Размышления на тему Идеология

Идеология, о сколько копий сломано на данном поприще, и каждый раз, когда речь заходит об идеологии, неизбежно возникает острая полемика, столкновение мнений и борьба разных политических взглядов, что по моему мнению безусловно правильно, так как позволяет нам в процессе дискуссий выявить и обозначить слабые и сильные стороны той или иной доктрины. Философский подход рассматривает идеологию:

как совокупность идей, которые определяют наше отношение к морали, политике, экономике и другим областям нашей непосредственной жизни.
Политологический подход видит идеологию:

как сумму убеждений и принципов, на основе которых формируются политические программы и стратегии.
И как мы можем убедиться благодаря эмпирической проверке, идеология - это безусловно широкий спектр.

Говоря о идеологии в общем формате, я в первую очередь подразумеваю совокупность определенных концепций, образующих некое смысловое ядро, которое выступает своеобразным опознавательным знаком для любого учения, тем самым позволяя отличать его от других. Любая идеология всегда стремится предложить свой вариант осмысленного понимания мира, определить цели развития и пути достижения желаемого состояния общества. Именно такая целостность концепции делает её узнаваемой и уникальной среди множества других учений и направлений человеческой мысли. В современном мире идеология продолжает оставаться важнейшим инструментом формирования общественного сознания. Она выступает не просто набором неких абстрактных идей, а вполне живой, развивающиеся системой координат, которая помогает обществу ориентироваться в сложном мире политических, экономических и социальных отношений, которые не идеальны.

В данном контексте я исхожу из того положения, что саму идеологию невозможно полностью устранить из нашего бытия, как невозможно устранить оценочные суждения, а все по той причине, что идеология коренится в психологических и ценностных предпосылках каждого индивида. Да, именно так. Неоспоримым является то, что идеология незримо движет каждым из нас, каждый наш шаг, каждый наш поступок продиктован нашими идеологическими убеждениями, которые делают любое наше действие осознанным, оправданным и верным. Любой индивид может сам убедиться в правоте данного тезиса, если обратит свой внимательный взгляд на свои же поступки и подвергнет свою деятельность строгому аналитическому разбору. Идеология играет ключевую роль в формировании и структурировании нашей общественной жизни, а индивидуумы, которые составляют в своей совокупности общество, напрямую является исполнителями и носителями господствующих мировоззренческих идей, тем самым формируя свои повседневные действия и отношения к чему бы то ни было на основании принятых в социуме идеологических установок. Например, определенные идеологические убеждения могут повлиять на то, какие ценности считаются важными в обществе, какие законы принимаются и какие правила признаются обязательными для всех членов общества, а какие обществом отвергаются. Таким образом, идеология напрямую оказывает значительное влияние на формирование социокультурной среды, в которой функционирует каждый из нас.

Поэтому игнорировать фундаментальную роль идеологии означает отрицать основополагающие факторы человеческой природы и социального устройства, как таковых.
Устойчивость архетипа идеологии в общественном сознании и в социально-исторической практике принято видеть в том: что идеология сама по себе представляет основополагающую систему человеческих ориентиров и убеждений. Именно идеология развертывает необходимый нам конфликт между идеологическим движением и миром как конфликт между должным и сущим. Этот конфликт формулируется как разрыв между тем, каким должно быть общество согласно ценностям и принципам данной идеологии («должное»), и реальной ситуацией, существующей здесь и сейчас («сущее»). Обладая в сознании ее воспринимающих объясняющей силой, но обращенной не к прошлому, а к настоящему и к желаемому будущему, идеология таким образом стремится сформировать новые социальные структуры, представления и мотивации.

Именно стремление и видение образов нового будущего запускает фундаментальные механизмы истории и прогресса, попутно перемалывая своими жерновами все, что перестало отвечать новым критериям и запросам.
И этот процесс вполне закономерен и вот почему. Каждая прогрессивная идеология всегда ставит перед собой задачу, вначале революционным путем разрушить старый мир на целостном уровне до основания и оправдать данный акт разрушения, а затем, построить новый, чистый, упорядоченный мир по образу и подобию собственного идеологического конструкта. Революционный путь выбирается как способ быстрого и радикального изменения общественного уклада. Разрушение старого мира до основания, есть необходимое условие для построения нового, более справедливого и упорядоченного порядка. По сути, так происходит вытеснение старых ценностей - новыми, благодаря чему формируется пространство для появления принципиально иных общественных отношений и способов взаимодействия человека с окружающим его миром.

Эффективность любой идеологии определяется способностью стимулировать творческое мышление, вызывать вдохновение и живой интерес. Важно учесть то обстоятельство, что идеология должна вдохновляла непосредственно творческий класс (интеллигенция, художники, инженеры, ученые, интеллектуалы), которые могут предложить социуму интересные проекты будущего, масштабные технологические прорывы и смелые образы нового мира. Одним словом, они будут генерировать идеи. И чем ярче и привлекательнее будут нарисованы картины грядущего прогресса, тем легче такая идеология найдет отклик у широких слоев населения. Таким образом, сочетание содержательных социальных идей, современных технологий и способности пробуждать фантазию обеспечат идеологии максимальную привлекательность и силу воздействия на сознание масс. И такое влияние смело можно будет назвать историческим.

В своих размышлениях о идеологии мы можем погрузиться в далекие глубины философии, можем противоречит друг другу обсуждая форму или содержание, но непреложным доказательством для нас всех остается одно:

только идеология организует, мобилизует и сплачивает раздробленные социальные массы в монолитный организм с мощным внутренним потенциалом, что безусловно способствует национальному прогрессу в различных аспектах нашего бытия.
Исходя из исторического опыта и анализа я могу констатировать:

если нет системной организации и гибкой идеологии, то не могут долго существовать и функционировать ни нация, ни государство. Это аксиома.
Каждый общественный строй стремится создать в народных массах свою психологическую и мотивационную структуру с помощью идеологии и инструментов ее пропаганды, что в свою очередь позволяет государству достигать своих целей и решать задачи на разных уровнях объективной реальности. Без создания такой психологической и мотивационной структуры в народных массах, в принципе, не смогла бы состояться ни одна внутренняя трансформация, ни одно историческое событие. Отсюда делаем логический вывод:

что только современная, качественная и гибкая идеология, которая с каждым поколением обновляет свою теоретическую базу может обеспечить прочный фундамент для национального прогресса.


Рецензии