Эйдетическое мышление
Слышать-видеть- думать-рисовать
В 1970 году канадский психолог Аллан Пайвио выдвинул «теорию двойного кодирования», согласно которой мозгу для обработки информации достаточно всего двух каналов – вербального и визуального. Первый представлен словами во всех их видах (шрифт, звук), второй – изображениями. Одновременная активация обоих каналов позволяет создавать ассоциативную библиотеку слов и образов благодаря перекрестному их взаимодействию. Поэтому студентам лекции лучше не просто слушать и записывать слово в слово – гораздо эффективнее выделять в услышанном главные идеи и визуализировать их в картинках, схемах, значках доступными способами. При этом сознание полноценно участвует одновременно в нескольких процессах: слухового восприятия, синтеза главного содержании, усвоения идей и их визуального закрепления на бумаге. Усвоение обработанной таким способом информации может при этом оказаться настолько хорошим, что не потребуется повторное обращение к конспекту, а если такая необходимость и возникнет, то повторение будет быстрым и легким – ввиду наглядности формы, которая к тому же является и предметом собственного творчества. Описанный подход привел к появлению скетчноутинга. Энтузиаст и пропагандист этого направления, иллюстратор Майк Роуди убежден, что скетчи-наброски в ментальной связке с вербальными формами может создавать любой человек, независимо от того, умеет он рисовать или нет – достаточно освоить несколько простых базовых графических элементов.
Видеть извилинами и думать глазами Специалист в области визуального мышления Дэн Роэм убежден в том, что человек может видеть не только глазами, но и мозгом в целом. В первом случае можно говорить о реальных предметах и визуальных объектах, во втором – о видении самой идеи, то есть мыслительном процессе. Оба эти действия, соединенные еще и с графическим отображением, представляют собой явление, называемое «визуальным мышлением». В его состав входят такие способности, как смотреть, видеть, анализировать, воображать и показывать идеи, делая их понятными другим людям. Современное направление в подаче данных, основанное на принципах визуализации – инфографика – постепенно перестраивает каналы СМИ на нетекстовый – изобразительный – режим, как легче усваиваемый и более доходчивый способ представления информации. Диаграммы, графики, анимация – всё это воспринимается более наглядно, чем текст с тем же содержанием, в том числе и благодаря развитости у современного человека визуального мышления.
ИНТЕРЕСНО: ПОЧТИ МГНОВЕННО
Для того чтобы распознать изображение любого знакомого предмета, человеку понадобится
меньше, чем полсекунды (250–450 миллисекунд)
«Судный мозг. Юриспруденция и нейроны»:
ISBN 978-5-17-109996-
Свидетельство о публикации №125072403719