Все идет по коту

Человек выходит от психиатра,
хлопает дверью — скрип, щелчок.
Оборачивается к очереди:
— Март продлили до июля. Указ подписан котом.

Тишина. Кто-то роняет калошу как гитару.
— Это шутка? — Нет, приказ свыше.
— Весны не будет. Ждите снег.

В углу старуха крестится,
мужик в тельняшке нервно закуривает.
— Бред! Это же бред! — наливает в упавшую калошу коньяк. Гладит её.
Полная дама с надрывом в голосе:
— Где протокол? Где печати?!
— Всё украли.
— А воры?
— Их тоже.

Из кабинета стремительно выходят запыхавшиеся санитары,  волокут на носилках снеговика в смирительной рубашке. Очередь вздрагивает, и как по команде,  затягивает «Катюшу» — хрипло, фальшиво.

В это время апрель стучал в окно капелью с парой синичек — но их прогнали тряпкой, будто мух.
Теперь зима официально до самого лета.

Психиатр за дверью, крепко потирая сухие ладони,
подзывает санитаров.
— Готовьте палаты! Скоро здесь будет... (пауза, ухмылка) ...очень весело.

В углу, на тумбочке, закипает чайник,
но тут же замерзает, будто испугавшись.

А за окном, тем временем, мартовский кот в сапогах торжественно объявляет картавым голосом: 
«Гьаждане! Зима — навсегда». 
И растворяется в метели, оставив после себя лишь лужицу замерзшего коньяка.

В дверях возникает Комиссия по оттепели: три человека в японских масках, с портфелями, полными протоколов и листьев сакуры.
— Товарищи! — говорит председатель, 
стуча карандашом по мёрзлому воздуху. —  Не слушайте его, этот кот тяжело болен. Оттепель запланирована на вчера.

Глядя в окно, на лужицу коньяка оставленную котом, психиатор звонит куда-то и шепчет: 
«Да-да… Всё идёт по плану».

В коридоре внезапно заглушённо орет 
магнитофон:  «И всё идёт по плану!»
А очередь, сняв калоши, начинает маршировать на месте, выкрикивая строчки Летова в полной тишине —  как в немом кино. 

Психиатр, закуривая, спокойно поправляет смирительную рубашку на себе и говорит санитарам: 
— Не волнуйтесь, это запланированный 
хор.  Скоро зазвучит и «Катюша».

Тем временем, комиссия по оттепели 
дремлет в сугробе у входа, вокруг которого разбросаны лепестки сакуры, обняв бутылку с надписью «Апрель».
Две синички в казённых фуражках
принимаются играть в чехарду по их спинам.

Прыг! — и одна тинькает второй: 
— Акт №1: Оттепель откладывается.
— Акт №2: Синички назначаются ответсвенными.

Психиатр, продолжая смотреть в окно длинным взглядом, решает им не мешать — ведь они тоже часть плана.

Прыг! — и другая ныряет в карман председателя, вытаскивает печать
и ставит её прямо на солнце — 
оно тут же гаснет.

Магнитофон в это время начинает хрипеть:
— Внимание! Синички переходят на зимнее время!
Очередь замирает, а чайник в углу вдруг поёт как раздавленная канарейка:
— Граждане, это не чехарда. Это пятилетка. И всё идёт по плану-у-у!


Ключевые мотивы и символы:

1. «Март продлили до июля»/«Зима — навсегда» — метафора затянувшегося хаоса, застоя, отмены естественного хода времени. Отсылка к вечному бюрократическому циклу или политической «зиме».

2. Снеговик — жертва, символ застоя и абсурдности системы. Косвенно связан с котом: оба — "агенты зимы", но если кот — активный диктатор, то снеговик — пассивная жертва, что усиливает ощущение тотального контроля.

3. Кот в сапогах — пародия на власть («указ подписан котом»), где абсурдные решения принимаются мифическими существами, а люди покорно им верят.

4. Комиссия по оттепели — аллюзия на исторические попытки реформ, которые тут же замораживаются («оттепель запланирована на вчера»). Имитация "западного" прогресса — маски как суррогат интернационализма. Система пытается надеть "современное" лицо, но получается только пародия + отсылка к "лицемерию". Контрастируют с котом. Их маски vs. кошачья морда — у власти есть "лицо", а у них только пустая форма.

5. Лепестки сакуры - индикаторы оттепели и ирония "импортного" символа. Хрупкие, обречённые маркеры надежды, которые система тут же превращает в абсурд.

6. Бутылка с надписью «Апрель» (последний намёк на возможную весну, суррогат надежды) оказывается пустой — в ней лишь ритуальный алкоголь для комиссии.

7. Синички в фуражках — абсурдные «ответственные» за процессы, которые никто не контролирует. Их «чехарда» имитирует бессмысленные бюрократические акты. Начинают как вестники весны, но мгновенно перерождаются в бюрократов, доводя абсурд до предела. Больше не часть апреля — они часть аппарата.

8. Печать на солнце — чиновничий штамп гасит свет (и сакура больше не зацветёт).

9. Магнитофон, Летов, «Катюша» — контраст между официальной пропагандой и андеграундным протестом, который здесь превращается в марширование «в немом кино» — то есть в пустоту.

10. Психиатр — главный «режиссёр» абсурда, который уверяет, что «всё идёт по плану». Символ системы, поддерживающей иллюзию контроля.

11. Чайник — символ подавленной стихии («закипает, но тут же замерзает», «поёт, как раздавленная канарейка»). Вынужден имитировать «энтузиазм», хотя он раздавлен. Разрушение бытовой логики — его кипение никому не нужно, он парадоксально замерзает — абсурд вторгается даже в законы физики. Последняя надежда (и её крах). В финале чайник вдруг оживает — но его песня сразу же встраивается в общий абсурд. Его «возрождение» — не освобождение, а новый виток безумия. Чайник — микро-модель мира текста:пытается жить, терпит поражение, но даже в поражении имитирует лояльность, становясь частью системы.


Рецензии
Написано талантливо, остроумно, круговерть захватывает и держит внимание до последнего слова. Чего мы только не пережили за последние 100 лет! Но не сломались, живём, развиваемся, сохраняем лучшее и национальные традиции в том числе. Но вернёмся к Вашему тексту… Чтобы поставить всё с головы на ноги, надо немного изменить угол зрения. Россия-матушка - такой гигант: «лицом к лицу - лица не увидать!». Чтобы понять, надо не только уметь чувствовать, но и очень многое знать и уметь эти знания обобщать. История рассудит!

Татьяна Ермолова 2   01.08.2025 10:29     Заявить о нарушении
Вы подняли важный вопрос о двойственности восприятия — как текста, так и самой реальности, которую он отражает. Ваш комментарий предлагает альтернативный угол зрения: не только абсурд и гротеск, но и живую силу традиции, способность народа преодолевать хаос.
Текст, конечно, нужно читать как мрачную сатиру на вечный бюрократический ад. Но если посмотреть иначе — это ещё и история выживания:
- Очередь у психиатра не сбегает, а поёт «Катюшу» — даже в абсурде люди находят опору в привычном, в том, что их объединяет.
- Кот в сапогах — не только тиран, но и персонаж народной сказки, то есть часть той самой «национальной традиции», которую система пытается извратить, но не может уничтожить.
- Синички в фуражках — да, чиновничий абсурд, но и птицы всё равно остаются птицами. Они играют в чехарду — значит, жизнь продолжается, даже если её загнали в рамки приказов.
Абсурд в тексте — не приговор, а испытание. Этот текст и диагноз, и прививка . Если его читать как сатиру — это крик о замороженном времени.
Если читать как притчу — это история о том, что даже в вечной зиме можно найти свой апрель. И, возможно, психиатр в конце звонит тем самым синичкам — чтобы они, вопреки всему, разбудили солнце.
P.S. А кот в сапогах? Ну, коты всегда гуляют сами по себе. Значит, и у этого плана есть лазейка.

Григ Че   01.08.2025 11:27   Заявить о нарушении
Спасибо за такое доброе и детальное пояснение к Вашему произведению. Ещё раз внимательно прочитаю с учётом Ваших комментариев. Но мне текст, повторюсь, сразу очень понравился!

Татьяна Ермолова 2   01.08.2025 13:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.