусь, что здесь когда-то жил
поэт-земляк с фамилией Котенко.
Как я, когда-то маленьким он был,
по тем же улицам гулял, сбивал коленки.
Ещё горжусь, что много было тех,
чьи имена даны названьям улиц -
войны герои. Будем помнить всех,
кто не боялся умереть от пули.
Мой тихий город - он красив всегда:
холодною зимой и жарким летом.
И, если слушать море, то вода
про Ейск расскажет лучше всех поэтов!
16-летняя ейчанка Ксения Андреева написала балладу о силе материнской любви:
Слёзы мам сыновья не забыли....
Слёзы мам сыновья не забыли....
Купол неба сурово распахнут.
Тихо в сумерках гаснет заря.
Звёзды в небе мерцают. Не гаснут!
Они, словно со мной, говорят.
Навевая мне воспоминанья
О Великой Священной войне -
Мы же помним, как много страданий
Принесла она нашей стране...
Люди долго ещё не забудут:
Оккупация Ейска. Фашисты...
Полицаям мерещатся всюду
Партизаны и коммунисты.
В школу немцы врываются с криком,
И у них на груди автоматы.
Все тут замерли в ужасе диком,
Затаили дыханье ребята.
Запорожченко - смелый директор -
Лишь сказал по-немецки им что-то
Громко, чётко и очень корректно.
Немцы - тут же ушли за ворота!
В ейских семьях потом не напрасно
Сильно матери волновались
За судьбу сыновей ежечасно:
Навредить дети немцам старались!
Как-то раз мальчик Женя Котенко
Со своим лучшим другом Володей
Прогуляться решили маленько,
Поиграть, поболтать на природе...
Видят: «Опель» - авто у дороги,
Вот и дверца машины открыта.
Было острое чувство тревоги:
Ведь бомбёжками площадь изрыта...
Немцев не было там, и ребята
Ту машину тогда повредили:
Вовка всыпал песок в бензобак,
А в колёса железкою тыча,
Женя все их проткнул. Вот смельчак!
Вовка начал возиться в машине,
Не заметил, как немцы вернулись.
Их схватили... По этой причине
Так с фашистами дети столкнулись...
Полицейские их допросили
И дубинками сильно избили.
А потом их закрыли в подвале
И всё мальчиков бить продолжали....
Дома обыски были, допросы,
Их грозились повесить, но мамины слёзы...
После просьб их - ребят отпустили.
Слёзы мам сыновья не забыли!..
Марии Бунчук вот-вот исполнится 16 лет, но она проявляет свои способности в разных видах искусства: превосходно владеет красками и рисует яркие картины, погружается в мастерство актера и играет в спектаклях, посещает школу журналистики и снимает превосходные телематериалы, поёт, играет на гитаре, совершает прыжки с парашютом, а еще она пишет стихи и вдохновенно их читает со сцены.
Вот ее посвящение в стиле белого стиха - воинам СВО, в том числе брату:
Посвящение воинам СВО
Посвящение ребятам,
нашим воинам и брату.
Всем, кто на войне.
Мы, молодое поколение,
стоим на рубеже.
Живём в мирное время,
но враг не дремлет,
хочет отнять святое,
погубить русский народ.
Испоганили Украину,
ложь, вражда, и холод, и голод.
Смерть невинных людей...
Я верю в победу!
"Русские не сдаются!" -
это клич молодого кадета.
Победа за нами –э то знает и стар, и мал.
Наша Россия - в надёжных руках!
Деды, отцы, братья, сыновья,
низкий поклон вам
за ваши подвиги, за любовь в сердцах,
за жизнь, что отдаете вы за нас!
За будущее и счастливое детство.
Вы наши герои!
На вашей груди сверкают ордена,
вы гордость России!
Вы гордость, великого народа,
Честь и слава вам, на века!
В детской возрастной группе места распределены следующим образом:
Гран-при
Ксения Матлаева, 16 лет. Г. Ейск Краснодарского края. «Ейский патриот»
Ксения Андреева, 16 лет. Г. Ейск Краснодарского края. «Слёзы мам сыновья не забыли...»
1-е место
Капитолина Михайлова, 12 лет. Г. Ейск Краснодарского края. «Родной уголок»
Камилла Хамаева, 9 лет. Г. Ейск Краснодарского края. «Мой небольшой уютный город Ейск»
Мария Бунчук, 15 лет. Г. Москва. «Посвящение воинам СВО»
Члены жюри после прочтения произведения делают анализ того, что нам прислали люди со всех концов света. Конечно, есть стихи, которые нельзя назвать совершенными, и не только по критерию «техника стихосложения», а по глубине образов, смыслов и чувств.
Людмила Снитенко, академик, профессор ПАНИ, член Союза писателей России:
«ОЧЕВИДНО УВАЖЕНИЕ АВТОРОВ К МИНУВШЕМУ И НАСТОЯЩЕМУ»
Особенностью Международного поэтического конкурса этого года мне показалась некоторая возбуждённость чувств. Это осмысленное откровение поколения авторов, стихи которых являются реальными свидетелями того, что наш многонациональный народ снова становится единым, могучим и непобедимым. Стихи наполнены уверенностью, что все суровые испытания одолеем, как их одолели 80 лет назад наши отцы и деды.
«А дед, хоть без ноги, но жив!
Встречало всё село…
Он дрался с нелюдем – не миф.
Сказал: «Мне повезло!»
Красавцем был мой дед Степан,
Отважно воевал.
Освободил немало стран,
В Бессмертный полк попал…
Геройский дедушкин рассказ
Вовек мне не забыть.
Передаю его наказ:
В любви должны мы жить!
Проснитесь, люди всей Земли,
Удержим мир в руках!
Запомним ужасы войны,
Чтоб слушать шум дубрав».
(Мария Васякина, «Наказ деда», г. Заречный Пензенская область
«Пропахшей гарью и страданьем.
Но скоро… скоро… Мы идем!
Нам дали миссию, призванье.
Мы вас в Свидетели зовем
Того, что мы там пережили –
Простые девочки страны.
И как мы Родину любили.
И пусть запомнят нас враги».
(Софья Оранская, «Вошли в деревню: там разруха…» (Из цикла стихотворений «По дорогам Беларуси»).
Лёгких побед не бывает. С такой уверенностью народа враг будет побеждён. Сердечная благодарность звучит в стихах воинам небывалой мудрости и отваги – защитникам в Великой Отечественной войне и специальной военной операции.
«Смотрю на милые портреты
Тех, что ушли в страну «ночей» ...
Чужою жизнью обогреты,
Чтоб чью-то обогреть своей.
И я в той связке нерушимой,
Как долг, как рок, как песнь пою!
Судьбина злая целит мимо!
Пока стоим в одном строю.
Пусть вас уж нет, а те «далече» ...
И тьма уж ладит рандеву.
Победы свет увековечен!
Пока я помню — я ... живу!»
(Сергей Грейс (Татаринов) «Я помню!», г. Евпатория, Республика Крым)
«Есть русское диво, есть русская тайна,
Врагу не понятная необычайно:
Чтоб мы не попали под вражеский гнёт,
Земля нашим воинам силы даёт.
Ещё одно таинство знает Россия –
Небесное Воинство множит усилия
Защитников ратных.
Бог Троицу любит,
И таинство третье в России пребудет:
В любые ненастья, в любые невзгоды
Россия богата единством народа.
В веках у врагов лишь одна перспектива...
Никак им не верится в Русское Диво».
(Марина Морская (Чистова) «Русское диво», пгг. Новоозёрское, Республика Крым)
Сергей Пугач «Они стояли насмерть», г. Евпатория, Республика Крым)
«Они стоят, застывшие в металле,
Их видит каждый в поле за версту.
Из пепла и огня войны восстали,
Все восемьдесят лет как на посту...»
Очевидно уважение авторов к минувшему и настоящему, положительное мировосприятие жизни и умение заряжать этим состоянием своих читателей. Память является идейным основанием многих присланных на конкурс стихотворений. И что важно, при этом сохранена поэтичность и опора для души. Также крепка благодарная любовь к родителям, теплота и забота к детям, стремление к сохранению духовных ценностей семьи.
Масштабы просторов страны осмыслены в разнообразных образах картин российской природы. Стихи участников конкурса раскрывают широкую душу народа, его мощь и силу. Внутреннее духовное притяжение волнует и вовлекает в свою поэтическую орбиту! Задача очень важная, ибо только такая поэзия может стать реальной опорой и правильным ориентиром для молодёжи и будущего страны.
«Крепни, расцветай назло тем силам,
Что пытались честь твою отнять,
Богом сохранённая Россия,
Твой великий смысл – объединять!»
(Алина Тайга «Россия», г. Риддер, Республика Казахстан)
Вот развернутый анализ Николая Третьяка, академика ПАНИ, поэта из Волгоградской области, обладателя Гран-при нашего конкурса нескольких лет:
«СОПРИЧАСТНОСТЬ К ГЛОБАЛЬНОМУ ДУХОВНОМУ ЯВЛЕНИЮ»
Само решение принять участие в мероприятии подобного уровня дорогого стоит. По себе знаю весь спектр мыслей, сомнений и волнений начинающий одолевать автора, решившегося поделиться своим творчеством, своими сокровенными мыслями с окружающими, выставить на суд других людей то, что не давало покоя, пока не вылилось в законченное произведение. А во-вторых, любое соперничество, в чём бы то ни было, - это бесценный опыт, позволяющий осознать свои ошибки, понять, обдумать их, и, как следствие, дающий возможность повысить планку требований к самому себе, что является сильным стимулом для дальнейшего развития и повышения мастерства в любимом занятии. Ведь желание писать стихи идёт от души, не так ли?
Теперь ближе к делу. Учитывая довольно большое количество авторов, принявших участие в нынешнем конкурсе, я позволил себе несколько отойти от привычной процедуры проставления оценок после разбора каждого произведения, решив прочитать для начала все стихотворения как единый сборник, чтобы попытаться выделить для себя общий настрой авторов и сделать что-то вроде статистической выборки, позволяющей определить вектор развития современной поэзии. После этого у меня ушло несколько дней на то, чтобы переварить полученную информацию и эмоции, разложить их по полочкам в голове, сделать выводы, а затем уже приступить, собственно говоря, к самой оценке прочитанного.
Результат и обрадовал, и огорчил. Обнадёжило то, что на каждый выловленный минус, всякий раз на глаза попадалось стихотворение, его уравновешивающее, вызывающее строго противоположные эмоции, что в итоге очень обнадёжило.
Чтобы не быть голословным, более подробно скажу о пресловутых минусах. К сожалению, на мой субъективный взгляд, некоторые из авторов старались написать нечто именно под конкурс, второпях, и это, естественно, сказалось на уровне их стихотворений. Были заметны некоторые шероховатости в строе произведений, и, что ещё хуже, проявились огрехи в эмоциональном плане. В таких стихах проскакивал не всегда явный, но заметный холодок отстранённости автора от того, о чём он пытается рассказать. Лично для себя я называю такие произведения «описательно-проходные». Сюжет идёт, развивается, понимаешь тему, смысл сказанного, но… Проревел гудок, отстучали колёса по рельсам, поезд, сверкая окнами, пролетел мимо, и ничего не осталось. Ветерок какое-то время потрепал листву на деревьях, а затем окончательно стих. Не зацепило, не увлекло, не потянуло. Всё вернулось на круги своя, в остатке неизменная тишина, да простится мне такое лирическое отступление. В мире стало на одно стихотворение больше, но никого оно особо не тронуло, ничем примечательным оно не запомнилось.
Тем отрадней было читать стихи, которым я поставил высший балл, рекомендуя их на Гран-при конкурса. Эмоции, облечённые в стихотворную форму, выплёскивались через край. Скажу по секрету, самое понравившееся мне произведение «Зеленые и синие глаза» Натальи Пауесовой тронуло до слёз одного из членов жюри. Драматургия, сюжет, образность его подачи, удачно сплелись в то, что я называю качественной поэзией, в отличие от просто рифмованных слов.
Штампы «от современности». При первичном прочтении всего материала, нет-нет, а где-то в подсознании невольно мелькал крамольный вопрос: точно ли конкурс проводит ПАНИ, а не, скажем, телеканал «Спас»? Ни в коем случае не являюсь критиком РПЦ, богоборцем или воинствующим атеистом. Однако, если брать в общем, то читая в определённый раз про божественную помощь советским солдатам во время Великой Отечественной войны, про «храмы Божии», свечки, «Россиюшку», Покров, ангелов с небес, «небесное воинство», «русское диво», я порой начинал слегка входить в ступор. Создавалось впечатление, что, либо я абсолютно не знаю историю своей страны, либо речь идёт не о ВОВ, а о первой мировой, причем в лучших традициях официозной агитации именно тех времён. Да простят меня авторы, но я очень сомневаюсь, что религиозность защитников нашей родины была одним из решающих факторов Победы 1945 года. Старшие поколения, принимавшие участие в войне, ещё помнили то, как они и их родители в добровольном порядке отказались от формулы «За бога, царя и Отечество», а поколения вчерашних школьников, на чьи плечи легла основная тяжесть и лишения трагических 40-х, воспитывались несколько в ином ключе, нежели их предки. Здесь я, конечно, сильно утрирую, но вряд ли в большей степени, чем это делают люди, пытающиеся проецировать нынешний ренессанс РПЦ на то время. Уж извините.
Тема Великой Отечественной войны, даже сейчас, спустя восемь десятилетий после её окончания – это неисчерпаемый источник вдохновения для творцов драматических произведений. Миллионы переплетённых и изломанных судеб, личных трагедий, побед, глобальных изменений в отдельно взятой жизни каждого современника и участника происходящих событий не прошли впустую. Душа любого из нас, сама по себе, является маленькой вселенной. И потрясения мирового масштаба изменяют развитие этих вселенных в лучшую или худшую сторону, заставляя человека проявлять скрытое, выявляя героизм или трусость, страх или самоотверженность, волю или слабость. Даже понимая и принимая, отнюдь не в полной мере, вышесказанное, трудно представить себе, насколько изменился каждый отдельный внутренний мир обычных людей, таких же, как мы. Сведение же описания Великой Отечественной войны и Победы советского народа к околомистической религиозной тематике смещает акцент в сторону некоего фатализма, обедняя палитру чувств, испытываемых читателями, особенно представителями молодого поколения, к которым также обращён посыл авторов. А это очень важный момент. Хочется напомнить, что в своё время воспитание патриотизма у нас в стране основывалось на памяти о подвигах и героических поступках соотечественников, но не на неких невещественных понятиях. Такой подход обедняет понимание исторического величия свершений наших предков. Кстати, если уж на то пошло, не стоит забывать и о том, какая фраза писалась на ремнях противника. Им она, как мы все знаем, не помогла. Не ко всякому месту стоит упоминать высшие силы.
Теперь хочу обратить внимание на один момент, вызвавший довольно сильный всплеск не очень положительных эмоций. Не цитирую дословно, дабы не обижать (упаси бог!) авторов, но промелькнувшая в неплохом, кстати, стихотворении «штрафная рота» сбила все впечатление от прочитанного. А всплывшая в другом стихе идея о том, что уроки истории усвоили «только русские», мягко говоря, покоробила, наведя на мысль об определённых ошибках, если не сказать большего, отдельных наших современников, так называемых ЛОМов, решивших найти себя на поприще пропаганды «традиционных ценностей» и пр. Если со «штрафбатами» и «штрафными ротами» всё понятно ещё со времён «святых» девяностых, то второй момент гораздо серьёзней и опасней. Для начала хочу отметить, что пресловутые уроки истории прекрасно усвоены не только русскими, говоря словами автора. Память о том, что пришлось пережить нашим предкам, хранит множество людей во многих странах, и приватизировать её по национальному признаку невозможно. Как невозможно, к примеру, заставить братский белорусский народ забыть о Хатыни. А что можно сказать о жителях Одессы, погибших в Доме профсоюзов? Не эти ли «неусвоенные» уроки заставили их выступить против нечисти, с которой борются сейчас наши воины? А Донбасс, а Луганск? Нынешние одесские, николаевские, херсонские, харьковские жители, которые ждут освобождения от нынешнего режима? Да, не все. Но многие. В теперешней обстановке делать такие заявления просто безрассудно. Потому, что всё начинается безобидно и с малого. А закончиться может древней восточной притчей про убитого дракона. Не хотел лишний раз писать об этом, но нынешний украинский нацизм тоже не сразу поднял голову.
Теперь о «технической» стороне прочитанного. Хотел бы отметить, что любое, даже очень хорошо написанное стихотворение, сильно смазывают поясняющие сноски. Стихи всё-таки относятся к малым литературным формам, и следовать по стопам автора «Войны и мира» не стоит. Впечатление от прочтения произведения убивается напрочь. Как бы ни был хорош и интересен текст, «стрельба глазами» сводит впечатление от него на нет. Как мне кажется, не всегда нужно вносить в произведение понятия или географические названия, неизвестные большинству людей, если есть такая возможность, их можно обыграть в тексте, упомянув более развернуто, чтобы читающий стихотворение человек хотя бы примерно понял о чём идёт речь. Если же такой возможности нет, то лучше отойти от данной подачи материала. Вряд ли кого заинтересует простой перечень каких-то мест, который пробежишь глазами и забудешь. В стихах цепляет нечто другое, а оно зачастую несовместимо с непонятным и неизвестным.
Попробую немного раскрыть предыдущую фразу. Возможно, я уже писал нечто подобное в одной из предыдущих рецензий на конкурсы ПАНИ, но повторюсь. Мы все разные люди, однако есть моменты, которые нас объединяют. Это эмоции и чувства. Мы любим, ненавидим, грустим, радуемся, боимся, сомневаемся, надеемся, верим, и т.д. И именно эта одинаковость в эмоциональном плане является волшебным ключиком к человеческим душам, используя который, авторы произведений искусства и литературы становятся классиками. Классика известна, понятна и близка если не всем, то многим. И именно потому, что вызывает в людях эмоциональный отклик. Ключевое слово здесь – понятна. Читая, скажем, серьезную классику о первой любви, каждый человек подсознательно примеряет описанную ситуацию на себя, извлекая из памяти какие-то личные случаи и переживания, связанные с этим чувством. Причем, даже само слово «любовь» не обязательно должно присутствовать в тексте. Волнения, восторженные мысли, сомнения, неуверенность, нерешимость, идеализация объекта чувств, и пр., упомянутые даже вскользь, намеками, в итоге сливаются в некую картину, дающую полное понимание происходящего. Так должно быть. А зачастую бывает наоборот. Человек пишет «я тебя ТАК люблю», и на этом успокаивается. Но, простите, «так» - это как?
На этом, пожалуй, всё. Еще раз выражаю свою глубокую признательность всем конкурсантам за подаренную возможность лишний раз почувствовать сопричастность к глобальному духовному явлению, именуемому русскоязычной поэзией. Огромное всем спасибо.
Быть добру!
Материал подготовил Владимир Кузнецов (Влад Красноярский), председатель жюри конкурса, вице-президент ПАНИ, председатель Московского отделения ПАНИ
Свидетельство о публикации №125072500245
Странно ощущать себя в списке победителей, надежды почти не было. Сейчас очень много хороших поэтов. Но радостно, особенно за девочек наших. Клуб: "Парус" может гордиться своей работой. Спасибо за предоставленную возможность.
Татьяна Печурина 08.08.2025 19:39 Заявить о нарушении