Окрыляющие прибаутки

Редко кто задумывается над тем, что многие известные крылатые фразы и пословицы, сродни парадоксальному «детскому» мышлению, имеют продолжения, которые в корне меняют привычный смысл: • «Собаку съели, хвостом подавились»; • «Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба»; • «Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет»; • «Ума палата, да ключ потерян»; • «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды» … и так далее. Это свидетельство того, что справедливость любого выражения (тезиса, аксиомы и т. д.) не является абсолютной. Только мы, в отличие от детей, скованные своим опытом, не хотим в том себе признаться. Попробуйте выбрать одно или несколько понравившихся выражений и вывернуть их смысл, доказать их ошибочность. Потренируйтесь! Ведь не узнать броду, коли не сунуться в воду. Чтобы брод изучить, нужно ножки намочить… В ходе проводимых нами семинаров случаются весьма креативные находки: • «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую… ногу и бей снизу в челюсть»; • «Дуракам – закон не писан. Если писан, то не читан. Если читан, то не понят. Если понят, то не так!»; • «Нет худа без добра, а без добра – сплошное худо!»; • «Делу – время, потехе – час, пора и пообедать»; • «Клин клином вышибают, да без молота не справляются»; • «Поспешишь – людей насмешишь, но всё успеешь»; • «Как аукнется, так и откликнется, да эхо надолго останется»… «Метафоры в языке обладают выраженной эвристической функцией, имеющей значение не только в поэзии, но и во всех областях научной и практической деятельности. Их главная функция заключается в генерировании идей», – считал известный советский разработчик разных аспектов теории творчества Г. Я. Буш и цитировал при этом крупного англо-американского философа и математика Макса Блэка (1909–1988): «Каждая наука должна начинаться с метафор и кончаться алгеброй, возможно, что без метафор никогда не было бы никакой алгебры…» (Буш, 1981);



Гениальный Э. Резерфорд не позволял своим сотрудникам работать в лаборатории после шести часов вечера, а по выходным и вовсе запрещал появляться на работе. Молодой советский физик – будущий академик и нобелевский лауреат – Капица запротестовал против этого, но учитель ему ответил: «Совершенно достаточно работать до шести вечера, остальное время надо думать. Плохи люди, которые слишком много работают и слишком мало думают». Немало внимания уделял этой проблеме и легендарный ходжа Насреддин, который тоже прославился оригинальными мыслями. Как-то его товарищ, впервые в жизни увидев минареты, в удивлении спросил: «Как это их делают?» – «А ты и не знаешь? Эх, ты! – заметил Насреддин. – Очень просто: роют глубокие колодцы и выворачивают их внутренность наизнанку». Ну чем этот вроде бы ироничный, парадоксальный прием отличается от алгоритма, который в ТРИЗе (теории рационализаторства и изобретательства) называется инверсией?


Рецензии