Кто Был Шекспиром? Предисловие
ЭСТАФЕТА ФЕНИКСОВ, или
ТАК КТО ЖЕ БЫЛ ШЕКСПИРОМ?
**********************************
<><> ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
ПЕРВОГО ТОМА «ЭСТАФЕТЫ ФЕНИКСОВ» <><>
В 2008 году вышел первый (в то время единственный) том моей монографии «Эстафета Фениксов», посвящённой вопросу авторства произведений Шекспира. Тогда предполагалось, что результаты моих изысканий уместятся в двух томах, но за годы объём рукописей вырос до четырёхтомника. В центре теории Эстафеты Фениксов идея духовной преемственности. На смену одному творцу поддерживать неугасающий огонь истинной поэзии и драмы приходит другой:
«Сгорел один, родился новый Феникс»!
(Ignoto из сборника Р. Честера «Жертва любви»)
Это идея бессмертного, возрождающегося снова и снова человеческого гения, владела умами гуманистов конца 16-го и начала 17-го века. Шекспир – это эстафета Фениксов.
До Шекспира существовал безымянный Феникс – коллективный труд многих писателей и поэтов (и не только английских), на который опирался Шекспир. У произведений Шекспира длинный список первоисточников, из которых Шекспир заимствовал кое-что, отшлифовывая до блеска и приспосабливая к современной ему действительности, а порой они просто наводили его на мысль, являлись стимулом для его собственной фантазии. В некотором смысле Шекспира можно назвать Мастером переделок.
Итак, эстафету у коллективного Феникса принял тот, кого я называю Первым Шекспиром. Он тоже творил не в гордом одиночестве, были у него соавторы и вдохновители.
Первым Шекспиром я считала и считаю Эдварда де Вера, 17-го графа Оксфордского. Ему посвящён первый том моей монографии. Но в 1604 году Оксфорд умер, а произведения Шекспира как бы продолжали создаваться. Например, зрелая версия «Короля Лира» впервые была поставлена на сцене дворца Уайтхолл 26 декабря 1606 года, а зарегистрирована для печати ещё позже - в 1607 году; трагедия «Антоний и Клеопатра» была зарегистрирована в 1608 году.
Факт официального признания смерти Эдварда де Вера в 1604 году можно было бы согласовать с гипотезой в пользу его авторства тремя способами. Одни исследователи оксфордианского направления считают, что в 1604 году рукописи всех «посмертных» произведений де Вера уже существовали, а обнародовали их позже. Другие предоставили аргументы в пользу того, что де Вер сфальсифицировал свою смерть в 1604 году, скрываясь ото всех, кроме посвящённых, и продолжая писать. А третий вариант таков: на смену Эдварду де Веру пришёл другой гений (Второй Шекспир), который дописывал и дорабатывал произведения де Вера после его смерти, а возможно, и создавал свои под именем Шекспира. В 2008 году я полагала верным третий вариант. Вторым Шекспиром я считала пару - Роджера Мэннерса 5-го графа Ратленда и его жену Елизавету Сидни.
Наиболее весомыми аргументами в пользу супругов Ратлендов в качестве Второго Шекспира для меня являлись следующие факты:
1. Графы Ратленд и Саутгемптон (Юный друг Шекспира) были друзьями.
2. Графиня Ратленд была племянницей графини Пембрук, сыновья которой явились спонсорами Первого фолио Шекспира.
3. Бен Джонсон считал графиню Ратленд очень талантливым поэтом, даже превзошедшим её отца , знаменитого поэта Филипа Сидни.
4. Брат графа Ратленда Фрэнсис лично знал Вилла Шакспера из Стратфорда-на-Эйвоне, он заплатил ему у себя дома 44 шиллинга за изготовление импрессы. Вероятно, знал его и сам Роджер, 5-й граф Ратленд.
5. Появление новых произведений Шекспира полностью прекратилось к 1612 году, когда ушли из жизни супруги Ратленды.
6. Публикация Первого фолио должна была состояться в 1622 году, а не в 1623-м. Об этом было объявлено на Франкфуртской книжной ярмарке. 1622 год ознаменовал десятилетие смерти супругов Ратлендов.
7. В зрелом варианте пьесы «Гамлет» появился датский колорит после того, как процессия, возглавляемая Ратлендом, съездила в Данию.
Мысль о втором Шекспире возникла у меня под влиянием книги Ильи Менделевича Гилилова "Игра об Уильяме Шекспире". У Гилилова было ещё несколько интригующих предположений, которые мне предстояло проверить. Но, на первый взгляд, его аргументы в сумме с аргументарми Селестена Демблона и профессора Пьера Пороховщикова казались мне очень убедительными.
Я была не согласна с Гилиловым в том, что супруги Ратленды написали весь шекспировский канон, но в сотрудничество Ратленда (ведь он был другом Саутгемптона, юного героя сонетов Шекспира) с Оксфордом и в написание им «посмертных» произведений де Вера верила. Супруги Ратленды в ту пору были для меня юным Фениксом, принявшим эстафету у зрелого Оксфорда. Какие метаморфозы претерпела моя теория второго Шекспира, вы узнаете в четвертом томе «Эстафеты Фениксов». В нём я детально разберу аргументы Гилилова, впечатлившие меня в 2008 году. В конце 4-го тома я предлагаю свою версию того, «как это было» и кто какую роль сыграл в создании шекспировского канона.
Третьим Шекспиром в 2008 году я считала Мэри Сидни, графиню Пембрук. Её работу над шекспировскими произведениями после 1612 года (смерти супругов Ратлендов) нельзя назвать просто редактированием – это был мощный творческий вклад выдающегося автора. Так думала я. Но потом я детально познакомилась с личностью Джона Флорио (переводчика Монтеня и автора первого итальянско-английского словаря), и доработка шекспировского канона мне представилась более сложным процессом. Об этом будет в 4-м томе.
Во 2-м и 3-м томах «Эстафеты Фениксов» производится разбор альтернативных кандидатов в Шекспиры.
Но вернёмся к первому тому. Первая редакция этого тома 2008 года претерпела сравнительно небольшие изменения, в основном касающиеся участия супругов Ратлендов в создании шекспировского канона. Однако в таблицу оценок различных кандидатов в Шекспиры по характеристикам Томаса Лоуни были внесены существенные поправки и дополнения. Также к первому тому я добавила приложение – статью «Тот, кто не был Шекспиром». В 2008-м году мне казалось настолько очевидным, что бизнесмен из Стратфорда-на-Эйвоне Шекспиром не являлся, что не хотелось раздувать объём своего первого тома статьёй на эту тему. Тем более, что многие исследователи до меня убедительно и подробно разобрались с этим вопросом. Но потом я решила, что для целостности изложения и для тех, кто знакомится с шекспировским вопросом впервые, всё-таки нужно это сделать. Кроме перечисленного выше, во второе издание было добавлено два новых небольших подраздела («Звезда Гамлета» и «Бедлам – напротив»).
Предлагаемое читателю исследование опирается на труды таких гигантов прошлого, как Т. Лоуни, Ч. и Д. Огбурны и их сын, А. Лефран, А. Тайзерли, С. Демблон, К. Сайкс, П. Пороховщиков, А. Азимов, А. Гросарт, А. Аникст, Г. Брандес, и других, а также на работы многих современных выдающихся исследователей, таких как, Э. Нельсон, Р. Стритмэттер, Э. Холмс, У. Фэрина, Р. Хесс, Э. Фурлонг, А. Во, И. М. Гилилов и многих других.
И. Кант.
*********************************************************
<> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <>
*********************************************************
Вверху авторское фото варианта обложки второго издания книги И. Кант «Эстафета Фениксов, или Так кто же был Шекспиром?»
P. S. Второе издание ещё не опубликовано, это пока только проект в процессе разработки.
Свидетельство о публикации №125072400932
Все искали в не туда.
Пусть не там искали,
Но писать писали.
Издавали массу книг,
Изучали сеть интриг,
Шифры, параллели,
Спорили, шумели.
Тема очень хороша!
Мыслю, репочку чеша:
Тайн ещё немало
Время затеряло,
Но Ирине повезёт,
Тот орешек разгрызёт.
Поздравляю с выводом в свет второго расширенного издания, Ирина!
С уважением и теплом,
Александр Минус 25.07.2025 13:39 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и прекрасный экспромт.
Особенно зацепила строчка «Мыслю, репочку чеша». Засела в памяти.
Второе издание – это пока только проект в разработке. Надеюсь «почистить пёрышки» на Стихире.
С уважением,
Ирина Кант 00 25.07.2025 23:59 Заявить о нарушении