Диагноз digital dementia Цифровое слабоумие реальн
Гаджеты пусть остаются в роли утилитарных помощников, о чем говорит и британский психолог Таня Бирон: «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым».
Необходимо предлагать методы творческого мышления, пригодные и нужные именно сейчас. Безусловно, развивая интеллект, нужно учитывать изменения в структуре личности учеников, связанные с возрастом.
Ленивость мозга может способствовать оттачиванию до виртуозности каких-либо навыков. Дело в том, что пытаясь затратить наименьшее количество энергии на выполнение задания, мозг старается идти проторенными тропами – практически в буквальном смысле. Вместо того, чтобы разрабатывать новый алгоритм действий, он предпочтет исполнить устоявшуюся программу-клише, уже оставившую прочный след в памяти от решения одной и той же задачи. Такие программы называются энграммами.
К новым знаниям Каждый человек обладает развитым в той или иной степени интеллектом. Этот «аппарат» объединяет память и мышление, использует, как может, информацию, поставляемую чувствами, и иногда вырабатывает новое знание. Такое знание – плод совместной «переплавки» уже накопленных памятью сведений и новых данных. Как же человек приходит к умозаключению? Самым простым способом объяснить процесс мышления можно так: новые выводы – всего лишь результат припоминания и комбинирования старых сведений, заложенных в память ранее.
Информация, как полуфабрикат Бытует мнение, что до десяти лет (так называемое временнОе «окно возможностей») ребенка нужно просто «напичкивать» знаниями, так как он впитывает в себя всё в режиме автоматического запоминания. Например, иностранный язык, освоенный в этом возрасте, применяется без акцента. Затем постепенно мозг закрывает это «окно». И важно в этот период не
только память пополнять, но пытаться стимулировать и развивать самые разные способности.
Американские психологи установили, что память начинает подводить человека в семилетнем возрасте. Именно к этому времени, согласно исследованиям, проведенным среди 5–10-летних детей, начинают ослабевать воспоминания о том, что было в более раннем возрасте.
Воздействие современных видеоигр
Несколько стереотипное отношение к видеоиграм, как к чему-то явно негативному, уже давно нуждается в пересмотре. Ведь возможности этого коммуникативного ресурса состоят не только в «пулянии-стрелянии», ворующих уйму времени и приводящих к «усыханию» мозгов. Множество игр работают совсем в другом, созидательно-развивающем формате. Это и шахматы, и головоломки, и другие программы, стимулирующие скорость мысли, тренирующие быстроту реакции, основательность логических построений и даже способные выявить склонности к определенному виду профессиональной деятельности. Но мы как всегда из двух зол выбираем оба, вместо того, чтобы мотивировать в ребенке развитие его задатков. А ведь кроме виртуально части, сейчас видеоигры могут сопровождаться и созданием реально осязаемых объектов – с помощью 3D-принтеров. Полноценной учеба будет лишь тогда, когда в ее процессе что-то созидается, а не только ставятся в соответствие друг другу вопросы программы и ответы на них. В любом случае, в высоких медиатехнологиях, к которым относятся и игры, есть как минимум одно непреложное достоинство – возможность подстроить процесс обучения под непрерывно меняющуюся реальность нынешнего времени.
Карманы для информации Несколько слов о смысловых параллелях Сравнение памяти с карманами имеет в основании не только аналогию (наполнение некоего объема, емкости содержанием), но и корреляции с деятельностью «карманников». Вполне реально, что защитникам законности уже совсем скоро придется иметь дело с опустошителями чужих «карманов» памяти или подбрасывателями в них посторонних «предметов» (ложных воспоминаний).
Свидетельство о публикации №125072204597