Трёхзначная логика Язык Квенья

В 1920 году ещё один польский математик Ян Лукасевич предложил многозначные логики, то есть такие, в которых кроме значений «истинно» и «ложно» появляются и другие значения высказываний. Так, первой версией многозначной логики была трёхзначная логика, в которой появились значения «ошибочно» или «неизвестно».

Вслед за этим появилось множество различных логик: бесконечнозначные, конечнозначные (чёткие и нечёткие), вероятностные. В них пришлось отказаться от закона «исключения третьего» и даже от «закона противоречия».



Этих законов – три.
Лет шестьдесят назад каждый школьник их знал, а сейчас и не всякий выпускник ВУЗа с ними знаком! Первый – закон тождества, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле.
 Предпосылкой его выполнимости является возможность различения и отождествления тех объектов, о которых идёт речь в данном рассуждении, то есть «мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась.
Важнейшее свойство мышления – его определённость – выражается данным логическим законом» (Кириллов, Старченко, 1982). Второй – закон противоречия (он же закон непротиворечия) гласит, что два несовместимых (противоречащих или же противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными.
 По крайней мере одно из них необходимо ложно.
Закон противоречия является фундаментальным логическим законом, на котором построена вся современная математика. Здесь очень важную роль имеет слово «одновременно», так как любой предмет может изменяться и в разные моменты времени, так же, как и в разных местах пространства и в разных отношениях, он может не совпадать сам с собой.
Так, если сказать, что «река мелкая» и «река глубокая», то это будет противоречием, до тех пор, пока не дано отношение. То, по отношению к кому или чему она мелкая или глубокая: для взрослого она мелкая, а для маленького ребёнка глубокая. Третий – закон исключённого третьего («tertium non datur», то есть «третьего не дано») – закон классической логики: из двух высказываний – «А» или «не А» – одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными (либо истинными), одно из них необходимо истинно, а другое ложно.

Квенья от фантаста Искусственных языков лингвистами создано немало. А вот язык квенья придуман не только лингвистом, но и филологом, более известным, как писатель, Дж. Р. Р. Толкиеном. Он начал придумывать его в 23 года, и продолжал свой труд до конца жизни.
Собственно идея создать новый язык привела в дальнейшем к описанию эльдар, народа, который мог бы говорить на нём, и к рождению классики фэнтези – трилогии «Властелин колец».
Сам Толкиен писал об этом так: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга – это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда».

 Квенья построен на основе латыни, финского и греческого языков и непрост для изучения. В этом языке 10 падежей: именительный, винительный, дательный, родительный, творительный, притяжательный, отделительный, приблизительный, местный и соответственный. Существительные в квенья изменяются по четырём числам: единственному, множественному, дробному (примеряется для обозначения части группы) и двойственному (используется для обозначения пары предметов). Толкиен разработал и специальный алфавит для квенья – тенгвар, но всё же чаще для записи используется латинский алфавит. В настоящее время количество людей на Земле, в той или иной степени владеющих языком квенья, достигает нескольких десятков тысяч. Говорят, что в Москве есть около десятка человек, знающих его на высоком уровне, достаточном для того, чтобы писать на нём стихи.

Не только «против», но и «вместе» Для того чтобы выжить в своем сообществе, животному нужно стать самым сильным. Людям же, для достижения той же цели на определенной стадии своего развития пришлось учиться договариваться, ладить друг с другом. Благодаря этому человек постепенно обрел уникальный дар – понимать намерения и мотивацию других особей, чтобы полноценно взаимодействовать в группах. То есть развитие мозга стимулировалось не только за счет конкуренции с другими существами, а благодаря и соревновательной конкуренции людей между собой, необходимости искать союзников. Для этого потребовалось анализировать поведение других особей, делать умозаключения, налаживать коммуникационные подходы, что, конечно же, требовало интенсивной и эффективной работы мозга. Такая деятельность включает в себя и предсказывание реакции, и выход на опосредованное и прямое влияние на действия других

особей, и управление ими. А это гораздо сложнее, чем просто поиск пропитания или исполнение бытовой функции. Ученые склоняются к тому, что человек обеспечил себе доминирование на земле именно после обретения способностей к манипулированию.

Кстати, при компьютерной зависимости, общаясь только через машину, человек лишает себя возможности строить модель психики другого человека. Академик Т. Черниговская считает этот процесс очень опасным. Ведь невозможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека подкашивает основы сопереживания и коммуникации, без чего не может быть нормального обучения, а самые радикальные состояния подобного рода могут привести к таким заболеваниям, как аутизм и шизофрения. О том, заболевания ли эти состояния или крайние варианты нормы, мы поговорим в других разделах.

Язык и творчество
Чтобы создавать новое, надо сознательно или бессознательно вернуться к состоянию детского удивления – без этого никакое эффективное творчество невозможно. Надо научиться заново осваивать, то есть «означивать» мир. Его «освояемость» немыслима без развития речи. На орудийную сущность языка и великую роль речи в развитии мышления указывал ещё в первой трети XX века знаменитый отечественный психолог Лев Выготский. Мальцом молол я всякий вздор Умом я не блистал; Хоть много лет прошло с тех пор, Умнее я не стал; И не скудеет дурь моя, Растёт как снежный ком, И в мир иной отправлюсь я Полнейшим дураком. (Песни Матушки Гусыни) Но, оказывается, вздор имеет свою созидательную функцию. Так, Корней Иванович Чуковский отмечал: «Дети играют не только вещами, но и произносимыми звуками. Эти звуковые и словесные игры, очевидно, чрезвычайно полезны, так как в фольклоре детей всего мира они занимают заметное место. Даже когда ребенок становится старше, у него часто возникает потребность потешиться и поиграть словами, так как он не сразу привыкнет к тому, что слова выполняют только деловую, коммуникативную функцию. Разные словесные игрушки всё ещё привлекают его, как привлекают куклы многих девочек, давно уже вышедших из «кукольного» возраста. Вспомним наши русские потешки, созданные уже в школьной среде: «Императрина Екатерица заключила перетурие с мирками». «Челодой моловек! Не камняйтесь бросами, а то режиком заножу, будешь дрыжками ногать». Дошкольнику такие словесные игрушки ещё больше нужны, так как пользование ими всегда знаменует, что ребёнок уже вполне овладел правильными формами слов. Взрослые, кажется, никогда не поймут, чем привлекательны для малых ребят такие, например, незатейливые деформации слов, которые я позаимствовал в английском фольклоре: Жила-была мышка Мауси И вдруг увидала Котауси. У Котауси злые глазауси И злые-презлые зубауси… и т. д. Дети именно потому и смеются, что правильные формы этих слов уже успели утвердиться в их сознании.


 Замечено, что у билингвов более развитый мозг, так как у них все время идет его тренировка за счет внутреннего перевода мыслей с родного языка. Мозг у полиглотов даже увеличивается в объеме благодаря росту некоторых участков коры гипокампа. Углубленное изучение языка приводит и к росту количества серого вещества. Да и в профилактическом отношении многоязычность, оказывается, полезна: происходит замедление в развитии болезни Альцгеймера, и языковые занятия признаны здесь более эффективными, чем применение лекарств. Что касается памяти, то люди, владеющие иностранными языками, легче запоминают информацию. Кроме того, дети, воспитанные в многоязыковой среде, лучше проявляют способности в счете, увереннее ориентируются в пространстве и превосходят своих сверстников в чтении.


Рецензии