Три фразы Старшего Гиллеля-Славослова

Оригинал и классический (канонический) перевод трёх часто цитируемых фраз
Гиллеля Старшего (Вавилонянина) из трактата "Пиркей Авот" (Поучения Отцов):

* * *
«Им эйн анИ ли, ми ли?             (**Если я не за себя, то кто за меня?**)
У-хшэ-анИ ле-ацмИ, ма анИ?    (**И если я только за себя, то что я?**)
Вэ-им ло ахшАв, эйматАй?»      (**И если не сейчас, то когда?"**)

1. Имя Гиллель приводит к глаголу [hилЕль] (восхвалял-он, прославлял-он).
Инфинитив этого глагола: [леhалЕль] (восхвалять, прославлять).

Поэтому имя Гиллель можно перевести как Славослов или Богуслав.
Мы уже встречались с именем Ицхак, которое можно переводить как Смеян.
[йицхАк] (будет-он смеяться, рассмеётся). Инфинитив: [лицхОк] (смеяться).

2. Слово «Вавилон» происходит от аккадского (древнесемитского) слова Bab-ilum
или Bab-ili, что буквально означает «Врата-Бога» или «Врата-богов». Ивритским
аналогом пары ilum/ili являются слова [эль] (Бог) и [элоhим] (Бог, боги).

3. Смысл фраз Гиллеля-Славослова Старшего может быть глубже, поскольку предлог
[ли] имеет несколько значений: мне, у-меня, для-меня, ко-мне.

Вариант: Им эйн анИ ли, ми ли? (Если не я у-меня, кто у-меня?) может иметь
оттенок известной дельфийской максимы «Познай самого себя» [гнОси сэавтОн].

4. Исходные фразы Гиллеля-старшего можно свести к трём компонентам дыхания:

• Вдох (я для себя, и никто за меня не вдохнёт);
• Выдох (я не могу только вдыхать).
• Точки поворота между вдохом и выдохом, имеющие нулевую длительность
(если не сейчас - то когда?)

Соответственно, их (эти три фразы) можно свести к расширению (увеличение объёма
при нагревании), сжатию (уменьшение объёма при охлаждении) и фиксации объёма
(при термостабилизации «здесь и сейчас»).

5. Можно увидеть их, как увеличение радиуса окружности, уменьшение этого радиуса
и неизменный центр окружности.

6. Также их можно свести к любым гармоническим колебаниям, поскольку последние
аналогичны дыханию, и к любым триадам типа «вверх-вниз-посередине»,
«начало-середина-конец» и т. п.

Так о чём же эти три фразы Гиллеля-Славослова? Какой из множества смысловых
оттенков он хотел передать? Только ли социальный? Не мелковато ли для мудреца
и знатока Торы, регулярно (если не постоянно) предстоящего перед Богом?..
Есть ощущение, что он описал устройство всего ненулевого Мироздания.

(2025)


Рецензии