Размышления на тему Идеология

Идеология, о сколько копий сломано на данном поприще, каждый раз, когда речь заходит об идеологии, неизбежно возникает острая полемика, столкновение мнений и борьба взглядов, что кстати, очень хорошо, так как позволяет выявить слабые и сильные стороны доктрины. Философия рассматривает идеологию как совокупность идей, которые определяют отношение к морали, политике, экономике и другим областям нашей жизни. Политология видит идеологию как набор убеждений и принципов, на основе которых формируются политические программы и стратегии политиков и государства. Как мы можем убедиться, это довольно широкий спектр. Говоря о идеологии в общем формате, мы в первую очередь подразумеваем совокупность концепций, образующих определенное смысловое ядро, которое выступает своеобразным опознавательным знаком для данного учения. Любая идеология стремится предложить свой вариант осмысленного понимания мира, определить цели развития и пути достижения желаемого состояния общества. Именно эта целостность концепции делает её узнаваемой и уникальной среди множества других учений и направлений человеческой мысли. Однако сила влияния той или иной идеологии на общество зависит от многих факторов. Среди них стоит выделить следующие аспекты:

1.Исторический контекст: Каждая эпоха характеризуется особыми условиями, вызывающими потребность в новых формах объяснения действительности и мобилизации масс вокруг определённых целей. Например, после революционных событий начала XX века в России широкое распространение получили социалистические идеи, отвечавшие ожиданиям народа относительно справедливости и равенства.

2.Социальная структура: Уровень экономического неравенства, наличие классового расслоения и распределение власти оказывают значительное влияние на популярность тех или иных идеологий. В условиях бедности и социальной несправедливости распространёнными становятся левые движения.

3.Культурное наследие: Культурные ценности также играют важную роль в восприятии идеологических установок. Ценности сформированные креативной прослойкой общества становятся новаторскими и своеобразным вызовом всему тому, что технически и морально устарело и не отвечает потребностям национального роста.

4.Политическая поддержка: Существующая политическая система и деятельность государственных институтов часто определяют успешность распространения какой-либо идеологии. Поддержка государства или политической элиты способна значительно усилить позиции определённой идеологической платформы.

5.Средства массовой коммуникации: Современная медийная среда играет ключевую роль в формировании общественного мнения. Масс-медиа способны продвигать или подавлять различные взгляды, способствуя росту популярности одних идеологий и забвению других.

Таким образом, степень влиятельности идеологии формируется совокупностью исторических условий, культурных новинок, социально-экономической ситуации и действий политических структур, что в свою очередь оказывает глубокое воздействие на развитие отдельных индивидуумов и общества в целом. В дополнение к выше сказанному мною хочу отметить следующее, что идеология должна включать в свою структуру большое количество высококачественных социальных и экономических предложений, актуальных именно сейчас. Это важно по той причине, что такие предложения будут отвечать потребностям широкого спектра людей, отражать их насущные проблемы и предлагать решения этих самых проблем. Так же эффективность любой идеологии определяется способностью стимулировать творческое мышление, вызывать вдохновение и интерес. Важно, чтобы идеология вдохновляла непосредственно творческий класс (интеллигенция, художники, инженеры, ученые), которые могут предложить социуму интересные проекты будущего, масштабные технологические прорывы и смелые образы нового мира. Одним словом, они будут генерировать идеи. И чем ярче и привлекательнее будут нарисованы картины грядущего прогресса, тем легче такая идеология найдет отклик у широких слоев населения. Таким образом, сочетание содержательных социальных идей, современных технологий и способности пробуждать фантазию обеспечивают максимальную привлекательность и силу воздействия идеологической конструкции на сознание масс. И такое влияние смело можно назвать историческим.

В данном контексте я исхожу из того положения, что саму идеологию невозможно устранить из нашего бытия, как невозможно устранить оценочные суждения, а все по той причине, что идеология коренится в психологических и ценностных предпосылках каждого индивида. Неоспоримым является то, что идеология незримо движет каждым из нас, каждый наш шаг, каждый наш поступок продиктован нашими идеологическими убеждениями, которые делают любое наше действие осознанным, оправданным и верным. Мы можем сами убедиться в правоте данного тезиса, если обратим свой внимательный взгляд на свои же поступки. Идеология играет ключевую роль в формировании и структурировании общественной жизни, а индивидуумы, которые составляют в своей совокупности общество, напрямую является исполнителями и носителями господствующих мировоззренческих идей, тем самым формируя свои повседневные действия и отношения к чему бы то ни было на основании принятых в социуме идеологических установок. Например, определенные идеологические убеждения могут повлиять на то, какие ценности считаются важными в обществе, какие законы принимаются и какие правила признаются обязательными для всех членов общества, а какие отвергаются. Таким образом, идеология напрямую оказывает значительное влияние на формирование социокультурной среды, в которой функционирует данный социум. Поэтому игнорировать фундаментальную роль идеологии означает отрицать основополагающие факторы человеческой природы и социального устройства.

Устойчивость архетипа идеологии в общественном сознании и в социально-исторической практике принято видеть в том: что идеология сама по себе представляет основополагающую систему человеческих ориентиров и убеждений. Именно идеология развертывает необходимый нам конфликт между идеологическим движением и миром как конфликт между должным и сущим. Этот конфликт формулируется как разрыв между тем, каким должно быть общество согласно ценностям и принципам данной идеологии («должное»), и реальной ситуацией, существующей здесь и сейчас («сущее»). Обладая в сознании ее воспринимающих объясняющей силой, но обращенной не к прошлому, а к настоящему и к желаемому будущему, идеология таким образом стремится сформировать новые социальные структуры, представления и мотивации. Именно стремление и виденье образов нового будущего запускает фундаментальные механизмы истории и прогресса, попутно перемалывая своими жерновами все, что перестало отвечать новым критериям и запросам. И этот процесс вполне закономерен и вот почему. Каждая прогрессивная идеология всегда ставит перед собой задачу, вначале революционным путем разрушить старый мир до основания и оправдать данный акт разрушения, а затем, построить новый, чистый, у порядочный мир по образу и подобию собственного идеологического конструкта. Революционный путь выбирается как способ быстрого и радикального изменения общественного уклада. Разрушение старого мира до основания, есть необходимое условие для построения нового, более справедливого и упорядоченного порядка. По сути, так происходит вытеснение старых ценностей новыми, благодаря чему формируется пространство для появления принципиально иных общественных отношений и способов взаимодействия человека с окружающим миром.

В своих размышлениях о идеологии мы можем погрузиться в далекие глубины философии, можем противоречит друг другу обсуждая форму или содержание, но непреложным доказательством для нас всех остается одно: только идеология организует, мобилизует и сплачивает раздробленные социальные массы в монолитный организм с мощным внутренним потенциалом, что безусловно способствует национальному прогрессу в различных аспектах нашего бытия. А как мы знаем из исторического опыта, если нет системной организации и строгой идеологии, то не могут существовать и функционировать ни нация, ни государство. Это аксиома. Каждый общественный строй стремится создать в народных массах свою психологическую и мотивационную структуру с помощью идеологии и инструментов ее пропаганды, что в свою очередь позволяет государству достигать своих целей и решать задачи на разных уровнях объективной реальности. Без создания такой психологической и мотивационной структуры в народных массах, в принципе, не смогла бы состояться ни одна внутренняя трансформация, ни одно историческое событие. Отсюда делайте вывод, что только современная идеология может обеспечить прочный фундамент для национального прогресса.


Рецензии